8 класс. Фрагмент урока физики. Электроприборы и их опасность

Тип занятия Урок физики. Фрагмент
Класс 8 класс
Тема занятия Короткое замыкание, предохранители.
Цель Показать не только физический смысл явления «короткого замыкания», но и его практико-ориентированное значение как источника пожара.
Опорные знания Правила использования неисправных электроприборов.
Формирующиеся ценности: Соблюдение правил пожарной безопасности.
Электричество – основа экономики, но может быть опасным для человека.
Планируемые результаты
Личностные:
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные: Познавательные:
  • умение связывать понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками, умение построить индивидуальную образовательную траекторию;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • умение определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий могут привести к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Гутник, Елена Моисеевна. Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК И. М. Перышкина, Е. М. Гутник, А. И. Иванова / Е. М. Гутник, М. А. Петрова, О. А. Черникова. – М.: Просвещение, 2021. – 77, [2] с.

Физика. 8 класс: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник – 8-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022. – 304 с.

Образовательные викторины:

«Электричество в быту: в нашем доме поселился «искромётный» сосед»
«Электроприборы: электрошнуры»
«Чем опасен электросамокат?»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

По плану учителя.

Но мы бы порекомендовали обязательно упомянуть, что тема данного урока непосредственно может повлиять на благополучие обучающихся на протяжении всей их жизни.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Использование образовательных викторин целесообразно на этапе закрепления материала. Учитель подчеркивает опасность короткого замыкания и сообщает, что по причине неисправной электропроводки, использования неисправных приборов, попыток самостоятельного ремонта электрических систем в современном мире происходит подавляющее количество пожаров.

Образовательные викторины:

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Викторина очень актуальна, и если на уроке остается время, то её целесообразно также пройти в рамках подведения итогов урока и практико-ориентированного вывода.

По заданиям к параграфу.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Приступая к изучению сегодняшней темы урока из раздела «Физика электричества», мне хотелось бы заметить, что именно эта тема может стать для вас жизненно необходимой. Знание сущности короткого замыкания и его последствий помогут вам выработать у себя культуру эксплуатации электроприборов. Сломать при неправильном использовании можно любое приспособление, например, опрыскиватель для комнатных цветов. И это вопрос затрат денег на новый, потеря времени на покупку, а ошибки в использовании электроприборов могут закончиться тяжелой трагедией.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Сообщение новых знаний – по плану урока.

Закрепление.

Учитель: Мы ознакомились с материалом параграфа 56. Какое из знаний о явлении короткого замыкания имеет значение в практической жизни? (Ответы обучающихся: Сопротивление цепи при коротком замыкании незначительно, поэтому в цепи возникает большая сила тока, провода при этом могут сильно накалиться и стать причиной пожара.)

Учитель: По причине неисправной электропроводки, использования неисправных приборов, попыток самостоятельного ремонта электрических систем в современном мире происходит подавляющее количество пожаров. Поэтому закрепим знания о коротком замыкании с помощью образовательной викторины.

Вопрос 1. Учитель: Если и человек вырабатывает электричество, то можно ли сказать, что и все млекопитающее тоже? (Ответы обучающихся: Да, но млекопитающие в малой дозе, она не опасна другим существам. А медузы, скаты, угри – электричеством поражают жертву. При необходимости людям вживляют электрокардиостимуляторы, которые заменяют естественные процессы в сердце.)

Вопрос 2. Учитель: Разница между громом, молнией и торнадо – это вам известно из какого предмета? (Ответы обучающихся: «Окружающий мир».)

Вопрос 3. Учитель: Как вести себя при грозе, чтобы не стать жертвой молнии, вы тоже изучали и в начальной школе, и на уроках ОБЖ. Можно ли прятаться в воде? (Ответы обучающихся: Нет, вода хорошо проводит ток.)

Вопрос 4. Вы согласны с тем, что велосипед может работать без электричества? Учитель: (Ответы обучающихся: Есть велосипеды с моторчиком. А были и генераторы тока с велоприводом, то есть велосипед вырабатывал ток. Сейчас разработали такое устройство для зарядки телефона в общественных местах)

Вопрос 5. Учитель: Конечно, холодильник оставляют включённым не потому, что он чемпион по надёжности. Это вынужденная необходимость. Поэтому надо максимально контролировать исправность розетки, мотора – не перегревается ли? Продумать интерьер – чтобы на холодильнике не лежали газеты, не висели рядом шторы.

Вопрос 6. Учитель: В комментариях нуждается? Думаю, нет. Но маленькие дети из года в год получают электротравмы, причём иногда это заканчивается ампутацией пальцев на руке. Поэтому промышленность выпускает заглушки для розеток.

Вопрос 7. Учитель: Назовите причины с точки зрения физики электричества, электротехники, по которым может искрить розетка? (Ответы обучающихся: Их несколько: плохой контакт вилки и розетки; большая нагрузка на общую сеть; неисправность как вилки, так и самой розетки и др.)

Вопрос 8. Учитель: Раньше это было обязательным действием. Сейчас в современных больших домах ест системы громоотводов. А на даче рекомендую действовать по классике – в грозу выключать электроприборы из розеток.

Вопрос 9. Учитель: Электрощиток часто расположен вне квартиры, на лестничной клетке. И надо заранее выйти всей семьёй и рассмотреть, где расположен ваш, и какие тумблеры выключают линию электроплиты, розеток, выключателей.

Учитель: Мы вспомнили проблемы электричества в целом. Но короткое замыкание чаще всего происходит на уровне проводов и шнуров. Как вы думаете, почему? (Ответы обучающихся: Они изгибаются, перетираются, «раздергиваются» при неосторожном извлечении вилки из розетки.)

Учитель: Обратимся к викторине

Вопрос 1. Учитель: Что вы можете сказать про трансформатор? (Ответы обучающихся: Гудит, повышает или понижает напряжение.)

Вопрос 2. Учитель: Как называется ситуация, когда много мощных потребителей включено в один источник? (Ответы обучающихся: Перегрузка электросети.)

Вопрос 3. Учитель: Многие думают, что чем дальше рука от розетки, тем безопаснее. В данном случае это заблуждение. Вилка сделана из безопасного материала.

Вопрос 4. Учитель: А почему перегибы электропровода приведут к поломке? (Ответы обучающихся: Он состоит из множества мелких жилок, они легко переламываются.)

Вопрос 5. Учитель: Мы с вами на уроках физики изучали необходимость изоляции и электропроводность различных материалов. Можно ли сделать вилку металлической? Станет ли она от этого износоустойчивее? (Ответы обучающихся: Нет, тогда при касании она будет бить током.)

Вопрос 6. Учитель: В чём физический смысл нагрева провода? Найдите ответ в учебнике (Ответы обучающихся: ….)

Вопрос 7. Учитель: С каким вопросом перекликается этот? (Ответы обучающихся: С тем, почему нельзя перекручивать провода, они легко разрушаются внутри.)

Вопрос 8. Учитель: Думаю, это самый важный вывод нашего урока. И теперь вы не только знаете, что это опасно, но и понимаете научный смысл предостережений пожарных.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Задания к параграфу.

Учитель: У нас осталось время, и я предлагаю посмотреть, уже обладая необходимыми знаниями, с точки зрения электробезопасности на новомодное приспособление – электросамокат. Если про велосипеды за 100 с лишним лет написано много, то этот вид транспорта появился недавно. И если о нём и говорят, то с позиции правил дорожно-транспортного движения. Но мы знаем из СМИ, как часто происходят возгорания этого транспортного средства. Давайте разберемся.

Вопрос 1. Учитель: Какие ещё приборы, имеющие аккумулятор, тоже подвержены взрыву? (Ответы обучающихся: Мобильные телефоны.)

Вопрос 2. Учитель: Давайте порассуждаем. Мы ещё из курса начальной школы знаем, что о воде и электроприборах? (Ответы обучающихся: Сложный вопрос, из курсов ОБЖ и Окружающего мира мы знаем, что нельзя тушить водой электроприборы под напряжением при их возгорании – может ударить током. Очень опасно уронить фен в ванну с водой, тоже ударит током, будет короткое замыкание. Но ведь есть много электроприборов для работы с водой – от чайника до стиральной машинки. И есть моторные лодки с электрическим мотором.)

Вопрос 3. Учитель: Ответ на этот вопрос относится к любому прибору. Только комплектные составляющие системы безопасны.

Вопрос 4. Учитель: Мы видим, что одинаково плохо и разрядка до 0, и переизбыточная зарядка.

Это тоже «роднит» электросамокат с телефоном.

Вопрос 5. Учитель: Снова вопрос о влаге в том числе! Помним, что в любом случае устранить лишнюю влагу никогда не вредно. И общее правило для подключения к источнику питания, в нашем случае к розетке 220 В абсолютно любого прибора – сначала собираем систему, вилку включаем в последнюю очередь. Когда вы пользуетесь, например, привычными лампой и удлинителем, то какая последовательность? (Ответы обучающихся: Лампа – удлинитель - розетка.)

Вопрос 6. Учитель: Думаю, комментарии излишни. Относимся, как к пожароопасной вещи: размещаем так, чтобы и самим убежать вызывать пожарных, и успеть из розетки выдернуть, это уже программа-максимум. И чтобы при вспышке не загорелось всё, что может оказаться рядом легковоспламеняющегося.

Вопрос 7. Учитель: А почему гараж и балкон не подходят? (Ответы обучающихся: Если они утеплённые и отапливаемые, то подходят. Имеются в виду холодный или совсем открытый балкон и гараж сарайного типа.)

Вопрос 8. Учитель: Почему нельзя тушить горящий электросамокат так, как если бы тушили утюг или телевизор? (Ответы обучающихся: Опасен аккумулятор и его наполнение.)

Вопрос 9. Учитель: Совершенно верно, любой аккумуляторный электроприбор вдвойне опасен. В автомобилях чаще всего происходит возгорание самой проводки, например, если её перегрызли мыши, а сами аккумуляторы имеют иное строение. А вот те, которые вы используете для зарядки телефона, те, которые внутри телефона – опасны.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить