5 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Как вести себя при пожаре

Тип занятия Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 5 класс
Тема занятия Как вести себя при пожаре.
Цель Закрепить компетенции самостоятельных действий при возгорании в квартире.
Опорные знания Элементарные правила поведения во время пожара.
Формирующиеся ценности: Понимание важности предупреждения пожаров.
Осознание ценности волевых качеств личности: самообладания, рассудительности, решительности.
Планируемые результаты
Личностные:
  • осознанное выполнение алгоритма действий при возгорании в квартире;
  • понимание причинно-следственных связей развития пожара и доступа кислорода, смысл тушения водой, запрета открывать окна при пожаре;
  • понимание необходимости экстренной эвакуации;
  • знание опасных факторов пожара, в первую очередь дыма.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Занятие с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Деревянная метровая линейка.
Комплект материалов:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. – М.: Просвещение, 2021. – 239 с. Параграф 17, с. 104-110.

Материал «Действия при возгораниях»

Образовательные викторины:

«Подручные средства тушения возгораний»
«Первичные средства тушения возгораний»
«Какой ты тушила? Действия при тушении возгораний»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Основной лейтмотив материала учебника – действия в квартире во время возгорания (попытка потушить огонь своими силами и эвакуация, если это не удалось). Рассматриваются подручные средства – вода и плотная намоченная ткань. Даны правила тушения электроприборов.

Учебник чётко обозначает, что основные рекомендации относятся к людям, проживающим в домах с бетонными или кирпичными перекрытиями, не имеющими деревянных конструкций, для которых предусмотрен только один вариант – немедленно покинуть помещение.

Образовательная викторина «Какой ты тушила? Действия при тушении возгораний» рассматривает весь диапазон пожаров – ландшафтные, бытовые, возгорание масла на сковородке, возгорание электропроводки, предметов интерьера (штор), одежды на человеке, использование огнетушителя. Прохождение классом данной викторины позволяет перейти к конкретной проблеме возгораний в квартире, их причин и действий. Важный пункт – это определение начальной площади пожара, когда ещё возможно тушение самостоятельное, до прибытия пожарных – 1 кв. м. полезно подготовить обычный деревянный метр (линейку), чтобы с её помощью смоделировать на полу эту площадь

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Материал портала ВДПО.рф «Действия при возгораниях» является полноценным дополнением к учебнику, т. к. в учебнике на с. 105-107 даны готовые советы, а материал портала разъясняет их физический смысл. Очень важно – в материале представлен термин «треугольник огня», и дата суть этого термина.

Также дан совет по действиям при возгорании мусорного ведра – в советах учебника этого нет.

В материале имеется 5-минутное видео о составе и использовании пожарного крана и пожарного щита. Данный фрагмент – на усмотрение учителя и при наличии времени. Мы бы советовали оставить его для старших классов.

Первая памятка учебника на с. 105 говорит о применении первичных и подручных средств тушения.

Научиться различать первичные и подручные средства пожаротушения помогут две викторины.

Образовательные викторины:

Работа с викторинами и материалом портала ВДПО.рф сочетается с работой по учебнику.

Вторая памятка рассматривает очень подробно правила эвакуации, действия в случае возгорания одежды – в начальной школе об этом так не говорилось.

Третий смысловой блок параграфа 17 – опасность дыма и действия при задымлении в квартире.

Четвёртый смысловой блок – профилактика пожаров и осознание их общественной и экономической опасности

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учебник даёт материал для рефлексии на стр. 110 в виде решения ситуационной задачи. Учителю следует при обсуждении решения задачи опираться на материалы образовательных викторин.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: В начальной школе на уроках Окружающего мира вы говорили о том, как надо действовать в случае пожара. Сейчас мы поработаем с викториной, которая поможет нам вспомнить изученное ранее или определить пробелы в своих знаниях по всем случаям возгораний, которые изучались в начальной школе.

До того, как мы начнём работать с материалом, где встречается такое необычное слово, подумайте и скажите, кого можно было бы назвать словом «тушила», это обидно или почётно? (Ответы обучающихся: Это дразнилка; это почётное звание.)

Учитель: Мнения разделились. Давайте внимательно прочитаем информацию на первом кадре.

Учитель: Какие типы пожаров и возгораний мы сейчас увидели? Где и при каких обстоятельствах они могу произойти? Всегда ли человек будет виноват? (Ответы обучающихся: В викторине рассказано о пожарах на природе и в помещении. Человек может допустить оплошность, например, при обращении с открытым огнём. Но проводка может не быть заметно глазу неисправной, провод может быть сломан внутри целостной изоляции, может перегреться контакт. Возгорание может произойти у соседей.)

Учитель: При работе с викториной мы с вами смогли оценить свои знания. В том числе были допущены ошибки. Сейчас предлагаю посмотреть материал, который поможет нам сориентироваться в памятках учебника. Как вы думаете, почему в параграфе 17 приведено мало объяснений и даны в основном памятки с готовыми рецептами? (Ответы обучающихся: Авторы учебника считают, что мы всё это уже знаем.)

Учитель Какая новая информация для вас была в этой викторине? (Ответы обучающихся: Размеры пожара, когда он находится на начальной стадии, и его можно попытаться потушить самостоятельно. Это 1 кв. метр.)

Учитель: Вот линейка длиной 1 метр. Давайте прямо на полу обозначим площадь поверхности, на которой пламя будет ещё относительно подвластно нам.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Обратите внимание на так называемый «треугольник огня». Если вы поймете его суть, то сразу станут понятны все методы борьбы с огнём и методы профилактики возгораний.

Материал портала ВДПО.рф «Действия при возгораниях»

Что важно не допустить? (Ответы обучающихся: Чтобы вместе встретились кислород, повышенная температура и горючий материал.)

Учитель: Посмотрите памятку на с. 105, а затем на экран. Какими методами можно прекратить горение? Как это связано с треугольником огня? (Ответы обучающихся: Вода и плотная ткань прекращают доступ кислорода к горючему материалу и понижают его температуру.)

Учитель: Обратите внимание на цифры: сколько времени у нас есть на то, чтобы принять решение. Это важный термин – «Время быстрого реагирования», его нет в учебнике. Но давайте посмотрим на пояснительный текст с. 105, как учебник трактует этот шаг, в каких выражениях? Кто догадался?(Ответы обучающихся: На с. 105 есть слова «немедленно», «Не теряйте драгоценное время», а на экране в материале есть термин «время быстрого реагирования», это 1-2 минуты.)

Учитель: Да, у нас будет 1-2 минуты на оценку ситуации, принятие решения и действие – тушим или уходим.

Сейчас мы с вами попробуем представить самый неприятный вариант развития событий. Вы оказались дома одни. Произошло возгорание. Ваши действия? Можно опираться на с. 105-106, можно посмотреть ситуации, показанные в материале на экране. (Ответы обучающихся по выстраиванию алгоритма.)

Учитель: Какая довольно курьёзная ситуация рассмотрена в материале ВДПО? Как она может произойти? (Ответы обучающихся: Например, на улице часто горят урны из-за брошенного туда окурка, но дома такое возгорание может возникнуть, если бросить спичу после зажигания газовой плиты или свечей на торте.)

Учитель: При борьбе с возгораниями используют подручные и первичные средства. Это термины, и они в жизни встречаются часто. Чем они отличаются друг от друга, мы узнаем из викторин.

Образовательные викторины:

Учитель: Что общего у этих средств? Чем они отличаются? (Ответы обучающихся: Все они позволяют перекрыть доступ кислорода к материалу, который горит. Ими легко воспользоваться до приезда пожарных, не надо особых навыков. Но первичные средства разработаны специально, как легкодоступные и не требующие особых знаний. Например, огнетушитель, который можно купить в любом магазине и на нём указана схема применения. А подручные – выполняют ту же задачу, но все они являются веществами и предметами, изначально предназначенными для других задач. Но в критической ситуации мы применяем стиральный порошок вместо порошкового огнетушителя или песка из ящика возле пожарного щита. Плотное одеяло – вместо асбестового полотна.)

Учитель: Чем опасен дым? Почему так много внимания уделяется не только борьбе с огнём, но и защите от дыма?(Ответы обучающихся: Дым затрудняет дыхания, обжигает гортань и лёгкие, вызывает отравление организма.)

Учитель: Обратите внимание, дым уменьшает дальность видимости, что приводит к потере ориентации в пространстве. Поэтому действовать надо быстро, так как при малом задымлении есть возможность воспользоваться первичными или подручными средствами тушения, а также произвести быструю эвакуацию.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Финальная викторина сегодняшнего дня содержит вопросы по всем изученным темам. Уверена, что те, кто был внимателен и активен, легко найдут ответы на вопросы.

Учитель: Что в ней особенного? (Ответы обучающихся: Для различных возгораний применяются одни и те же средства – вода, одеяло, огнетушитель и стиральный порошок.)

Учитель: Что из них первичное, а что – подручное? (Ответы обучающихся: Вода и огнетушитель – первичные, а одеяло и стиральный порошок – подручные.)

Учитель: Какой всё же самый надёжный способ борьбы с возгораниями? (Ответы обучающихся: Не стать его причиной.)

Учитель: Авторы учебника приготовили нам интересное задание. Давайте обсудим ситуацию на с. 110.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить