Библиотечный час «Тема пожара в сказках»(5-6 класс)

Тип занятия Библиотечный час
Класс 5-6 класс
Тема занятия Тема пожара в сказках.
Цель Закрепить осознанное отношение к правилам пожаробезопасного поведения у школьников среднего подросткового возраста.
Опорные знания Правила пожарной безопасности в жилище.
Опасность шалости с огнём.
Формирующиеся ценности: Ответственность за свои поступки.
Интерес к литературе.
Планируемые результаты
Личностные:
  • актуализация компетенций пожарной безопасности;
  • расширение кругозора;
  • развитие представлений о литературных жанрах и отражении в них реалий жизни;
  • привлечение внимания к проблеме пожаров, причинам их возникновения, последствиям от пожаров через адаптированные для детского восприятия примеры из литературных источников.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Занятие с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Огниво из туристического набора.
Комплект материалов:
Образовательная викторина «Пожарная безопасность в сказках и рассказах»

Аудиозапись музыкальной пьесы из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Январь: У камелька».

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Тема сказок, фольклора присутствует на уроках литературы в 5 и 6 классе, в этом возрасте младшим подросткам интересна тема волшебных превращений, коварства персонажей.

Основная задача библиотекаря, классного руководителя – актуализировать уже изученный материал по пожарной безопасности в быту, причинах и последствиях пожаров через работу с уже знакомыми обучающимся литературными и фольклорными произведениями. Перечень произведений не является изучаемым в курсе учебного предмета Литература и Литературное чтение, но входит в традиционный круг детского чтения, который уже должен быть известен к 5-6 классу.

В мотивационной части педагог-библиотекарь привлекает ребят к обсуждению проблемного вопроса: «Отражает или нет литературное произведение реальность?» Если в сказках, фантастике меняется предметная реальность, возникают сказочные предметы или обычные вещи наделяются волшебными чертами, то для того чтобы мир был узнаваем, волшебным изменениям подвергается не всё подряд, то что будет неизменным? Следует подвести школьников к пониманию, что в любых сказочных ситуациях автору интересно проследить реакции, поведение, взаимоотношение людей и сказочных персонажей. Зачастую в авторской сказке писатель специально помещает героев в непривычные обстоятельства, чтобы более ярко показать его черты характера или развитие личности.

Еще один важный момент любого литературного или фольклорного произведения – это оценочные суждения автора или общие представления о хорошем и плохом, присущие эпохе создания произведения.

Делается общий вывод: в произведениях всегда отражается принятое отношение к ситуациям, в том числе, что пожар – это плохо, страшно, опасно. В произведениях фольклора и авторов классической литературы тема огня встречается достаточно часто ещё и потому, что это часть реалий тех времен.

Можно предложить назвать несколько пословиц, поговорок, крылатых выражений, где упоминается огонь, дым: «Нет дыма без огня», «Тепло души», «Где огонь, там и дым», «Не подливай масла в огонь», «Из огня да в полымя.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Педагог-библиотекарь предлагает ребятам пройтись по страницам знакомых и любимых произведений, но посмотреть на них с другой точки зрения – тема огня и пожара: где огонь является другом, где – врагом.

В разработке приводятся примерные вопросы, которые можно задать дополнительно при разборе каждого слайда викторины. В некоторых случаях они предваряют выбор обучающимся правильного ответа, в некоторых – подводят итог.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Завершая интерактивное занятие, педагог-библиотекарь предлагает вспомнить другие произведения, где упоминается огонь, пожар.

Можно предложить обучающимся создать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Друзья, сегодня мы с вами встретимся с хорошо знакомыми произведениями, но наша библиотечка будет собрана на основании совсем необычного общего признака произведений.

Посмотрите вокруг. Как сгруппированы книги в библиотеке? (Ответы обучающихся: По авторам, по темам. Например, книги о животных, о путешествиях.)

Учитель: Сегодня мы обратимся к произведениям, в которых упоминается тема огня и пожара. Некоторые из них вам хорошо знакомы ещё с детского сада.

Как вы считаете, если мы говорим о сказках, авторских или народных, то есть ли там отражение реалий окружающей жизни? Или там всё сказочное? (Ответы обучающихся: в сказках встречаются не только сказочные персонажи, как Баба-Яга и другие, но и образы обычных людей, например, родственники Емели. Все они живут, едят, ссорятся и дружат.)

Учитель: А отношения людей в сказках сказочные? (Ответы обучающихся: Не всегда. Иногда сказочные, когда заколдовывают, чтобы вызвать любовь. А чаще это те чувства, что испытывают обычные люди: зависть, страх, радость, благодарность, дружба, любовь.)

Учитель: Да, чаще всего персонажи сказок обладают человеческими, понятными нам чувствами, и это даёт нам возможность оценить необычные обстоятельства, в которых они оказались. А предметный мир? Конечно, в сказке есть волшебные вещи. К примеру, мы все знаем сказку «По щучьему велению». Что сказитель отразил из того, что окружало его в реальной жизни? А что придумал? (Ответы обучающихся: К проруби ходили за водой с ведрами. В реке и сейчас живут щуки. А вот говорящую щуку поймать в ведро, и исполняющую желания – это сказка. Печь в доме, на ней лежали и грелись. Но печь, идущая как танк, это сказка.)

Учитель: Действительно, в сказках и авторских произведениях нам могут встречаться печки, свечки, и это будет связано с тем, что так жили, этим пользовались. Приведите пример. (Ответы обучающихся: Печка с пирожками в сказке «Гуси-лебеди», Баба-Яга топит печку.)

Учитель: Но огонь ведь может и пугать. В некоторых произведениях автор специально вводит тему пожара, чтобы показать качества характера, личности героя. В каких сказках герою приходится столкнуться с огнём? (Ответы обучающихся: Огнедышащий Змей Горыныч.)

Учитель: Огонь действительно был и другом, и врагом человека, поэтому он и вошёл в поговорки, присказки. Приведите примеры. (Ответы обучающихся: «Нет дыма без огня», «Тепло души», «Где огонь, там и дым», «Не подливай масла в огонь», «Из огня да в полымя».)

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Предлагаю пройтись по знакомым страницам, узнать, так ли уж они вам знакомы. Возможно, вы следили за совсем другими сюжетными ходами в этих произведениях. Включает аудиозапись «У камелька».

Учитель: Музыка, которая сейчас звучит, написана известным композитором, которого мы с вами знаем как сказочника. Его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» – чудесные сказки. А это произведение из цикла «Времена года». Месяц январь: «У камелька».

Посмотрите на первый кадр. Бабушка и внуки уютно расположились у очага. Камельком называли небольшую печку. И вот долгими зимними вечерами семья собиралась у камелька, который заменял и свет, и отопление. Электричества тогда ещё не было, керосиновые лампы только появились, а свечи всегда были дорогими, потому что делались из натурального воска. Обычно взрослые или читали детям, или просто рассказывали им сказки.

Садитесь тихонько, и я тоже расскажу вам сказочку.

Вопрос 1. Учитель: Какая печь изображена? Посмотрите, на слайде конструкция печи абсолютно иная, чем у бабушки с внуками. Там изображен западноевропейский очаг. А на картинке к вопросу 1? (Ответы обучающихся: Русская печка, как во всех сказках.)

Печками отапливают деревенские избы и сейчас, и правила использования печей не поменялись. Наоборот, стали строже. В печь нельзя бросать посторонние предметы, а сейчас это стало более актуальным, потому что в старину не было баллончиков от аэрозолей, которые могут взорваться. Не было пластика, который при сгорании выделяет ядовитый дым. Но всё равно случаи бросания в печь не подходящих на роль топлива предметов были. (Ответы обучающихся: Шкурка царевны-лягушки.)

Вопрос 2. Учитель: Это произведение вы все хорошо знаете, в нём тушили огонь долго и безрезультатно. (Ответы обучающихся: «Долго, долго крокодил море синее тушил пирогами, и блинами, и сушёными грибами». Любой пожар от этого разгорелся бы ещё больше, он фактически топливо туда подбрасывал. А то, что потушила бабочка крылышками – это сказочный ход сюжета. Хотя ерши и лягушата действовали умно, они приносили воду, но её оказалось мало.)

Вопрос 3. Учитель: А какой совет по эвакуации будет правильным? (Ответы обучающихся: Немедленно покинуть горящее помещение.)

Вопрос 4. Учитель: Если бы Снегурочка была реальной девушкой, могла бы она пострадать? (Ответы обучающихся: Снегурочка растаяла, а реальная девочка могла бы получить ожоги, наступив в костёр при прыжке, у неё могла загореться одежда. Это для каждого опасно.)

Вопрос 5. Учитель: А сейчас применяются ли собаки в пожарной охране? (Ответы обучающихся: На пожарах нет, но в МЧС России есть поисковые собаки, они ищут людей в развалинах и в лесу.)

Вопрос 6. Учитель: Знаете ли вы ещё сказки или литературные произведения, названные по имени связанных с пламенем сказочных существ? (Ответы обучающихся: Есть птица Феникс, «Жар-птица и Василиса-царевна», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»).

Вопрос 7. Учитель: А Аленький цветочек имел отношение к огню? (Ответы обучающихся: Нет.)

Вопрос 8. Учитель: Пока я не раскрыла правильный ответ, подумайте, вспомните. В сказке прямым текстом сказало, от чего конкретно предостерегает Мороз Иванович людей. Как называется это явление? (Ответы обучающихся: Угарный газ, от него можно угореть насмерть.)

Вопрос 9. Учитель: А что в области огня делал Юпитер? Вы это точно знаете из курса истории и литературы в 5 классе? (Ответы обучающихся: Метал молнии, от которых тоже мог возникнуть пожар. Тогда вообще непонятно, зачем было специально приносить огонь Прометею, если люди могли его сохранить от тлеющего дерева.)

Вопрос 10. Учитель: «Конёк-Горбунок» вы изучали в 4 классе на Литературном чтении. Назовите ещё один эпизод, тоже связанный с безопасностью жизнедеятельности. (Ответы обучающихся: Царь «…бух в котёл и там сварился».)

Вопрос 11. Учитель: показывает огниво. Огниво до сих пор используют туристы, спецназовцы, все те, кто рискует остаться без огня, намочив спички. К тому же спички имеют свойство заканчиваться, а огниво не расходуется.

Вопрос 12. Учитель: Только ли в наших сказках было огнедышащее страшное существо? (Ответы обучающихся: Нет, драконы в Европе и Китае.)

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Какие ещё произведения, где упоминается огонь и пожар, вы знаете?

И в заключение предлагаю провести конкурс рисунков, в которых вы можете проиллюстрировать наиболее понравившееся и запомнившееся произведение, сказку, в которой звучит тема огня.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить