Сообщение новых знаний. Закрепление
Учитель: Сейчас нам надо рассмотреть материал разделов учебника параграфа 3 «Самостоятельность – показатель взрослости», «Всегда ли самостоятельность приносит пользу». Обратите внимание на слова учебника, где даётся определение этого понятия: «Самостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело».
Как вы думаете, исходя из того, что мы сегодня уже озвучили, можно ли сразу распознать, является ли новое, незнакомое дело хорошим? (Ответы обучающихся: Не всегда, могут предлагать нечто привлекательное внешне сделать, попробовать, а окажется, что это запрещено.)
Учитель: В учебнике очень хорошо об этом изложено: «Взрослые «забавы» могут привести к гибели, к преступлению. Самостоятельность – прекрасное качество, если она вовремя заставляет принять правильное решение, помогает устоять от соблазнов».
Мы сейчас поиграем в игру-тренажёр. Она необычная: мы будем вести следствие и посмотрим на обычные ситуации детских игр и их последствий с точки зрения обществознания.
Обратите внимание: кто будет вести расследование вместе с нами? (Ответы обучающихся: Дети, наши ровесники – Саша и Маша.)
Учитель: Как называются люди, которые ведут расследование? (Ответы обучающихся: Колобки, частные сыщики, детективы, следователи.)
Учитель: Это профессионалы, а могут ли быть на этой работе дети? Тогда что мы можем сказать о самостоятельности Саши и Маши? (Ответы обучающихся: Они самостоятельно приняли решение провести расследование; возможно, они мечтают о профессии следователя.)
Учитель: Игра озвучена. Мы можем прочитать с экрана начало истории, и при этом слушать закадровый текст, поэтому соблюдайте тишину, чтобы ничего не упустить. Как вы думаете, почему ребята всё же проявили самостоятельность и решили провести своё расследование пожара на даче? (Ответы обучающихся: Это коснулось их знакомых – сгорели сарай, яблони и забор. Настоящие следователи не стали всерьёз расследовать событие, раз никто не пострадал.)
Учитель: Запоминаем предварительные итоги расследования. Что мы услышали? (Ответы обучающихся: Петька стоил летательный аппарат, а сосед дал ему селитру. Это не только удобрение для растений, но и взрывчатое вещество. А соседка видела странные конструкции. Мы выбираем кнопку «авиамоделирование», а не «марсиане».)
Учитель: Послушаем друзей Петьки. Какой вывод делаем? (Ответы обучающихся: Да, Петька решил проявить ненужную самостоятельность и принял решение использовать как топливо опасное удобрение, не посоветовавшись с взрослыми.)
Учитель: В эпизоде с тетей Раей происходит много интересного как с точки зрения расследования, так и с позиции этики. Что она делает? (Ответы обучающихся: Говорит по телефону, и мы её подслушиваем. А это нехорошо. Но она, возможно, плохо слышит, связь плохая, она кричит, стоя посреди своего участка. Получается, что мы не подслушиваем, а становимся невольными слушателями.)
Учитель: А с точки зрения расследования? Какое дополнительное знание нам потребуется? (Ответы обучающихся: Физики, потому что не всем понятно, почему стеклянная посуда во дворе в солнечную погоду могла бы стать причиной пожара, а в пасмурную нет. Выпуклые бока банок и бутылок работают как линза.)
Учитель: А ещё какое знание нам пригодилось? (Ответы обучающихся: ОБЖ, о том, что нельзя чинить проводку самостоятельно. Это может привести к пожару.)
Учитель: Как мы можем охарактеризовать соседа дядю Лёшу? (Ответы обучающихся: хороший, неравнодушный человек. Он спас Петьку от возможной травмы, а дедушку предупредил о неполадках в электропроводке. И он справедливо сделал замечания и Петьке, и дедушке.)
Учитель: Есть ли смысл обижаться Петьке, что дядя Лёша ограничил его самостоятельность? (Ответы обучающихся: Нет, он его спас от ожогов.)
Учитель: Итак, у нас 3 возможные причины пожара. (Ответы обучающихся: Дядя Лёша предотвратил 2 из них. Остается анюткина лампа.)
Учитель: А Анютка, включая забытую в сарае опасную по своей конструкции лампу, действовала самостоятельно? Ведь молодец девочка, пошла в сарай, делом занялась. А лампочку она оставила не просто так, не по забывчивости. У неё было желание порадовать дедушку. А знаний и опыта не хватило, чтобы оценить опасность такого решения. (Ответы обучающихся: Нет, это тот случай, когда не надо проявлять самостоятельность там, где не знаешь.)
Учитель: Что же мы видим? (Ответы обучающихся: Самостоятельность без должных знаний проявляли и Петька, и Анютка. А предотвратить взрослые успели только поступок Петьки. При этом дедушка тоже допускал ошибки в использовании некачественной проводки, разбрасывал по участку стеклянную посуду.)
Учитель: Если вам понравилось распутывать такие сложные дела, давайте попробуем ещё провести одно расследование.
Учитель: Как вы считаете, действия взрослых были правильны? (Ответы обучающихся: Нет, они опасны – так нельзя хранить бензин, надо исправлять электропроводку.)
Учитель: Они взрослые, а мы с вами в 6-ом классе. Имеем ли мы право их обсуждать? Осуждать? (Ответы обучающихся: Мы оцениваем конкретные поступки, а не личности этих людей. Поступки в данном случае опасны, раз сгорели гаражи.)
Учитель: Здесь упоминаются ещё и дети. Что можно сказать об их действиях? (Ответы обучающихся: Они проявили в своей игре ошибочную самостоятельность, решив поджигать сухую траву. И это не по незнанию, т. к. про опасность пала травы мы проходили в начальной школе на уроках Окружающего мира. Это необдуманные поступки.)
Учитель: Выбор серьёзный, так как все три причины пожара реальны. Но с вами могут поспорить юные следователи, прислушайтесь к их мнению.
Мы выслушали взрослых людей, и узнал, как они обвиняют друг друга. Можно ли разжигать мангал у гаражей? Можно ли хранить в гараже огнеопасные стройматериалы? (Ответы обучающихся: Категорически нет)
Учитель: мы с вами уже знаем, что вредные привычки опасны для жизни самого человека. А сейчас Что ещё мы увидели? (Ответы обучающихся: Что вредные привычки в виде курения и любви к алкоголю могут привести к серьёзному пожару в гаражном кооперативе. И это противоправное действие, раз вызвали полицию, и полиция приняла меры.)
Учитель: Причиной пожара являлась неисправная электропроводка. Но есть важный нюанс. Могли ли взрослые заранее знать об этом? (Ответы обучающихся: Не факт, т. к. «болгарка» сначала работала, а затем перестала. Есть причины, сразу бросающиеся в глаза, типа поджигания травы, промасленных тряпок, а есть – скрытые.)
Учитель: Мы провели расследования вместе с Сашей и Машей. Был ли в этих историях злодей, который специально совершает диверсию, злодеяние в виде поджога? (Ответы обучающихся: Нет, но было очень много людей, которые совершали житейские ошибки.)
Учитель: Саша и Маша – это хорошие персонажи? (Ответы обучающихся: Да, они проявили хорошую самостоятельность, не опасную для них и для окружающих.)
Учитель: Очень важный момент, почему я и спросила о злодеях. Нашим юным сыщикам не пришлось вступать в схватку со злоумышленником, поэтому всё хорошо и прошло. Но самостоятельно выслеживать жуликов, шпионов не надо. Рядом с вами всегда есть взрослые, те, которым вы доверяете, и они вам помогут.