6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Как развести костёр

Тип занятия Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 6 класс
Тема занятия Как развести костёр при разной погоде.
Цель Закрепить и расширить компетенции в области профилактики пожаров в природной среде, научить разводить костёр безопасно для человека и природы.
Опорные знания Опасность лесных пожаров.
Формирующиеся ценности: Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека.
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.
Планируемые результаты
Личностные:
  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные:
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Поленья для отработки навыка складывания костров разного типа.
Комплект материалов:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. – М.: Просвещение, 2021. – 175 с.

Образовательные викторины:

«Безопасный костёр»
«Какой ты персонаж из «Конька-Горбунка?»

Плакаты:

«Профилактика возгораний в лесу»
«Безопасный костёр»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Весь урок согласно программе посвящен правилам разведения костра. В общих чертах обучающееся имеют представления из курса Окружающего мира о том, что неправильно разведённый костёр может стать причиной лесного пожара. На с. 62 учебника актуализируются знания о пожарной безопасности при разведении костра, на с. 63-64 вводится новый материал туристской подготовки: виды костров, выбор дров.

Актуализация проводится в процессе работы над викториной «Какой ты персонаж из «Конька-Гобунка?»

Викторина построена в полушутливой форме, варианты ответов даны очень развернуто и построены так, чтобы все выглядели логично. Для ответа на эти вопросы достаточно имеющихся знаний из курса начальной школы и логического мышления.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Далее учитель знакомит с новым материалом по тексту учебника, анализируя иллюстрации. Целесообразно использовать плакаты

Закрепление материала проводится с использованием образовательной викторины «Безопасный костёр»

Она построена более академично, варианты ответов односложны, поэтому она годится для контроля усвоения знаний, проходится достаточно быстро.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

На с. 65 учебника приведены разноплановые задания, связанные с правилами разведения костра, в том числе и правилами пожарной безопасности.

Можно напомнить обучающимся, что они могут при выполнении заданий обратиться к викторине повторно, используя правильные ответы как справочный материал.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Когда мы находимся на природе и вынуждены по каким-то причинам лишиться достижений цивилизации, например, варочной панели, масляного радиатора, то невольно ощущаем себя исследователями опыта наших предков. И вот при разведении костра в лесу наглядно вспоминаешь, что огонь может быть как «другом», так и «врагом». Кто может пояснить примерами эту мысль? (Ответы обучающихся: Огонь поможет нам согреться, высушить вещи, приготовить чай и кашу. Но если разводить костёр под сухими ветвям деревьев, на сухой траве, то возникнет пожар, и огонь превратится во врага.)

Учитель: Чтобы огонь в лесу остался для нас только добрым другом, надо очень внимательно отнестись к правилам его разведения. На уроках Окружающего мира вы говорили о том, что лесной пожар можно предупредить. Тушить его будет гораздо сложнее. Сейчас мы вместе пройдём забавную викторину, которая довольно весело предлагает подумать о серьёзных вещах. Предупреждаю, её авторы очень постарались, вошли в роль незадачливых юных туристов, и все их идеи замаскировали под реальные ситуации. Нам предстоит разобраться, поспорить и найти верное решение. Причём результат тоже вас удивит.

Итак, викторина «Какой ты персонаж из «Конька-Горбунка?»

Учитель: Надеюсь, что вы сосредоточитесь не на том, какой вы персонаж, а на правилах безопасного отдыха в лесу. Заметьте, эта викторина рассказывает о достаточно приятных событиях – группа друзей отдыхает на природе.

Но курс ОБЖ готовит нас и к более серьёзным испытаниям – в условиях вынужденного автономного существования туристической группы в длительном походе, работе геологической или археологической партии. Мы не будем сейчас брать для рассмотрения причины возникновения сложных ситуаций, когда нахождение на природе превращается в задачи выживания. Но для себя обозначим: часто разведение костра является основой сохранения жизни и здоровья туриста или заблудившегося грибника.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Наш учебник на с. 62 показывает выбранное для костра место. Давайте сверимся с плакатами и скажем, что на этом рисунке сделано правильно?

Плакаты:

(Ответы обучающихся: Костёр разведён не под деревьями, это не допустит возгорания веток деревьев; костровое место очищено от сухой травы, снят дерн, это предотвратит пал травы.)

Учитель: А что можно было бы сделать, чтобы костёр стал ещё безопаснее? (Ответы обучающихся: Обложить камнями.)

Учитель: На какой почве нельзя разводить костры? (Ответы обучающихся: На торфянике, на рисунке костёр на поляне, так как нарисованы ромашки, ни не растут на болоте.)

Учитель: В первую очередь мы обеспечили безопасность разведения костра, так как в случае возгорания у нас прибавится проблем. А мы всего лишь хотели чаю попить.

Но чтоб попить чаю и согреться, придётся потрудиться. Не всегда костёр развести легко. Очень важно: ни в коем случае нельзя использовать горючие жидкости типа бензина, керосина. Да, сейчас в продаже появилась специальная жидкость для розжига костра. В отличие от бензина и керосина она не испаряется так интенсивно и не повредит вам лицо и одежду внезапным языком пламени, но при попадании самой жидкости на одежду, на руки – горение будет, и это приведёт к серьёзным последствиям.

Тем не менее следует знать, что и магазинная жидкость для розжига не является абсолютно безопасным веществом. Известны случаи, когда ёмкость с жидкостью для розжига взрывалась в руках, если её неправильно использовать. МЧС России рекомендует для розжига углей или дров использовать сухой спирт, охотничьи или каминные спички, каминные газовые зажигалки с длинной и гибкой воспламеняющей частью.

Гораздо безопаснее использовать природную растопку: соберите сухие веточки, чем тоньше, тем лучше. Надёжная растопка – это сухие, мёртвые веточки ели в глубине её кроны, у нижних веток. Они отмерли, высохли, пропитаны смолой и загораются, как порох. Очень хорошо разводить костёр и с помощью сухой сосновой хвои.

Запомните – рубить живые деревья для костра нельзя. Это нарушение, за которое полагается штраф. Использовать свежесрубленные ветки и деревья тоже нет смысла – они очень влажные, плохо горят, плохо колются на поленья. Идеально – собрать сухостой, это и профилактика лесных пожаров, чистка леса, а для вас топливо без лишних усилий.

Прочитайте учебник на с. 63. Что важно учитывать при выборе древесины для костра? (Ответы обучающихся: Не брать осиновые дрова, они дают много искр, а это может привести к возгоранию травы вокруг.)

Учитель: Костры можно складывать разными способами, это хорошо показано в учебнике.

Сейчас мы потренируемся на поленьях, только поджигать их, конечно, не будем.

Отработка навыков складывания различных типов костра.

Учитель: А теперь проверим, насколько вы хорошо запомнили тему урока. Эта образовательная викторина очень серьёзная, ответы на неё краткие, и проверка пройдёт быстро.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Авторы учебника предлагают нам интересные задания, при выполнении которых вы можете воспользоваться плакатами, рассмотренными сегодня на уроке:

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить