Часть 1.
И снова речь пойдет о пожарном шлеме, точнее о великолепной линейке самого узнаваемого пожарного шлема в мире – Gallet.
Подбирая первые слова для характеристики наших сегодняшних героев, на ум почему-то пришли некоторые слова, употребляемые героиней сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» Эллочки-людоедки (Щукиной):
Знаменито!
Хо-хо (выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворённость)!
Кр-р-расота!
Ого (ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворённость)!
Окунувшись в историю появления на свет линейки шлемов Gallet, я, честно говоря, несколько опешил. Ну да – они хороши – и это я про чисто визуальный аспект, ну да – они удобны, ну да – они неимоверно функциональны, но все же… Пишу эмоционально, честно, ибо сам в годы службы с большим удовольствием использовал шлемы Gallet, была реальная возможность испробовать все на себе, на своей голове (а моя голова испытала на себе очень много шлемов, начиная от простого «яйца» (КП-80) до, не скрою, моего любимого Dräger HPS® 7000). И вот сейчас, находясь не на линии огня, а кайфуя на диване и заполучив в свою коллекцию очередной экспонат в виде последнего в линейке Gallet F1 XF, стало сильно интересно – почему же этот образец пожарного искусства так хорош?
Успех этих шлемов - сочетание мечты и долгой исследовательской работы.
Перенесемся же с Вами во Францию времен рождения третьей Республики и начала Франко-Прусской войны 1870-1871 годов. В те времена французские пожарные, как и их коллеги по всей Европе имели довольно разношерстный набор защитных касок – в хождении и латунные и медные и кожаные защитные изделия для горячих пожарных голов. Однако, на мой взгляд, французская каска того периода, начинает приобретать свой специфический характерный вид, так называемый «французский вариант»: сфера с припаянными к ней моно-козырьками, где нет сильно выделяющегося не переднего не заднего козырька, а также небольшой заостренный гребень (в отличии от более массивных и вытянутых от задней части к передней красивых гребней с небольшим закруглением его в передней верхней части).
С различными небольшими изменениями, подобные каски просуществовали до начала Первой мировой войны, до тех пор, когда во французской армии не появились знаменитые на весь мир защитные «каски Адриана», оказавшие свое сильное влияние и на форму касок для пожарных.
Надо сказать, что еще со времен Наполеона I Буонапарте, элитарной составляющей противопожарной службы во Франции являются два военизированных подразделения: Парижская пожарная бригада (Brigade de sapeurs-pompiers de Paris) и Марсельский военно-морской пожарный батальон (Bataillon de sapeurs-pompiers de Marseille) (остальные же гражданские пожарные службы называются Service Départemental d'incendie et de secours (SDIS) (Департаментная пожарно-спасательная служба), которые контролируются Министерством внутренних дел (Ministère de l'Intérieur) и Управлением гражданской обороны и безопасности).
Поэтому не стоит удивляться столь сильному влиянию армейских касок на внешний вид касок для подразделений пожарной охраны. Перед Второй мировой войной пожарные каски начали изготавливать из нержавеющей стали, форма «каски Адриана» продолжала доминировать, с различными вариациями форм гребня, хотя, в основном, он и имел свою узнаваемую треугольную форму, а в среде профессионалов его называли «le casque modèle 33» (каска модели 33). Неизменным оставалось только одно – гербы, расположенные на передней части сферы, с надписью «SAPEURS-POMPIERS» (в очень редких случаях «POMPIER», где слово «SAPEUR» означает сапёр и относится к первому официальному подразделению пожарной охраны, созданному Наполеоном I, вошедшему в состав военно-инженерных войск после пожара в Австрийском посольстве в 1810 году, слово «POMPIER» означает пожарный и происходит от слова «POMPE» (насос) и далее на гербе указана либо Префектура, либо провинция, либо населенный пункт, где дислоцированы пожарные подразделения или пожарная часть. Подобная модель, для своего времени, неплохо защищает верхнюю часть головы, не только от ударов, но и, в более позднем исполнении, когда поля (передний и задний козырьки) стали более приподнятыми, от брызг. Однако, те вызовы, которые жизнь стала подкидывать пожарным в виде все более сложных, масштабных и технологически развитых пожаров и аварий, уже не делали пожарные каски старых образцов столь безопасными и востребованными. Изменение тактики тушения и более развитое пожарно-техническое вооружение, меняет возможности мобильности пожарных, а значит защита головы должна быть более стабильной, а не быть болтающейся «миской», развитие средств защиты органов дыхания и зрения подразумевает более продвинутые приспособления крепления и, опять же таки, иную плотность прилегания сферы к голове (тут в пору писать отдельную статью о развитии дыхательных аппаратов). Ну и конечно же повышение уровня сопротивления высоким температурам, а еще желательно и снижение риска проведения электричества. Вопросов много – ответов нет, а они нужны. Мало кто понимает, что пожарный, как государственный служащий, очень ценный специалист, в которого вложены большие деньги, а значит, его необходимо обеспечить максимально качественным снаряжением, в том числе, и средством защиты головы.
Вот примерно в этом месте я начал и немного путаться и сильно об… удивляться от того уровня подхода, многообразия подходов и скрупулёзности, с которой французы подошли к вопросу защиты своих голов! И, самое главное, на всех этапах мечтаний, придумываний, разработок, исследований, проверок, тестирований – постоянно были именно пожарные, пожарные действующие, не штабные «крысы», не тыловые служащие «с передовой», а именно тушилы! Цель, которую пожарные ставят перед собой – идеальный защитный шлем нового поколения – шлем будущего!!!
Переносимся в Париж. Легендарная Парижская пожарная бригада (во Франции ее сокращенно именуют BSPP, и я предлагаю в дальнейшем использовать именно эту аббревиатуру для упрощения написания или использовать слово, более привычное для отечественных ветеранов пожарной охраны - бригада).
Если я все правильно понял, началом разработки легендарных шлемов Gallet, можно считать 1970 год. Не смог найти более точно (пока), но на просторах интернета мне попалось, что генерал Пердо, командовавший BSPP в то время, совместно с конструкторским бюро или бюро общих исследований бригады, начали исследование по поиску оптимального решения для защитной каски, просто с целью обеспечения большей защиты головы и глаз пожарного. Тут у меня возникает два предположения. Первое: в 1975 году к поиску решения в бригаде был привлечен инженер-строитель, поступивший на службу в BSPP коммандант (или капитан) Жак Лежандр (имя, которое нам стоит запомнить). Второе предположение, что именно на начальном этапе, было принято решение отказаться от оснащения своих служащих шлемами иностранного производства. Еще одним предположением, говорящим в эту пользу, выдвину и то что извечные «друзья» французов – немцы, в тот же период шли по тем же тропинкам, но не сильно уходя от непосредственно военных шлемов (примеры касок М34 по стандарту DIN 14940, или более поздние каски для сил противовоздушной обороны типа «Gladiator»), а также из-за того, что, принявшая участие на начальной стадии исследования итальянская компания Mispa, после представления своих образцов, в период 1972-1976 годов, была исключена из дальнейшего поиска оптимального варианта. Однако, думаю, что при разработке учитывался опыт соседей, например, немецкой компании Römer, которые делали пожарные шлемы типа «Holland» для Нидерландов, с легендарной «голландской» пелериной.
Стоит отметить, что уже на этой стадии в бригаде формируется идея создания некой сферы с возможностью добавления дополнительных модулей для различных целей: подключение дыхательных аппаратов (которые во Франции уже тогда работали на сжатом воздухе), средств связи или освещения. Не забывали и о цене, опять же таки как я понял, «модульные» идеи должны были влиять на цели, которые должны выполнять те или иные подразделения, иметь возможность соответствующего комплектования, что в свою очередь будет влиять на конечную цену изделия.
Следующей толчок в разработке нового шлема придает Генеральная дирекция по вооружению (la Direction generale de l'armement) Министерства вооружённых сил Франции в 1978 году, которая заинтересовалась проведенной работой и уже конкретно заказало исследование, касающееся разработки головного оборудования для пожарного персонала. И опять BSPP выходит на первые роли в разработке, консультируя различные государственные агентства и частные компании. В частности, к работе подключается компания по разработке и производству аквалангов «Fenzy», которые уже начали своё производство промышленных (в том числе и для пожарных служб) дыхательных аппаратов.
В 1979 году происходит ряд трагических случаев, которые сильно повлияли на дальнейшее развитие событий.
7 марта 1979 года в 17-ом округе Парижа на площади Святого Фердтнанда (Place Saint-Ferdinand) в районе между домами 28-32 вследствие аварии на газопроводе в 20 часов 19 минут произошел крупный пожар. К месту пожара были вызваны пожарные части бригады, скорая помощь, полиция и специалисты газовой службы. В числе первых к месту вызова прибывает подполковник (lieutenant-commandant/ лейтенант-коммандер) Лежандр.

Примерно в половине десятого вечера, когда пожарные проводили работы по тушению пожара и эвакуации жителей, а специалисты газовой службы пытались устранить утечку газа, раздался мощный взрыв. Медиками с места пожара с ранениями разных степеней тяжести были доставлены в ближайшие больницы два работника газовой службы, семнадцать пожарных и двое полицейских. Среди них Жак Лежандр – как и все пожарные BSPP он работал в пожарной каске «33 модели» - вследствие взрыва он получил травмы разной степени тяжести, но что было страшнее всего, он потерял глаз. Как отмечал Фабьен Пикар на информационном портале «ALLO18»: «Эта травма породила настоящую навязчивую идею: как эффективнее защитить головы парижских пожарных во время ликвидации последствий».
Уже 20 апреля 1979 подполковник Жак Лежандр, после выписки из больницы, представлен как новый начальник Третьей пожарной группы (Troisième groupement d'incendie) в составе BSPP.
И наконец в июле 1979 года был представлен первый прототип нового пожарного шлема от компании «Fenzy», испытания которого решением генерального совета бригады поручено провести на базе 2-ой пожарной роты 2-ой пожарной группы (юго-восточная часть Парижа), 9-ой пожарной роты 1-ой пожарной группы (северо-восточная часть Парижа) и 28-ой пожарной роты 3-ей пожарной группы (Западный Париж). Опытная эксплуатация проводилась вплоть до конца 1980 года.
Шлем представлял из себя единую пластиковую сферу, которая полностью защищает голову ото лба до начала шеи (…уже заметны те самые узнаваемые формы…), имеет закрепленное по бокам прозрачное пластиковое забрало, сделанное по подобию защитного стекла на шлемах полиции (забрало по исполнению сильно напоминает каску пожарного защитную КЗ-94 (Россия), шлем компании «Federal Premier» PH 2, примерно конца 70-х-80-х годов (США), ну или куску компании Schuberth, модель «F110» (Германия). Несмотря на однозначно лучшие защитные свойства предоставленного образца, BSPP остались не удовлетворены результатами испытания. Я не смог найти какого-либо описания представленного прототипа, однако фотография самого шлема есть - разумеется, если сравнивать его с «моделью 33» - это небо и земля по всем аспектам. Как было сказано выше, бюро общих исследований бригады предполагало возможность модульного оборудования нового шлема, а в компании «Fenzy» ушли от такой возможности и сразу, как я думаю, «заточили» шлем под свой дыхательный аппарат. В новинке сразу реализована интеграция системы освещения в верхнем гребне и ниши для гарнитуры связи на уровне ушей. Критике была подвергнута передняя часть шлема: сочетание передней части сферы (козырек) и узла – фонарь / забрало, которые представляли собой неудобное сочетание как при эксплуатации непосредственно на пожаре, так и при техническом обслуживании шлема. Фонарь, интегрирован в гребень, который в свою очередь крепился к сфере специальными винтами и, судя по имеющимся фотографиям, не имел достаточной плотности примыкания. Повторюсь, этот образец – прорыв в области защиты головы пожарного, однако в бригаде посчитали что сочетание «сложность обслуживания-качество-цена», не отвечает заявленным требованиям.
Небольшое лирическое отступление.
Наверное, многие помнят прекраснейшую серию фильмов великого Жака Ива Кусто «Подводная Одиссея капитана Кусто». Я, например, ждал воскресенья, особенно если был в гостях у бабушки или у дедушки, садился перед телевизором и включал первый канал. И вот, разглядываю фотографию первого прототипа будущей легенды, меня внезапно «кольнуло». Я включил несколько серий Одиссеи и… вот Бернар Делемотт, вот Серж Фулон, вот Филипп Кусто, вот Альберт Фалько, которые совершают свои погружения (некоторые серии Одиссеи: «Акулы» (1967 год), «Коралловые джунгли» (1967 год), «Тайны глубин» (1968 год), «Легенда озера Титикака» (1969 год) ….) в очень интересном защитном шлеме с интегрированной системой освещения. Тяжко было найти информацию о данном изделии. Даже мои друзья дайверы и водолазы, которые имеют очень внушительный багаж погружений, не смогли дать информацию о нем. Благодаря моему другу Максивову М.В., получилось познакомиться и пообщаться с организатором Музея истории водолазного дела «ДобротворецЪ». Однако, только у легендарного Александра Ивановича Козлова, получилось узнать, что данное оборудование произведено по заказу директора съемочной группы во Франции, сделано было около 50 штук (в г. Тулоне) специально для съемок серии фильмов «Подводный мир Жака Кусто».
Ни чего ли вам это не напоминает??? Совпадение – не думаю!

Продолжение следует















