9 класс. Фрагмент урока физики. Космос

Тип занятия Урок физики. Фрагмент
Вариант: Классный час, посвященный Дню космонавтики 12 апреля
Класс 9 класс
Тема занятия Итоговый урок по главе 5 учебника «Строение и эволюция вселенной»
или Итоговый урок по главе 1, где рассматриваются космические скорости, движение планет, искусственные спутники земли (параграф 19), реактивное движение ракет (параграф 21).
Цель фрагмента Показать глобальность правил пожарной безопасности в любом виде деятельности, включая освоение космоса.
Изучение парадокса «огонь-друг, огонь-враг» на новом уровне.
Опорные знания Физика процесса горения: температура участков пламени.
Опасность пожара.
Химия процесса горения: расход кислорода в процессе горения.
Формирующиеся ценности: Научное познание мира.
Соблюдение правил пожарной безопасности везде и всегда.
Планируемые результаты
Личностные:
  • расширение представлений об использовании огня в науке, о практических аспектах знаний физики и химии.
Метапредметные: Познавательные:
  • преобразование информации из одной формы в другую;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • умение строить рассуждения с доказательствами, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
  • умение интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;
  • оценка достоверности предложенной информации, построение оценочных суждений на основе текста;
  • создание собственного текстового материала, применение информации из текста при решении учебно-практических задач.
Регулятивные:
  • принятие и сохранение учебной задачи, адекватное восприятие оценки учителя и одноклассников;
  • планирование действий в соответствии с поставленной задачей (свои и группы).
Коммуникативные:
  • формирование умения работать в группе, высказывать и обосновывать свою точку зрения, в корректной форме задавать вопросы;
  • координация позиции в сотрудничестве с учётом различных мнений, умение разрешать конфликты.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Болтовская Л. В. Урок физики в 9 классе на тему «Первая космическая скорость. Искусственные спутники планет» с использованием элементов кейс-технологии / Л. В. Болтовская – Текст : непосредственный // Школьная педагогика – 2019. – № 2 (15). – С. 7-12

https://moluch.ru/th/2/archive/129/4168

Или Физика 9 класс. Учебник по физике 9 класс. А. В. Перышкин. Физика. 9 класс : учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник – М.: Экзамен, 2020. – 336 с. Глава 5 «Строение и эволюция вселенной», Параграфы 63-67.

Образовательная викторина «Пламя в Космосе»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данный урок обладает серьёзным потенциалом патриотического воспитания, и обязательно должен содержать информацию о приоритетной роли России в области освоения космоса и ракетостроения.

Следует привлечь, если он имеется, региональный опыт в области освоения космоса – рассказать с опорой на открытые законные источники о градообразующем предприятии, связанном с космической промышленностью, или, возможно, кто-то из известных российских космонавтов родом из вашего региона.

В любом случае, следует подчеркнуть, что освоение космоса – всенародное дело, и качественное освоение знаний даже базовой школьной программы открывает образовательные и карьерные траектории к космосу.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Основная часть урока строится в соответствии с программным содержанием параграфа учебника и методическими рекомендациями по предмету.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

В качестве заключения имеет смысл использовать образовательную викторину «Пламя в Космосе» для установления связи изученного материала и практических компетенций обучающихся.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Тема сегодняшнего урока физики тесно связана с общемировой проблемой освоения космоса. Вы знаете, что именно наша страна первой проложила дорогу в космос. Когда произошёл первый полёт спутника? (Ответы обучающихся: Первый спутник был запущен в 1957 году, и слово «спутник» стало международным.)

Учитель: В тот же году в космос полетела собака Лайка. В 1959 году стартовала первая космическая ракета «Мечта», она навеки стала искусственным спутником Солнца. И уже в 1959 году вымпел нашей страны был выброшен на Луну. Когда произошёл первый полёт человека в космос? (Ответы обучающихся: 12 апреля 1961 года на орбиту вокруг Земли был выведен первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту – старшим лейтенантом Военно-воздушных сил Юрием Алексеевичем Гагариным. Полёт продолжался 108 минут.)

Учитель: С 1961 года все школьники на вопрос: «Кем ты хочешь быть?» – отвечали: «Космонавтом!». Возник даже слоган: «Место работы – космос». Но дорога в космос не обязательно подразумевает сам полёт. Кстати, многие члены отряда космонавтов так ни разу и не побывали в космосе – до сих пор это не массовая профессия. Гораздо больше усилий требуется при проектировании и изготовлении космических летательных аппаратов, снаряжения, приборов и даже еды, той самой пресловутой «еды в тюбике». То есть космос гораздо ближе к каждому из нас, чем мы думаем. А начинается дорога прямо в классе. Это звучит уже более 60 лет, но является актуальной правдой.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Урок проходит в соответствии с учебным планом.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Мы познакомились с некоторыми вопросами физики космоса. И говорили о космических аппаратах, использующих реактивную тягу. Солнце и звёзды что это по своей сути? (Ответы обучающихся: Раскаленные сгустки вещества.)

Учитель: Сейчас мы с вами увидим, насколько важно, изучая физику космоса, не забывать о физической сущности довольно обыденных процессов, в том числе физику горения. Кто помнит треугольник огня? (Ответы обучающихся: Для поддержания горения необходим кислород, только в этой среде возникнет огонь при наличии пожарной нагрузки, то есть того, что будет гореть. Ещё необходим источник огня.)

Учитель: А в космосе, как мы знаем, безвоздушное пространство. Или нет? (Ответы обучающихся: Космический корабль, космическая орбитальная станция – это, по сути, жилище и вид транспорта. Те помещения внутри станции, где находятся люди, наполнены обычным воздухом для дыхания космонавтов. Значит, там будет поддерживаться открытый огонь.)

Учитель: Что в таком случае может послужить источником огня? Что может гореть? Вряд ли космонавты будут запускать петарды и веселить себя бенгальскими огнями? (Ответы обучающихся: Короткое замыкание, там очень много электрооборудования.)

Учитель: Перед нами образовательная викторина «Пламя в Космосе», и в ней мы найдём ответы на наши вопросы.

Вводный кадр напоминает интересный факт. Была в своё время очень популярна песня «Танцевальный час на солнце», её написали Давид Тухманов и Сергей Кирсанов, в то время авторы многих эстрадных песен.
Пляшут никель, железо, кальций
С ускорением в тысячу раз.
Это танец протуберанцев
Все планеты глядят на вас!

Вопрос 1. Учитель: И сразу физика! Вспоминаем, какие силы воздействуют на пламя в условиях невесомости.

Вопрос 2. Учитель: Наверное, ответ понятен из контекста викторины, но факт, согласитесь, малоизвестный. И обратите внимание – не неисправность электропроводки в данном случае стала причиной пожара.

Вопрос 3. Учитель: Обратите внимание, что порошковые огнетушители не используются на космических станциях. Почему? (Ответы обучающихся: В условиях невесомости порошок не выполнит свою задачу покрыть очаг возгорания, а будет разлетаться по всей станции и сделает воздух опасным и непригодным для дыхания.)

Учитель: Но жидкость же тоже летает шариками. Поэтому и питье в космосе из чашки невозможно (Ответы обучающихся: Очевидно, пенообразователь и даёт возможность воде не летать шариками, а создавать компактную шапку из пены.)

Учитель: А чем опасен выбор американской стороной углекислоты? Это в офисах Земли считается самым безопасным способом.(Ответы обучающихся: это повлечёт насыщение воздуха углекислотой и снижение процента кислорода, что затруднит дыхание. А в масштабах нашей планеты это не создаёт концентрацию, так как офис проветривается, даже метро или подземный бункер имеют вентиляцию.)

Вопрос 4. Учитель: Вот и разгадка, почему мы говорим, что Солнце – это раскалённое вещество, но при этом говорим, что в космосе безвоздушное пространство, и горение поддерживаться не будет.

Вопрос 5. Учитель: Безусловно, все эти значения температуры критичны для даже секунды жизни человека. Но всё же давайте подумаем. Железо при температуре в 1 5000 С остается твёрдым. Его температура плавления 1 538 градусов. Температура горения обычных дров колеблется в пределах 1 000 градусов, поэтому на сталеплавильных комбинатах и используют уголь, а не дрова.

Вопрос 6. Учитель: И снова её величество физика. На этот раз физика трения. Мы часто слышим выражение: «Детали разрушившегося спутника сгорели в верхних слоях атмосферы». Как видите, это происходит за счёт трения. Где ещё в связи с огнём это используется? (Ответы обучающихся: В древности добывали огонь трением. Трущиеся части механизмов тоже могут вызвать искрение и возгорание.)

Вопрос 7. Учитель: Наше Солнце – по космическим меркам это старая, уже умирающая звезда. На наш обозримый век с внуками и правнуками её хватит. Старые звёзды светят оранжевым светом, молодые – синим, и учёные считают, что его температура значительно выше.

Скорее всего, вы замечали, что цвет пламени может быть разным. Он зависит от сгорающего топлива и температуры. Различные химические элементы дают разный цвет пламени. Скажем, если добавить натрий, то огонь приобретает желтоватый оттенок. Красное, оранжевое, жёлтое и синее пламя – цвет пламени зависит от примесей и температуры горения. Синее пламя – самое горячее. Его температура колеблется от 1 400 до 1 600 градусов по Цельсию. При включении газовых электроприборов все пользователи видят синее пламя. Так вот, если комфорка не плите горит не синим пламенем, а оранжевым или с вкраплением оранжевого пламени, то греть еду вы будете чуть дольше. А оранжевые вкрапления в горении природного газа говорит о его низком качестве.

Всегда ли синее пламя горячее? (Ответы обучающихся: Газовая плита – да, пламя горящего газа горячее. А огни светлячков, огни святого Эльма холодные.)

Учитель: Русский язык очень богат крылатыми фразами. И иногда любопытно сопоставить знания из разных областей науки. Существует выражение «Гори всё синим пламенем», и оно произносится для выражения каких эмоций? (Ответы обучающихся: в отчаянии, в трудном положении, когда не знаешь, как справиться с трудностями).

Учитель: А с точки зрения астронома это выражение можно расценить как приятное пожелание долгой яркой жизни. Поэтому наш язык своей многозначностью так удивляет тех, кто изучает его как иностранный. И ещё один урок от сияющих синим огнём звёзд – не всегда надо обижаться на шутки, иногда надо просто взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.

Вопрос 8. Учитель: Это действительно малоизвестный для жителей России факт. Но на территории России были случаи падения метеоритов, тоже принесших ужасающие последствия (Ответы обучающихся: Тунгусский метеорит – 1908 год, Челябинский (Чебаркульский) метеорит – 2013 год.)

Вопрос 9. Учитель: И вопрос непосредственно по изученному материалу.

Мы с вами прошли викторину, узнали новые факты для интеллектуальной беседы и подкрепили свои знания. А пожар на орбитальной станции учит нас чему? (Ответы обучающихся: Правила пожарной безопасности действуют и в космосе.)

Домашнее задание в соответствии с учебным планом и методическими рекомендациями по предмету.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить