6 класс. Фрагмент урока обществознания. Самостоятельность

Тип занятия Урок обществознания. Фрагмент
Класс 6 класс
Тема занятия Отрочество – особая пора жизни.
Разделы: «Самостоятельность – показатель взрослости», «Всегда ли самостоятельность приносит пользу».
Цель фрагмента Сформировать целостную картину общества, адекватную современному уровню знаний и доступную по содержанию для школьников подросткового возраста.
Освоить знания об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.
Овладеть умениями функционально грамотного человека получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать её и анализировать полученные данные.
Опорные знания Опасность детской шалости с огнём.
Формирующиеся ценности: Ценности научного познания.
Умение ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Планируемые результаты
Личностные:
  • выполнение обязанностей гражданина и реализация его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценить своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
  • адаптация к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе через обобщение собственного опыта, умение определять дальнейшие цели;
  • умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность «чувствовать» стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
  • восприятие стрессовой ситуации как вызов, требующий контрмер;
  • умение оценить ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и их последствия, усваивать опыт и уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • готовность действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные:

Базовые логические действия:

  • выявление и определение существенных признаков социальных явлений и процессов;
  • определение существенных признаков классификации социальных фактов, оснований для их обобщения и сравнения, формирование критериев проводимого анализа;
  • выявление закономерностей и противоречий в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях с учётом предложенной задачи;
  • определение критериев для выявления закономерностей и противоречий; выявление дефицита информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявление причинно-следственных связей при изучении явлений и процессов;
  • формирование выводов с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, выстраивание гипотезы о взаимосвязях;
  • умение самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Учебник Обществознание 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2020. – 159 с.

Тренажёры:

«Пожар на даче. Расследование»
«Гараж. Расследование»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

При изучении параграфа 3 авторы учебника рассказывают об особенностях подросткового возраста, обращаясь к термину «отрочество». Материал учебника на конкретных примерах дидактично показывает самостоятельность в её истинном и ложном понимании. Задача учителя в данном случае – дать возможность обучающимся в процессе практической работы отработать понимание самостоятельности в среднем подростковом возрасте.

Актуализируя знания, полученные на предыдущем уроке данной темы, учитель предлагает обсудить, кто такой самостоятельный человек, могут ли обучающие отнести себя к самостоятельным людям. Рекомендуем рассмотреть конструкт «самостоятельность в чём?» – то есть шестиклассник может быть самостоятелен в выборе кружка по интересам, но не обладать самостоятельностью в решении вопроса летнего отдыха, что закономерно.

Учитель ставит проблемный вопрос: «В чём причина ограничений отрока, подростка в самостоятельности принятия всех решений»? И подводит обучающихся к выводу, что отрок может не иметь достаточного жизненного опыта, информированности для правильного выбора. Для этого и нужны значимые взрослые (семья или лица, её заменяющие).

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель предлагает рассмотреть материал разделов учебника (параграф 3) «Самостоятельность – показатель взрослости», «Всегда ли самостоятельность приносит пользу».

«Самостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело», – говорится в учебнике.

Взрослые «забавы» могут привести к гибели, к преступлению. Самостоятельность – прекрасное качество, если она вовремя заставляет принять правильное решение, помогает устоять от соблазнов.

Затем предлагается посмотреть на обычные ситуации детских игр и их последствий с точки зрения обществознания.

Герои игры-тренажёра – практически соответствуют возрасту обучаемых. Они принимают самостоятельное решение заниматься этим делом, т. к. несовершеннолетние не могут трудиться следователями, частными сыщиками, дознавателями и т. д.

Кроме того, в самом расследовании встречаются участники событий – дети, предел самостоятельных решений которых и следует оценить обучающимся. При этом необходимо в соответствии с планируемыми личностными и метапредметными результатами курса «Обществознание» в 6 классе сделать акцент на анализе поступков, классификации социальных фактов, оценивании поступков, формировании неприятия вредных привычек и безответственного поведения.

Обратите внимание: при выборе неправильной промежуточной версии раздаётся детский голос: «А так ли это?» и кнопка окрашивается красным, при выборе правильного ответа – зелёным.

Игра с хорошей озвучкой, причём промежуточной информации в письменном виде нет, есть только вводная информация и варианты выводов. Поэтому класс должен быть настроен на внимательное прослушивание.

Аналогичным образом проводится игра-расследование

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Подведение итогов урока проводится с помощью заданий учебника. При рефлексии следует поинтересоваться у обучающихся, помогло ли им расследование разобраться с границами самостоятельности и с оценкой поступков других людей, в том числе взглянуть на ситуацию с позиции разных людей.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Мы с вами изучаем особенности вашего возраста. У каждого возраста есть свои сильные и слабые стороны, которые надо знать. Есть хорошая древняя мудрость: «Если бы юность знала, если бы старость могла».

Из текста учебника вы узнали, что ваш возраст по классической русской периодизации называется не только средним подростковым. Но и как? (Ответы обучающихся: Отрочество.)

Учитель: У Л. Н. Толстого есть трилогия «Детство. Отрочество. Юность», вы будете знакомиться с ней постепенно, отрывками на уроках литературы, а оценить как целостное произведение, думаю, получится намного позже. Отрочество прекрасно как процесс познавания мира и самого себя. На уроке обществознания нам важно узнать, как меняется не рост и голос человека – это изучает анатомия и физиология, вы познакомитесь с этим в 9 классе. Нам важно узнать, как меняется положение человека в обществе, в семье, среди сверстников. И сегодня мы говорим о самостоятельности. Какого человека можно назвать самостоятельным? (Ответы обучающихся: Который сам принимает решения, делает то, что считает нужным.)

Учитель: Кто из вас считает себя самостоятельным человеком? А если я задам вопрос так: «Вы во многом самостоятельные люди. В чём конкретно?» (Ответы обучающихся (примерные): Я могу сам выбрать куда ходить – на футбол или на курсы игры на гитаре, но не могу выбрать место летнего отдыха.)

Учитель: А что ограничивает самостоятельность подростка, отрока? (Ответы обучающихся: Мы не можем распоряжаться деньгами для крупных покупок, не можем жить отдельно от родителей, не знаем многих правил жизни. Если придётся жить одному в квартире, без помощи взрослых, жить, то не смогу внесли квартплату, решить вопрос с протекшим водопроводным краном и т. д.)

Учитель: То есть вы согласны, что некоторые ограничения самостоятельности разумны? (Ответы обучающихся: Да, для многого в жизни нужен жизненный опыт, совет взрослых.)

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Сейчас нам надо рассмотреть материал разделов учебника параграфа 3 «Самостоятельность – показатель взрослости», «Всегда ли самостоятельность приносит пользу». Обратите внимание на слова учебника, где даётся определение этого понятия: «Самостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело».

Как вы думаете, исходя из того, что мы сегодня уже озвучили, можно ли сразу распознать, является ли новое, незнакомое дело хорошим? (Ответы обучающихся: Не всегда, могут предлагать нечто привлекательное внешне сделать, попробовать, а окажется, что это запрещено.)

Учитель: В учебнике очень хорошо об этом изложено: «Взрослые «забавы» могут привести к гибели, к преступлению. Самостоятельность – прекрасное качество, если она вовремя заставляет принять правильное решение, помогает устоять от соблазнов».

Мы сейчас поиграем в игру-тренажёр. Она необычная: мы будем вести следствие и посмотрим на обычные ситуации детских игр и их последствий с точки зрения обществознания.

Обратите внимание: кто будет вести расследование вместе с нами? (Ответы обучающихся: Дети, наши ровесники – Саша и Маша.)

Учитель: Как называются люди, которые ведут расследование? (Ответы обучающихся: Колобки, частные сыщики, детективы, следователи.)

Учитель: Это профессионалы, а могут ли быть на этой работе дети? Тогда что мы можем сказать о самостоятельности Саши и Маши? (Ответы обучающихся: Они самостоятельно приняли решение провести расследование; возможно, они мечтают о профессии следователя.)

Учитель: Игра озвучена. Мы можем прочитать с экрана начало истории, и при этом слушать закадровый текст, поэтому соблюдайте тишину, чтобы ничего не упустить. Как вы думаете, почему ребята всё же проявили самостоятельность и решили провести своё расследование пожара на даче? (Ответы обучающихся: Это коснулось их знакомых – сгорели сарай, яблони и забор. Настоящие следователи не стали всерьёз расследовать событие, раз никто не пострадал.)

Учитель: Запоминаем предварительные итоги расследования. Что мы услышали? (Ответы обучающихся: Петька стоил летательный аппарат, а сосед дал ему селитру. Это не только удобрение для растений, но и взрывчатое вещество. А соседка видела странные конструкции. Мы выбираем кнопку «авиамоделирование», а не «марсиане».)

Учитель: Послушаем друзей Петьки. Какой вывод делаем? (Ответы обучающихся: Да, Петька решил проявить ненужную самостоятельность и принял решение использовать как топливо опасное удобрение, не посоветовавшись с взрослыми.)

Учитель: В эпизоде с тетей Раей происходит много интересного как с точки зрения расследования, так и с позиции этики. Что она делает? (Ответы обучающихся: Говорит по телефону, и мы её подслушиваем. А это нехорошо. Но она, возможно, плохо слышит, связь плохая, она кричит, стоя посреди своего участка. Получается, что мы не подслушиваем, а становимся невольными слушателями.)

