9 класс. Фрагмент урока химии. Угарный газ

Тип занятия Урок химии. Фрагмент
Класс 9 класс
Тема занятия Угарный газ: свойства, физиологическое действие.
Фрагмент «Почему угарный газ называют тихим убийцей».
Цель фрагмента Показать опасность угарного газа.
Опорные знания Оксиды. Воздух и его состав (Химия, 8 класс).
Опасные факторы пожара (ОБЖ).
Состав воздуха (Окружающий мир).
Дым загрязняет воздух (Окружающий мир).
Полезное ископаемое природный газ (Окружающий мир. География, 6 класс).
Формирующиеся ценности: Охрана окружающей среды.
Борьба с загрязнением воздуха.
Соблюдение правил пожарной безопасности и эвакуации при пожаре.
Соблюдение правил эксплуатации бытовых приборов с открытым огнём (печи, газовые приборы).
Планируемые результаты
Личностные:
  • овность к решению творческих задач, умение находить адекватные способы по ведению взаимодействию с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности;
  • способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметные:
  • умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определение потенциальных затруднений при решении учебной и познавательной задачи и выбор средств для их устранения;
  • соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • сопоставление реальных и планируемых результатов индивидуальной образовательной деятельности и обобщение выводов;
  • умение принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Учебник «Химия. 9 класс» учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Материал портала ВДПО.рф «Зачем необходимо обращать внимание на цвет пламени газовой плиты»
Образовательная викторина «Почему угарный газ называют «тихим убийцей»?
Материал для самостоятельного ознакомления «День газодымной службы»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Подразумевается, что в общих чертах обучающиеся знакомы с понятием «угарный газ». К этой теме можно было обратиться и в курсе химии 8 класса, при рассмотрении темы защиты воздуха от загрязнений. Могут иметься знания на эмпирическом уровне об опасности «угореть», о системе штрафов и запретов в отношении автомобилей с превышением СО.

Поэтому работа с образовательной викториной «Почему угарный газ называют «тихим убийцей»?

Справочная информация для учителя: Угарный газ (оксид углерода (II), монооксид углерода) в обычных условиях представляет собой газ без цвета и запаха, легче воздуха. СО или окись углерода – это отравляющий газ, который образуется при неполном сгорании бытового газа из-за недостаточного доступа кислорода.

Угарный газ часто называют «молчаливым убийцей», ведь его невозможно увидеть и запаха он не имеет. Человек не может почувствовать угарный газ. Трёх вдохов достаточно, чтобы получить смертельное отравление. Попадая в кровь, угарный газ блокирует способность гемоглобина разносить по организму кислород.

Человек погибает от отравления.

Концентрация в воздухе угарного газа в количестве 0,1 % приводит к летальному исходу в течение часа, при уровне 0,5 % – через 20 минут.

Признаки отравления угарным газом:

  • головная боль, головокружение;
  • шум в ушах;
  • одышка;
  • учащенное сердцебиение;
  • мерцание перед глазами;
  • покраснение лица;
  • тошнота;
  • общая слабость.

Дополнительно полезен небольшой материал «Зачем необходимо обращать внимание на цвет пламени газовой плиты?»

В нём наглядно показано изменение цвета пламени газовой горелки, сигнализирующее о самопроизвольной выработке СО.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

На основном этапе урока следует сосредоточиться на хозяйственном значении СО как получаемого и используемого в химических производственных процессах газа.

Работа проходит по параграфу 33 учебника.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Закрепление знаний проходит в форме работы с вопросами в конце параграфа.

Материал для самостоятельного ознакомления «День газодымной службы»

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: В одной детской сказке угарный газ упоминается! Ответы обучающихся: В сказке «Мороз Иванович» Мороз рассказывает попавшей в его дворец девочке Рукодельнице, что он стучит зимой в окна, чтобы люди были внимательны с печью.)

Учитель: Именно так он и рассказывает Рукодельнице: «А я затем в окошки стучусь, – отвечал Мороз Иванович, – чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить – истопят, а трубу закрыть – не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно». Это написал русский писатель Владимир Одоевский, когда химических формул люди ещё не использовали так широко, химия как наука только формировалась.

Но люди уже заметили опасность этого газа, потому и дали ему такое название.

А какое есть выражение в русском языке, описывающее поведение человека, получившего отравление угарным газом? (Ответы обучающихся: Бежишь как угорелый.)

Учитель: Признаки отравления угарным газом:

  • головная боль, головокружение;
  • шум в ушах;
  • одышка;
  • учащенное сердцебиение;
  • мерцание перед глазами;
  • покраснение лица;
  • тошнота;
  • общая слабость.

Поэтому человек с высокой дозой отравления уже никуда не бежит, он может потерять сознание и погибнуть. А вот заподозрив неладное, да, люди всей семьёй выскакивали из избы бегом, не успев одеться. Отсюда и выражение.

Углекислый газ вырабатывается не только в дровяной печи при нарушении правил её эксплуатации, но и в бытовых газовых приборах. А где еще? Подскажу: его формула СО, монооксид углерода. (Ответы обучающихся: Автомобили проверяют на содержание СО в выхлопных газах.)

Учитель: Давайте проверим, что ещё такого мы не знаем про угарный газ, раз его называют «тихий убийца». О природном газе вы знаете из курса «Окружающий мир», это наш бытовой газ, но подробно изучать его состав, формулу мы будем в курсе органической химии. Для ответа на вопросы викторины достаточно имеющихся знаний.

Учитель: Прочитайте внимательно информацию вступительного слайда. Почему «тихий»? (Ответы обучающихся: Не имеет цвета и запаха.)

Учитель: Чем угарный газ отличается от бытового газа? Ответы обучающихся: бытовой газ имеет неприятный запах.)

Учитель: Одорант для бытового газа называется этилмеркаптан. Слово красивое, запоминать этот термин не обязательно. Это жидкость с отвратительным запахом, достаточно небольшой капли, чтобы мы ощутили этот запах как очень резкий и сильный. Зато сразу сигнал тревоги для нашего носа! А на подразделении Газпрома по добыче газа запаха нет. Многие, кто не знает о специальной отдушке газа, считают, что работать на добыче газа очень неприятно. Опасно – да. Но запаха газа там нет. Природный газ ничем не пахнет.

Учитель: Вопрос 3. показывает нам происхождение угарного газа. Почему нельзя добавить в него одорант? (Ответы обучающихся: Возникает в момент горения при недостатке кислорода в зоне пламени, и дрова или газ сгорают не полностью, образуя СО. В автомобильном двигателе внутреннего сгорания не полностью сгорает бензин.)

Учитель: Вопрос 4. даёт нам ответ: Да, все виды топлива, даже сжигание макулатуры, может дать нам при недостатке кислорода СО.

Учитель: Соедините информацию вопросов 5, 6 и 7. И теперь мы можем дать ответ, почему же «тихий убийца»? (Ответы обучающихся: Человек во сне, натопив печь, может им надышаться и умереть прямо во сне.)

Учитель: Вопрос 8 показывает, как избежать отравления угарным газом.

Учитель: Что всё-таки делать, если это произошло?

Вопрос 9. Учитель: Что всё-таки делать, если это произошло?

Конечно, лучше, если мы до ситуации девятого вопроса а выполним предписания ответа на вопрос 8.

Безопасность при работе с газом заслуживает отдельного серьёзного разговора, но мы сейчас посмотрим на изменение цвета пламени газовой горелки, которое будет нам сигнализировать о выработке СО.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Но угарный газ всё же не такой уж ненужный – его второе название – генераторный газ. И в такой версии он нужен для синтеза аммиака и как топливо.

В смеси с водородом он носит название «синтез-газ» и используется в производстве других соединений.

Сейчас из содержания параграфа 33 мы это узнаем.

Работа с текстом учебника.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Для контроля знаний отвечаем на вопросы на с. 120 после параграфа 33.

Мы с вами упоминали, что угарный газ образуется не только при использовании отопительных приборов с открытым огнём, но и на пожаре. Вместе с дымом они являются основной причиной гибели людей на пожаре. Но как же работать пожарным в отравленной атмосфере горящего помещения? Ведь он должен спасать людей. До изобретения специальных изолирующих противогазов десятки «угоревших» огнеборцев на крупных пожарах – норма для того времени. Причём обратите внимание – специальных, изолирующих. Хорошо запомните – фильтрующий противогаз гражданской обороны не спасает ни от дыма, ни от угарного газа. Он бесполезен не только при пожаре, но и при эвакуации пострадавших от СО – угоревших.

Если вы заинтересовались защитой от угарного газа, то есть очень интересный материал для самостоятельного ознакомления «День газодымной службы»

Отмечается это день 1 мая.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить