5 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Первая помощь при ожогах

Тип занятия Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 5 класс
Тема занятия Первая помощь при ожоге.
Цель Научить оказывать первую помощь при ожоге и не допускать ошибочных действий.
Опорные знания Основные правила оказания помощи при ожоге.
Ожог – болезненная и опасная травма.
Изученный материал о радиационной опасности.
Формирующиеся ценности: Аккуратность при выполнении любой деятельности.
Ответственность за жизнь и своё здоровье, и здоровье близких.
Сострадание.
Приобретение навыков первой помощи.
Планируемые результаты
Личностные:
  • оказание первой помощи при ожоге;
  • необходимость обращения за квалифицированной медицинской помощью;
  • представление о недопустимости использования «народных» средств и самолечения ожогов.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. – М.: Просвещение, 2021. – 239 с. С. 212-216.

Образовательная викторина «Как оказать первую помощь при ожоге»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

В начальной школе ожог упоминается, говорится о необходимости обратиться к врачу, о недопустимости применения мазей и народных средств.

В 5 классе вводится классификация ожогов по источнику травмы – дети узнают об электрических, лучевых, химических ожогах. Даётся схема оказания помощи дифференцированно по типам ожогов. Вводится термин «термические ожоги», «ожог верхних дыхательных путей при пожаре».

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Ознакомление с новым материалом проводится по учебнику. На с. 213 учебника приводится классификация ожогов. Она же будет нужна при ответе на 1 вопрос викторины, поэтому целесообразнее начать с печатного материала учебника.

В сильном классе можно построить урок иначе. Предложить уточнить знания с помощью викторины, а затем свериться с учебником. Мы предлагаем комбинированный вариант: ответ на вопросы викторины будем искать в учебнике.

Образовательная викторина «Как оказать первую помощь при ожоге» состоит из 9 вопросов.

В первом же вопросе необходимо определиться с понятиями химического, термического ожогов и обморожения. Но про обморожения в учебнике нет информации, поэтому учителю следует дать краткую характеристику происхождения обморожений.

После работы над новым материалом учитель работает с вопросами, приведёнными на с. 215 учебника.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Итоги занятия подводятся в виде таблицы из раздела «Проводим исследование» на сравнение оказания помощи при химическом и термическом ожогах. При необходимости можно свериться с викториной, запустив её на повторное прохождение.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: В сказке Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» есть фраза: «Если слишком долго держать в руках раскалённую докрасна кочергу, в конце концов обожжёшься».

По мнению врачей, ожоги являются более серьёзной и болезненной травмой, чем рана, даже при одинаковой площади поражения.

Чем ещё, кроме раскалённого металла, можно обжечься? (Ответы обучающихся: Кипятком, горячим паром, солнечный ожог.)

Учитель: В русском языке есть выражение «обжигающий холод». Да, холод наносит схожие травмы, они называются обморожениями, но о них мы поговорим на другом уроке. А сегодня мы узнаем, что травмы, возникающие при воздействии на ткани организма высокой температуры, называют термическими ожогами. От слова «терма» – температура. Какие вы знаете слова с этим латинским корнем? (Ответы обучающихся: Термос, который держит температуру, термометр, которым измеряют температуру.)

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: «Обжигать» способна не только температура. Мы все знаем, что если на повреждённую кожу попадает, например, сок лимона, какие ощущения возникают? (Ответы обучающихся: Щиплет.)

Учитель: Лимон содержит кислоту. И если кислота более агрессивная по своим химическим характеристикам, более концентрированная, то возникает химический ожог.

Сейчас мы с вами выясним, какие ещё бывают ожоги и как можно помочь человеку, их получившему.

Учитель: С первым вопросом мы справились легко, потому что его уже обсудили. А сейчас посмотрите на с. 213. Какие ещё виды ожогов приведены в учебнике? (Ответы обучающихся: Электрические и лучевые.)

Учитель: Самый простой для понимания вид лучевого ожога – это то, что вы уже называли – солнечный ожог. Но при авариях на ядерных объектах возникает мощное излучение, которое тоже наносит лучевые ожоги, но гораздо более тяжёлые.

Учитель: Второй вопрос поставит вас в тупик, потому что учебник даёт несколько иную характеристику ожогов, чем та, которая принята в медицине и которая приведена в викторине. Итак, смотрим в учебник и читаем вопрос 2. Сколько видов ожогов по степени тяжести предлагает учебник? (Ответы обучающихся: Поверхностные и глубокие, то есть 2.)

Учитель: Хорошо, выбираем ответ 2. И это неправильный ответ! Читаем и запоминаем, что «говорит» нам викторина. Более подробно мы вернёмся к этому вопросу в 6 классе. Ожоги выглядят очень неприятно, но ожоги 2 степени с пузырями встречаются часто, даже если вы просто задели рукой раскаленную посуду в духовке или коснулись пальцем утюга.

Учитель: В вопросе 4 мы узнаем, как оказать первую помощь при небольших термических ожогах.

Какой самый важный момент в помощи при ожогах мы должны запомнить? (Ответы обучающихся: Нельзя вскрывать пузыри, нельзя мазать мазью, и надо обязательно обратиться к врачу.)

Учитель: Особенности оказания помощи при электрических, химических и лучевых ожогах мы изучим с опорой на учебник. Посмотрите памятку на с. 213-214.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Сейчас мы выполним задание на с. 215 учебника.

Ответим на вопросы, а затем подготовим табличку, где сравним оказание помощи при химическом и термическом ожогах. Если есть необходимость, мы можем вернуться к викторине и сосредоточиться на кадрах по оказанию помощи.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить