Одновременно с участниками «Шелкового пути» отправились за своей добычей и тысячи «джипперов» – организаторов и гидов-водителей экстремальных автомобильных экскурсий и экспедиций. Вместо квалифицированного мастерства и техподдержки они зачастую предлагают любителям красоты и острых ощущений низкую цену.
Интернет полон самых разнообразных предложений. Читаем:
«Приглашаем Вас на внедорожные покатушки «Выходные в стиле Трофи» с командой нашего клуба — каждую субботу, в любую погоду, круглый год! Наши покатушки собирают всех желающих участников на своих внедорожниках из Москвы, Подмосковья и близлежащих областей. Мы встречаемся утром и дружной колонной покоряем интересный внедорожный маршрут до самого вечера. Во главе колонны всегда находится наш подготовленный внедорожник с экипажем опытных и профессиональных трофи-инструкторов, готовых в любой момент помочь – подсказать оптимальный способ преодоления препятствий на пути следования, помочь вытащить застрявший автомобиль, оказать необходимую техпомощь.
Все наши маршруты делятся на три категории: самая простая для "кроссоверов" - покатушка с экскурсионным дополнением и несложным бездорожьем, без повреждения ЛКП, бамперов и т.п. Это идеальный формат для начинающих и любителей посмотреть интересные достопримечательности. Средняя - для "отважных 4х4" - как правило, без достопримечательностей, цель - найти внедорожные приключения на бездорожье и справиться с ними. Можно участвовать на стандартном внедорожнике. Самая сложная - для "подготовленных" - тяжелый маршрут с препятствиями, для преодоления которых нужна лебедка. Часть маршрутов идут под категорией для "отважных и подготовленных" - там есть возможность объехать наиболее тяжелые участки, а подготовленным наоборот - попробовать на них свои силы, лебедки, мужество и отвагу!».
Ниже на сайте можно ознакомиться с подробностями, посмотреть фотографии, видеосъемки. Увидеть в лицо организаторов. Это, оказывается, тоже очень важно. И тоже входит в цену: ведь это своеобразная гарантия, осознание ответственности.
Рынок услуг по экстремальному автотуризму с каждым годом растет. Особенно заметно это в горных регионах. Вместе с ним растет и число чрезвычайных ситуаций на бездорожных маршрутах. От Кубани до Каспия нет, наверное, сегодня такого места, где за небольшие деньги вас не готовы бы были провести по горной дороге до красивого водопада, старинного городища. Покорение высоты и поиск красоты, к сожалению, нередко кончается проблемами и даже трагедиями. Вот лишь несколько примеров.
2018 год. Краснодарский край.
Днем 14 августа джип с туристами во время прогулочной поездки упал в горном массиве с обрыва у села Возрождение рядом с Геленджиком. Семь человек, в том числе двое детей, получили тяжелые травмы.
«В момент аварии в джипе находились водитель и две семьи с детьми. Все они из других регионов. Водитель джипа находится в коме, он нетранспортабелен. Пассажирка получила перелом позвоночника, ее муж — компрессионный перелом позвоночника, находится на искусственной вентиляции легких. В тяжелом состоянии один из двух детей 13 лет, у него пневмоторакс, он также на искусственной вентиляции легких», — сообщал «Интерфакс» со ссылкой на специалистов Минздрава Краснодарского края.
По факту случившегося возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей).
В рамках расследования правоохранителям удалось установить владельца ТС. Он пояснил, что предоставлял машину в аренду мужчине, который управлял ею в момент ДТП, в подтверждение тому в распоряжение следственных органов были предоставлены соответствующие документы. Также известно, что трагедия случилась в рамках оказания отдыхающим туристических услуг.
Заметим, что в регионе уже был принят закон, регулирующий организацию авто и мототуризма на маршрутах повышенной опасности, в котором четко прописаны требования к автомобилям, водителям, а также к маршрутам, по которым возят туристов.
2019 год.
Загородная поездка на внедорожнике в окрестностях Сочи вполне могла закончиться печально – водитель УАЗа переоценил возможности своего автомобиля, и джип с туристами застрял посреди реки. К счастью для отдыхающих, один из которых снял происходящее на видео, машина не опрокинулась.
Загородная поездка на внедорожниках едва не закончилась печально – в Сети опубликованы кадры экстремального отдыха, сценарий которого явно отклонился от запланированного.
По предварительной информации, группа туристов отправилась в тур на джипах в окрестностях микрорайона Головинка города Сочи в Краснодарском крае.
Казалось бы, на ровном месте… ДТП произошло под Анапой на автодороге, ведущей к селу Гай-Кодзор. Водитель автомобиля УАЗ не справился с управлением и перевернулся. Туристов, которые стояли в открытом багажнике и держались за поручни, выбросило из машины. Чудом никто не погиб, но есть пострадавшие. Момент аварии попал в объектив видеорегистратора попутного автомобиля.
2021 год. Краснодарский край.
В Абинском районе при форсировании реки перевернулся УАЗ, погибли люди. 45-летний мужчина с супругой, двумя детьми и матерью приехали в станицу Шапшугскую для отдыха на природе. На своем автомобиле УАЗ они решили переехать через реку Адегой. В момент форсирования реки внедорожник перевернулся.
61-летняя женщина и ее 17-летняя внучка смогли выбраться из транспортного средства и выбраться на берег, 35-летняя женщина и ее супруг в результате происшествия погибли. Пострадавшие находятся в больнице.
Спустя несколько часов спасатели обнаружили тело мальчика в реке в 400 метрах от места трагедии.
2023 год.
В «АиФ - Северный Кавказ» читаем:
«Поездка туристов на озеро Гижгит 6 марта обернулась трагедией. По версии спасателей, водитель внедорожника Toyota Land Cruiser Prado не справился с управлением. Машина сорвалась вниз по скалистому склону, ускоряясь до самой кромки ненадёжного льда, после чего погрузилась в воду.
В автомобиле было шесть человек. Двое пассажиров погибли, один получил травмы и попал в больницу. По неофициальной информации, госпитализирована 24-летняя девушка. Её мама 1975 года рождения - в числе погибших. Выжили также водитель и супружеская пара среднего возраста. О личности второй жертвы пока ничего не известно. Туристы, как пишут в телеграм-каналах, приехали из Свердловской области и Москвы. Официально их данные не разглашаются.
Джип-туры в этих местах пользуются популярностью. Фото: пресс-служба ГУ МЧС по КБР
«Спасателям пришлось спуститься к озеру по крутому склону и транспортировать погибших с помощью специальных носилок. Одно тело было в воде, водолазы его вытащили на берег, а потом вынесли наверх. Живые выбрались сами до прибытия спасателей», - рассказал пресс-секретарь республиканского управления МЧС Кантемир Беров.
В спасработах участвовали 22 человека. Автомобиль доставать сразу не стали. В сентябре 2017 года, когда на этом озере произошла такая же авария с погибшими, сорвавшуюся в воду машину подняли, как только позволили погодные условия.
Острее всего отреагировали на случившееся сами любители джип-туров:
«В последнее время из-за автотуристов, которые ломятся к нам в горы, выросло число подобных ЧП. Неужели они думают, что выпили эликсир бессмертия? - возмущаются комментаторы в социальных сетях. - Зачем лезть, если нет ума и опыта? Или вы думаете, что навороченные внедорожники всемогущие? Две человеческих жизни - цена глупости и понтов!»
Вот мнение профессионала – спасателя 1 класса, руководителя поисково-спасательного подразделения «Кисловодск» Северо-Кавказского РПСО Рифата Кутуева:
Грамотно организованные, прежде всего с учетом безопасности, поездки по экстремальным горным маршрутам на внедорожнике – настоящее запоминающееся приключение. Но есть две беды: одна – желание заработать на джип-турах без всякой заботы о безопасности; вторая – кажущаяся легкость такого тура, особенно, когда сидишь за рулем крутого авто. Первая беда – однозначно преступная деятельность, вторая – удел «чайников», с которыми забот не меньше. По тому, что происходит в целом с экстремальными видами отдыха, понимаю, что одними запретительными мерами порядок навести не удастся. Но надо искать какие-то рамки, пределы разумного.
Что же касается гидов-водителей… Знаю многих ребят, которые работают здесь в Кисловодске, в районе Кавминвод, на северных склонах Эльбруса – Джисы-Су, Бермамыт, они нам часто даже помогают.
Хорошо, что СМИ всегда откликаются, рассказывают не только о ЧС, но и о сути проблемы. Надо каким-то образом донести до людей: время общения со спасателями до начала тура – ничто по сравнению с возможными последствиями необдуманных решений. Даже если вы абсолютно уверенны в себе, своих навыках и знаниях горных дорог, сообщите спасателям две простые вещи – ваш маршрут и контрольное время выхода на дорогу общего пользования.
А как все-таки относятся к проблеме безопасности сами организаторы джип-туров? Удалось побеседовать с заместителем генерального директора туристической фирмы «ГЛОБАЛ КАВКАЗ» Кантемиром Давыдовым:
«На главной странице нашего сайта мы написали: основа нашей философии — страсть к приключениям и открытиям. Мы предлагаем вам разнообразные форматы туров и делаем маршруты, где еще не было туристов. Присоединяйтесь к группе или свяжитесь с нами для разработки индивидуального путешествия.
Другими словами, мы сразу предлагаем познакомиться.
Мы создаем внутренний регламент компании, беря за основу маршрутные перевозки. Почему? Потому что именно наша деятельность, она пока никак не регламентируется. Есть на местном уровне ряд законов, в Краснодарском крае, например. Но это скорее рамочный закон, а не практический. Мы, создавая регламент, пытаемся развить имеющиеся наработки, довести до уровня отрасли. Надеемся, когда все отработаем с профильным министерством, появится почва и для законодательной инициативы.
А пока на практике вот что происходит: люди покупают резину по 5 тысяч рублей за комплект (на джип-то!) и возят на ней людей… На «бэушном» рынке покупаются запчасти (напоминаю: для поездок в горы!). О состоянии здоровья водителя тем более речи нет.
Как быть, если у нас всего пять-шесть машин и держать врача мы не можем? Выход есть – заключить договор с транспортным предприятием, где есть выпуск водителей на линию. Почему я и говорю, что за основу мы берем регламент пассажирских перевозок. Каждое утро и машина и водитель проходят контроль. Так сейчас поступают таксисты. Так же и мы планируем для наших водителей. А вот для того, чтобы это работало, нужны соответствующие законодательные документы.
Сегодня картина следующая: только в районе Кавказских Минеральных вод на джип-турах работает свыше тысячи машин. Добавим Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Ингушетию, Чечню… Я уже не говорю о Дагестане, где сейчас просто наплыв туристов.
Страшно, что джиппигном пытаются заниматься люди или вообще не имеющие к горам никакого отношения, или те, кто убедил сам себя, как минимум, во всемогуществе.
Совсем свежий пример. Мужчина, работающий в горах, знакомый с горными дорогами, решил отправиться по более сложному маршруту. Только случайность (или точнее – судьба!) свели нас в тот день вместе. Я был на «Патриоте» с 33-ми колесами и только это помогло в конечном итоге вытащить «всемогущую» Ниву, со штатной резиной, подтекающим и греющимся радиатором. И водителем, «намертво» тормозящим на скользком склоне. От неизбежных спасработ он был на волоске…
Так вот, к таким водителям люди чуть ли не в очередь стоят: цена вопроса привлекательная. Люди напрочь забывают, что приехали они отдыхать, получать удовольствие, радость. За смешные деньги они садятся в «Калины» и «Приоры» городских таксистов, которые вдруг решили, что они покорители горных маршрутов. О последствиях просто не хочется говорить, достаточно сказано!»
Сезон горного туризма в разгаре. Джиппинг, как никогда востребован. Однако, не торопитесь, не гонитесь за дешевизной тура. Посмотрите внимательно: кому вы собираетесь доверить свое хорошее настроение, здоровье, жизнь?
При подготовке использованы материалы из открытого доступа.
Горные фото Кантемира Давыдова