Учитель: А с точки зрения расследования? Какое дополнительное знание нам потребуется? (Ответы обучающихся: Физики, потому что не всем понятно, почему стеклянная посуда во дворе в солнечную погоду могла бы стать причиной пожара, а в пасмурную нет. Выпуклые бока банок и бутылок работают как линза.)

Учитель: А ещё какое знание нам пригодилось? (Ответы обучающихся: ОБЖ, о том, что нельзя чинить проводку самостоятельно. Это может привести к пожару.)

Учитель: Как мы можем охарактеризовать соседа дядю Лёшу? (Ответы обучающихся: хороший, неравнодушный человек. Он спас Петьку от возможной травмы, а дедушку предупредил о неполадках в электропроводке. И он справедливо сделал замечания и Петьке, и дедушке.)

Учитель: Есть ли смысл обижаться Петьке, что дядя Лёша ограничил его самостоятельность? (Ответы обучающихся: Нет, он его спас от ожогов.)

Учитель: Итак, у нас 3 возможные причины пожара. (Ответы обучающихся: Дядя Лёша предотвратил 2 из них. Остается анюткина лампа.)

Учитель: А Анютка, включая забытую в сарае опасную по своей конструкции лампу, действовала самостоятельно? Ведь молодец девочка, пошла в сарай, делом занялась. А лампочку она оставила не просто так, не по забывчивости. У неё было желание порадовать дедушку. А знаний и опыта не хватило, чтобы оценить опасность такого решения. (Ответы обучающихся: Нет, это тот случай, когда не надо проявлять самостоятельность там, где не знаешь.)

Учитель: Что же мы видим? (Ответы обучающихся: Самостоятельность без должных знаний проявляли и Петька, и Анютка. А предотвратить взрослые успели только поступок Петьки. При этом дедушка тоже допускал ошибки в использовании некачественной проводки, разбрасывал по участку стеклянную посуду.)

Учитель: Если вам понравилось распутывать такие сложные дела, давайте попробуем ещё провести одно расследование.

Учитель: Как вы считаете, действия взрослых были правильны? (Ответы обучающихся: Нет, они опасны – так нельзя хранить бензин, надо исправлять электропроводку.)

Учитель: Они взрослые, а мы с вами в 6-ом классе. Имеем ли мы право их обсуждать? Осуждать? (Ответы обучающихся: Мы оцениваем конкретные поступки, а не личности этих людей. Поступки в данном случае опасны, раз сгорели гаражи.)

Учитель: Здесь упоминаются ещё и дети. Что можно сказать об их действиях? (Ответы обучающихся: Они проявили в своей игре ошибочную самостоятельность, решив поджигать сухую траву. И это не по незнанию, т. к. про опасность пала травы мы проходили в начальной школе на уроках Окружающего мира. Это необдуманные поступки.)

Учитель: Выбор серьёзный, так как все три причины пожара реальны. Но с вами могут поспорить юные следователи, прислушайтесь к их мнению.

Мы выслушали взрослых людей, и узнал, как они обвиняют друг друга. Можно ли разжигать мангал у гаражей? Можно ли хранить в гараже огнеопасные стройматериалы? (Ответы обучающихся: Категорически нет)

Учитель: мы с вами уже знаем, что вредные привычки опасны для жизни самого человека. А сейчас Что ещё мы увидели? (Ответы обучающихся: Что вредные привычки в виде курения и любви к алкоголю могут привести к серьёзному пожару в гаражном кооперативе. И это противоправное действие, раз вызвали полицию, и полиция приняла меры.)

Учитель: Причиной пожара являлась неисправная электропроводка. Но есть важный нюанс. Могли ли взрослые заранее знать об этом? (Ответы обучающихся: Не факт, т. к. «болгарка» сначала работала, а затем перестала. Есть причины, сразу бросающиеся в глаза, типа поджигания травы, промасленных тряпок, а есть – скрытые.)

Учитель: Мы провели расследования вместе с Сашей и Машей. Был ли в этих историях злодей, который специально совершает диверсию, злодеяние в виде поджога? (Ответы обучающихся: Нет, но было очень много людей, которые совершали житейские ошибки.)

Учитель: Саша и Маша – это хорошие персонажи? (Ответы обучающихся: Да, они проявили хорошую самостоятельность, не опасную для них и для окружающих.)

Учитель: Очень важный момент, почему я и спросила о злодеях. Нашим юным сыщикам не пришлось вступать в схватку со злоумышленником, поэтому всё хорошо и прошло. Но самостоятельно выслеживать жуликов, шпионов не надо. Рядом с вами всегда есть взрослые, те, которым вы доверяете, и они вам помогут.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Помог ли опыт расследования вам понять границы самостоятельности? (Ответы обучающихся: Да, самостоятельность должна быть разумной.)

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить