Воспитатель: Ребята, то, о чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадки.
Спят мирно дочки
В фанерном домике.
У сонь, у тихонь
В головках огонь.
(Спички)
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр!
Не шути с сестричками,
Тоненькими…
(Спичками)
Воспитатель: Правильно, ребята, речь идёт о спичке. Выражение «Спички – детям не игрушка!» знает каждый, но не каждый знает, что именно сегодня, 10 апреля, день рождения спички.
Рассказ воспитателя с демонстрацией иллюстраций.
Воспитатель: Без огня нельзя представить жизнь человека. С древних времён он согревает в холода, позволяет приготовить пищу и защититься от хищников, продлить световой день.
Для добычи огня наши далёкие предки использовали два способа:
- трение;
- высечение искры из кремния.
Прародитель спички – приспособление, которое изобрели в Китае в 577 году. Сосновую палочку окунали в расплавленную серу и высушивали, после этого она легко воспламенялась при резком проведении по твёрдой поверхности. Эти палочки получили название «раб, одетый светом».
В 1826 году англичанин Джон Уолкер продемонстрировал первую в мире спичку, которая легко загоралась, если её головкой чиркали по любой поверхности. 10 апреля 1833 года он заменил в общей смеси для спичечных головок белый фосфор на жёлтый. Именно этот день стали считать днём рождения спички.
Раньше одна спичка называлась «спицей». До сих пор в некоторых регионах России встречается это слово.
Спички на протяжении многих десятилетий были одной из незаменимых вещей и важнейших элементов человеческой жизни. Впрочем, и сегодня они продолжают играть не последнюю роль в нашем повседневном обиходе, как удобный и дешёвый способ добывания огня.
Воспитатель: А вы знаете, что спички бывают разные? (Ответы детей.)
Воспитатель: По назначению спички делят на:
- декоративные с цветными головками, их приобретают в подарок;
- бытовые, используются в домах для поджигания плит и свечей;
- каминные, имеют удлинённую форму и крупную головку;
- охотничьи спички, устойчивы к ветру, дождю и сырости, горят под водой;
- сигнальные, имеют цветное пламя;
- фотографические, делают кратковременную вспышку;
- термические, дают столько тепла, что подходят для паяния.
Воспитатель: Да, вы правы. При правильном обращении от огня можно получать пользу.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен!
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт!
Воспитатель: А злым и опасным огонь становится при несоблюдении правил безопасности. В этом случае огонь может нанести вред. От огня сгорает не только жильё, но и загораются леса, гибнут люди, животные.
Воспитатель: А сейчас давайте разомнёмся.
Физминутка
Спички опасны,
(Дети грозят пальчиком.)
Их только тронь –
Сразу появится –
Яркий огонь.
(Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками.)
Сначала маленький
(Руки перед собой.)
А потом большой, большой
(Руки вверх, шевелят пальчиками.)
Подул ветерок,
(Дуют.)
И огонь погас.
(Опускают руки.)
Воспитатель: Ребята, запомните!!! Чтобы в ваш дом не пришла беда. Будьте с огнём осторожны всегда. Спички не тронь – в спичках огонь!
Воспитатель: Огнетушитель и Капля сочинили стихотворения о спичке, только вот некоторые слова потерялись. Давайте поможем им подобрать нужные слова.
Чтобы (лес), звериный дом
Не (пылал) нигде огнём,
Чтоб (не плакали) букашки,
Не теряли (гнёзда) пташки,
А лишь песни пели птички,
Не берите в руки (спички)!
«Спички детям не (игрушки)!» –
(Строго) мама говорит.
Надо мамочку послушать,
А не то твой дом (сгорит)!
(Огонёчек) хоть и мал,
Взял, да на (кровать) упал…
(Съел) газету и альбом,
А потом и целый (дом)!
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем, до чего могут довести игры со спичками, и подарим наши рисунки ребятам из средней группы в качестве памятки «Спички детям не игрушка».
Воспитатель: Какие прекрасные, а главное, поучительные рисунки у вас получились. Я уверена, что огонь никогда не станет вашим врагом, потому что вы всегда будете выполнять правила пожарной безопасности и расскажите о них детям помладше!