7 класс. Фрагмент урока биологии. Членистоногие. Класс «Насекомые»

Тип занятия Урок биологии. Фрагмент
Класс 7 класс
Тема занятия Глава 7 «Членистоногие». Класс «Насекомые».
Цель Дополнить представления обучающихся о разнообразии мира насекомых.
Расширить словарный и терминологический запас речи.
Опорные знания Разнообразие насекомых (курс «Окружающий мир», 2 класс).
Формирующиеся ценности: Природа родного края как составляющая богатства нашей страны.
Планируемые результаты
Личностные:
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
  • ение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать факты, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • использование информации, полученной при чтении, для решения предметных и метапредметных учебных задач (смысловое чтение);
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Учебник «Биология»: 8 класс: учебник ФГОС / В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2023. – 288 с.

Материалы портала ВДПО.рф:

«Чем жук-пожарник отличается от клопа-солдатика?»
«Энтомология»
«Дезинсекция»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Насекомым в программе посвящено 4 параграфа.

Мы рекомендуем начать с введения термина «Энтомология» с привлечением материала портала ВДПО.рф

Насекомые-вредители рассматриваются в параграфе 28, поэтому материал портала ВДПО.рф

можно посмотреть на соответствующем уроке, но можно и спланировать работу с порталом целиком на первом уроке по насекомым и сразу ввести термины, а через три урока проверить, насколько запомнили его обучающиеся.

Заметим, что данные два материала рассматриваются в основном в интересах формирования ИКТ-компетенций, и следует сделать акцент на том, что официальный портал даёт верную (валидную) информацию даже не в профильном материале. Данные термины представлены в разделе «Энциклопедия», соответственно, мы учимся пользоваться электронным каталогами и справочниками.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

ри разборе материала параграфа обучающиеся актуализируют знания о внешнем строении насекомых, полученные в начальной школе, а затем углубляют их, получая новые знания о внутреннем строении.

Обучающиеся выполняют лабораторную работу № 5, рассматривая крупного жука. Задание 8 предусматривает перечисление характерных черт строения насекомого.

На данном этапе учитель может предложить дополнительный познавательный материал

На примере данных насекомых выявляются характерные черты жуков, а затем проводится словарная работа. Обратите внимание: жук называется «пожарНИК», а профессия огнеборца – «пожарНЫЙ». В разное время терпимость к смешению данных терминов была различной, и окончательно закрепилось неприемлемое название специалиста по тушению пожаров словом «пожарник» к концу XIX века. По свидетельству Владимира Гиляровского, словом «пожарник» во времена Гиляровского называли тех, кто пережил пожар, потерял имущество и вынужден побираться.

Можно предложить тест на внимательность: почему вероятность того, что это насекомое названо «правильно», так как он напоминает пламя и угли, а не пожарный автомобиль (он раскрашен красным и белым, а не красным и черным) или пожарного?

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Проводится по плану урока.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем знакомиться с членистоногими. И сегодня у нас в гостях насекомые. Из курса Окружающего мира вы помните основные признаки насекомых в отличие от других групп животных (ответы обучающихся….)

Учитель: Приведите примеры насекомых, которых лично вы знаете, которые нравятся вам или наоборот, пугают? (Ответы обучающихся: …)

Как мы, убедились, мир насекомых достаточно разнообразен. Это и изящные бабочки, и надоедливые тараканы, и очень полезные пчёлы. Изучает насекомых отдельная наука. Сейчас мы с ней познакомимся. Обратите внимание: мы говорим о насекомых, о науке, но заходим на портал Всероссийского добровольного пожарного общества. Кто внимателен? Куда имен мы зашли? (Ответы обучающихся: В раздел «Энциклопедия».)

Учитель: Да, в этом разделе представлены многие области знания, не только напрямую связанные с пожарной безопасностью. Так как это официальный портал, то мы можем доверять полученной оттуда информации.

Прочитайте информацию «Энтомология»

Итак, название науки о насекомых – «Энтомология».

Сегодня на уроке мы будем изучать разделы общей или прикладной энтомологии? Полистайте учебник, посмотрите название следующих параграфов. (Ответы обучающихся: Этот урок и следующий – общая энтомология, а дальше мы будем изучать пчёл и вредоносных насекомых – это разделы прикладной энтомологии.)

Учитель: А всё же, есть какие-то предположения, почему включена статья об энтомологии в пожарную энциклопедию? (Ответы обучающихся: При лесных и других природных пожарах, во время пала травы гибнут не только животные и птицы, но и насекомые, например, земляные шмели.)

Учитель: Да, получается, даже жизнь шмелей, муравьев и многих других насекомых тесно связана с пожарной безопасностью. Раз мы уже работаем с электронной энциклопедией, узнаем ещё один важный термин, но понадобится он нам на одном из следующих уроков «Дезинсекция»

При изучении какого параграфа этот термин будет звучать? (Ответы обучающихся: «Насекомые-вредители».)

Учитель: К сожалению, приходится признавать, что не со всеми насекомыми человек дружит. Например, клещи, вши, блохи переносят заболевания. И одним из способов уничтожения насекомых в одежде и вещах с давних времен является прожаривание и кипячение, в статье они обозначено как высокотемпературные методы – тут огонь выступает как друг и помощник человека, защищая его от болезней.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Работа с материалом параграфа 25.

Учитель: Мы с вами выполняем лабораторную работу, рассматривая строение жука. Предлагаю её завершить ещё знакомством с двумя интересными экземплярами.

Фраза, с которой «прилетел» к нам этот жук – правдива? Он – герой-огнеборец? (Ответы обучающихся: Нет, это шутка. Он просто раскрашен так, что напоминает пламя, уголёк.)

Учитель: С точки зрения энтомологии, он относится к группе мягкотелок, у него нет такого прочного хитинового покрова, как у майского жука или бронзовки. Его защита – яд. И птицы его стараются не склёвывать. Зато с точки зрения сельского хозяйства – он герой, поедает мелких вредных насекомых: тлю, клещей, гусениц. Можно сказать, как пожарный, прибывает туда, где нужен, и спасает урожай. А какая ещё черта внешнего строения этого жука даёт ему право претендовать на звание огнеборца? (Ответы обучающихся: Усы.)

Учитель: Действительно, в старину пожарные старались иметь длинные усы. Противогазов тогда не было, и если надо было зайти в горящее, наполненное дымом помещение, чтобы вытащить пострадавшего, они обливались водой, и зажимали зубами мокрый ус, чтобы дышать через него. Представляете, какими должны были быть пышными и длинными усы для этой цели? Посмотрите рис. 95, где показано разнообразие усиков. Чем выделяются усы жука-пожарника? (Ответы обучающихся: Они длинные, но нитевидные и состоят из отдельных сегментов.)

Учитель: И усами, и даже самим названием до огнеборца он недотянул. Усы тонкие. Это вы заметили. А что с названием? Вспоминаем курс окружающего мира. (Ответы обучающихся: Правильно процессия называется «пожарный».)

Учитель: Действительно, для современных пожарных это слово – обидное. Они всегда говорят: «Мы – пожарные, а пожарники – это жуки». Но считается, что такой резкий водораздел произошёл только к концу XIX века. Мы об этом можем прочитать в произведении Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». Пожарниками называли людей, утративших имущество и вынужденных скитаться. Так что наш жук, вероятнее всего, назван из-за расцветки, вызывающей ассоциации с пламенем, а не в честь пожарных, тем более, что в августе они слетаются большими колониями для размножения, мы о нём прочитали на стр. 120, и правда могут напоминать костёр. Форма пожарных того времени, когда давали название жуку, такой расцветки не имела, в XVIII-XIX веках пожарные носили одежду из холста или сукна серого цвета. А современные виды боевой одежды пожарного в черно-красных цветах есть. Какие сочетания цветов являются символичными для Пожарной охраны? Может он похож на пожарный автомобиль? (Ответы обучающихся: Нет, пожарная машина красная с белыми полосами и надписями.)

Учитель: Вот ещё одно насекомое, имеющее похожую окраску. Но если жук-пожарник – это мягкотелка, то клоп-солдатик – клоп. Что общего у них в строении, что объединяет их в группу насекомых? Ответы обучающихся: ….)

Учитель: Сегодня на лабораторной работе мы познакомились с предостерегающей окраской данных насекомых.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Задание по плану урока.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить