Яркое лето: познавая безопасность

Яркое лето: познавая безопасность

img
Каникулярные досуговые программы пользуются интересом у родителей обучающихся начальной школы, не имеющих возможность на всё лето отправить ребёнка на загородный отдых к бабушке. Идея очень хорошая, потому что дети находятся под присмотром квалифицированных педагогов, а материально-технический ресурс школы позволяет организовать самые различные познавательные программы. Как это работает и как даже период летнего каникулярного времени может формировать культуру пожарной безопасности, рассказывает учитель начальных классов ГБОУ города Москвы Школа №2101 Виктория Михайловна Солодухина.
 
Солодухина Виктория Михайловна, учитель начальных классов
ГБОУ города Москвы Школа №2101

Программа «Яркое лето» разрабатывалась специально для того, чтобы младшеклассники, которым пришлось проводить июнь в стенах родной школы, не испытывали ощущения продолжения учебного года. Каждый день программы должен быть запоминающимся и приносящим пользу. Летние каникулы – не только прогулки, хотя наш школьный парк и к этому располагает, и мы проводим с участниками программы экологические экскурсии в формате «вокруг школы».

Не всегда погода, увы, позволяет находиться на улице долго. И тогда наступает время поделок и викторин.

8 июня мы отмечали День океанов. Поговорили величии нашей родной страны, омываемой со всех сторон морями и даже Тихим океаном, попробовали силы в передаче информации флажным семафором, об экологии водных ресурсов. А затем задумались: пожар и вода, разве это совместимо? Почему так опасен огонь в море и как этому противостоят на флоте? На помощь пришла викторина портала ВДПО.рф «Море огня». Конечно, она не случайно отнесена к образовательным, а не проверочным – многие вопросы для начальной школы звучат как риторические, но в совокупности с качественными иллюстрациями позволяют предположить ответ и радоваться, когда коллективное мнение «Яркого лета» совпадает с карточкой ответа.

Неплохой способ дозированно рассказать о морской романтике, а проблема пожарной безопасности подается в интересном ракурсе: как обходились люди с огнём в эпоху парусных кораблей, ведь тогда не было электричества? А что было? Это уже повод совершить исторический экскурс, блеснуть знаниями: «Свечки! Фонарики!» - «Фонарики? Какие, на батарейках?» - «Нет, со свечкой внутри, как у гномика в мультике!».

Отлично, логика у нас работает! Думаем дальше, пытаюсь сбить с толку двадцать с лишним «ярколетовцев»: «А зачем свет, луна, солнце, море, курорт же! Сиди на палубе, загорай?». Оказалось, знают про тёмные трюмы. И про то, что там не только золото перевозили, но и бочки с порохом, драгоценные ткани – а это все легко воспламеняется. Да и в самой формулировке вопроса подсказка – слово «просмолённые». Решаем, что точно огонь был под запретом – ведь сейчас в таких местах вывешивают знак пожарной безопасности с перечеркнутой спичкой «Открытый огонь запрещен!». И тут, перед самым нажатием кнопки ответа – предположение: «Погодите, а обед? Чай? Морскую же воду пить нельзя, и сырую рыбу тоже есть не будешь».  Значит, можно, но осторожно! Впрочем, как и всегда с огнём.

А вопрос 3 снова возвращает нас к теме о пище. Но мы уже опытные, вопросом 2 наученные, что ответ может содержаться в картинке. Внимательно смотрим. Вспоминаем название морского повара – «кок». И оказывается, что всё же были такие моряки, которые готовили принципиально на суше – финикийцы. А уже когда стали строиться большие корабли с разными помещениями, то появился камбуз – корабельная кухня.

Молнии, метеориты, электрические разряды Эльма – что из этого приведёт к пожару на корабле?

Вопрос 8 про героический экипаж капитана Г. Брусилова и его злоключения столетней давности – это возможность рассказать детям про Северный морской путь, его актуальность и в наши дни, и о герое-летчике Николае Кастанаеве, погибшем в 1937 году в тех краях – его имя носит улица, на которой расположена школа, и он жил на этом месте, а его дочь Светлана долго работала на авиазаводе №22, вокруг которого и сложился наш микрорайон.

Интересно, что про крейсер «Аврора» слышали все, но что он – пароход, прозвучало для ребят почти обидно. Такой гордый корабль – пароход??? С углём??

Зато оказалось, что пожарный катер на Москве-реке видели многие. Не в работе, как на фото в викторине, но красную «пожарную» раскраску заметили и запомнили.
Вот такое вышло морское путешествие.

15 июня – День создания Всероссийского добровольного пожарного общества и одновременно День юннатов. Как это совместить в одной викторине? Легко. «Безопасный костёр»!

И вот тут можно быть абсолютно спокойными – все учителя нашей школы на уроках Окружающего мира успели сформировать абсолютно уверенные знания о том, как разводить костёр, какие меры предосторожности необходимы. Даже не получилось награждать самых быстрых или самых знающих – ответы шли хором и без размышления, но с аргументами! и это радует.

Интересно, что 15 июня – ещё и Всемирный день ветра, и сразу в вопросе 1 – речь о нём (в какую погоду нельзя разводить костёр), и ребята знали причину запрета, и в вопросе 4 (можно ли задувать тлеющие угли), и даже в 7 (можно ли бросать в костёр ветки с сухими листьями) – тоже про ветер! Нельзя, потому что ветер раздувает пламя, разносит горящие сухие листья, а костру даёт приток воздуха для усиления горения.

Да, в досуговом процессе познания есть место таким небольшим, насыщенных информацией, иллюстрациями викторинам. 

Поделиться:
img
кандидат педагогических наук, автор более 100 научно-методических публикаций в области культуры безопасности жизнедеятельности
Теги