Российский Север. Шаги в будущее

Российский Север. Шаги в будущее

img

Пять лет назад Указом Президента Российской Федерации  № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» была намечена грандиозная программа развития Российского Севера на полтора десятилетия вперед. Вслед за первым появился и второй документ - Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». В п. 17 обоих документов говорится о необходимости обеспечения защиты населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ставятся конкретные задачи в этом направлении.

Осуществление научно-технического, нормативно-правового и методического сопровождения деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в арктических условиях напрямую увязывается с развитием арктических комплексных аварийно-спасательных центров и пожарно-спасательных подразделений. Во главу угла ставится совершенствование их структуры, состава, материально-технического обеспечения и инфраструктуры базирования, комплектование новыми образцами техники, оборудованием и экипировкой с учетом решаемых в арктических условиях задач. Огромное значение придается авиационному обеспечению.

Основа выполнение этих задач – выявление и анализ рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выработка способов предупреждения таких ситуаций; разработка технологий, создание технических средств и экипировки для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, модернизация парка воздушных судов, развитие авиационной инфраструктуры и авиационно-спасательных технологий в целях обеспечения защиты населения и территорий, сокращения сроков реагирования на чрезвычайные ситуации с учетом решаемых задач и природно-климатических условий Арктической зоны.

Для повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, обеспечение устойчивости их функционирования при чрезвычайных ситуациях в арктических условиях предлагается развитие систем мониторинга обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне, в том числе на основе обработки данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Новый импульс развитие должны получить и системы антикризисного управления в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Отдельным подпунктом обозначено в Указах:
«…организация учений и тренировок по проверке готовности сил и средств арктических государств к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе возникающих при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов, а также участие в таких учениях и тренировках».

Совершенствование вопросов межведомственного взаимодействия в рамках РСЧС; проведение апробации и сравнительных испытаний новых образцов отечественной техники, технологий, оборудования, экипировки, имущества и снаряжения, предназначенных для использования в Арктической зоне – все это задачи, ставших уже традиционными, межведомственных учений «Безопасная Арктика – 2025».

В аэропорт Певека спецбортами МЧС привезли участников межведомственных учений «Безопасная Арктика – 2025». Также самолёты доставили технику, которая будет опробоваться на территории округа. Старт региональной экспедиции в рамках учений был запланирован на 15 января, сообщает ИА «Чукотка».

Два Ил-76 МЧС России доставили из Москвы в Певек почти 100 человек и пять единиц техники. Специалисты приступили к подготовке снегоходов и вездеходов к экспедиции.

«Прилетели 97 специалистов, 71 из них – участники экспедиции. Остальные будут участвовать в учениях на месте. Также доставили два снегохода отряда Центроспас, вездеходы БТБ-200, «Бурлак» и «Русак К-8». Всего в учениях будет задействовано 14 единиц техники. Часть доставили раньше наземным и морским путём из Якутии, Красноярского края и Санкт-Петербурга», – сообщают организаторы учений.

Региональная экспедиция стартует  в Певеке и пройдёт по континентальной части Чукотки через Анадырь, Эгвекинот и десять других населённых пунктов, а также через два прииска. Протяжённость маршрута составит 2385 километров. Финиш запланирован 31 января на метеостанции Валькаркай, затем участники вернутся в Певек. Также в последний день января в округе должна финишировать «Экспедиция памяти», посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Она стартовала 27 декабря в Мурманске и пройдёт по десяти арктическим регионам России.

14 января 2025 арктическая «Экспедиция памяти» МЧС России прибыла в Ямало-Ненецкий АО. В деревне Лаборовая торжественно передали частицу Вечного огня. По округу участники экспедиции пронесут ее более 1,5 тыс. километров. По территории Республики Коми группировка МЧС России преодолела 1 300 километров и 5 населенных пунктов: Усинск, Новикбож, Печора, Инта, Воркута. В каждом прошли памятные мероприятия у мемориалов погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В этот же день в Певеке стартовала чукотская часть экспедиция МЧС. Она проходит в рамках учений «Безопасная Арктика – 2025», протяжённость кругового маршрута составляет около 2,5 тыс. километров.

Перед стартом экспедиции её участники провели в Певеке выставку прибывшей в город техники. Все желающие могли посмотреть на вездеходы и снегоболотоходы, побывать внутри машин и посидеть в водительском кресле. После завершения работы выставки, примерно в 19:30, колонна вышла на маршрут и отправилась в село Рыткучи.

«Первоначально старт планировался 15 января, но чтобы пройти маршрут в установленное время в сложных условиях приняли решение выехать на день раньше. В составе экспедиции 72 человека, включая представителей Республики Беларусь, и 13 единиц высокопроходимой техники. Руководит колонной советник главы МЧС России Даниил Мартынов», – сообщили в управлении МЧС по Чукотскому АО.

На маршрут вышли вездеходы «Бурлак», «ТМ-140», «Русак К-8» и белорусский «БТБ-200». Также в составе экспедиции экипажи на снегоболотоходах «Север-Трак», «Архант N-Арктика» и другой технике. Среди участников есть представители предприятий-разработчиков, которые знакомятся с опытом эксплуатации машин в экстремальных условиях, чтобы совершенствовать свою продукцию в дальнейшем. Во время экспедиции спасатели планируют провести шесть тренировок. На месторождении «Купол» запланированы учения по ликвидации пожара. Затем по пути к селу Усть-Белая Анадырского района техника будет преодолевать крутые склоны с применением «снежных якорей». В 20 километрах от Анадыря на Канчаланском лимане пройдёт тренировка по подъёму провалившегося под лёд автомобиля. На территории муниципального округа Эгвекинот по координатам будут искать потерявшуюся группу людей, также организуют поиск в лавине.

Финиш экспедиции запланирован 31 января на метеостанции Валькаркай, затем техника и люди вернутся в Певек. Общая протяжённость маршрута составит 2385 километров. По дороге в населённых пунктах участники передают пожарные извещатели, а также сладкие подарки и фрукты для детей.

«Экспедиция памяти», посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, пройдет через десять арктических регионов РФ от Мурманска до Чукотки. Её финиш также запланирован в Певеке 31 января. Напомним, что экспедиция проходит в рамках учений «Безопасная Арктика – 2025». Они организованы по поручению президента России в целях совершенствования межведомственного взаимодействия при реагировании на различные чрезвычайные ситуации в Арктике.

Подготовлено по материалам из открытого доступа
Поделиться: