Сообщение новых знаний. Закрепление
Основная работа на уроке разворачивается вокруг познавательной викторины «Пожарные в огне войны»
Времени, отведённого программным обеспечением викторины, для ответа на вопросы достаточно, чтобы быстро найти ответ, но «забыть» о викторине нельзя – по истечении лимита времени программа закроет прохождение и предложит пройти ещё раз.
В викторине «Пожарные в огне войны» 10 вопросов. Иллюстративный материал заранее подготавливать учителю не надо – он есть на кадрах викторины. Там же можно получить много информации о фактах, цифрах, именах по данной проблеме.
Прохождение начинается с постановки проблемы, к которой дети уже подошли на занятии: Знакомы ли детям имена героев Пожарной охраны, которые внесли свой вклад в Победу?
Так как тема пожарных в Великой Отечественной войне не слишком широко освещена в доступных материалах, то в основном на вопросы ответ даст викторина, но задача учителя постараться направить ход рассуждения детей. Особенно важно обратить внимание на то, что в противопожарной работе были задействованы школьники, их сверстники и более старшие дети.
На картине В. М. Севостьянова из экспозиции Пожарно-технической выставки им. Б. И. Кончаева, которая называется «Тушение пожара Пулковской обсерватории», написана в 1941 году необходимо заострить внимание детей на титульной странице викторины – пожарные изображены в армейских касках, а здание похоже на исторический памятник. Можно подчеркнуть, что для фашистских захватчиков не существовало ничего неприкосновенного – они не жалели ни людей, ни памятники нашей культуры, а роль пожарных ещё и в том, что они не дали уничтожить нашу историю.
Вопрос 1. Когда произошёл в первый раз вражеский авианалёт на город Москву? Ответ уже прозвучал во вступительных словах учителя, в ночь с 21 на 22 июля 1941 года.
Вопрос 2. Он может вызвать затруднение даже не самим ответом, а термином. Поясняем школьникам, что организация Комсомол объединяла ребят с 14 лет, современный 8 класс и старше. Подчеркиваем с опорой на текст ответа в викторине, что явление носило массовый характер. Можно отметить, что названия городов звучат непривычно: сейчас Калинин называется Тверь, а Горький – Нижний Новгород. Целесообразно показать их на карте.
Вопрос 3. Вопрос очень важен в свете современной практики активного освоения девушками профессий, традиционно считавшихся мужскими. На фото изображены молодые девушки-пожарные, как и на фото к вопросу 2. На это стоит обратить внимание детей.
Вопрос 4. Вопрос хорошо разобран в ответе викторины, дети сами могут его озвучить, т. к. скорей всего слышали о применении фашистами зажигательных бомб в мирных городах уже в беседах, посвященных Великой Отечественной войне, а также в начале урока.
Вопрос 5. Об учёных из Центрального научно-исследовательского института Пожарной охраны важен, т. к. показывает ещё один факт того, что война носила всенародный, то есть отечественный, характер. Учёные тоже внесли свой вклад в Великую Победу.
Вопрос 6. Ответ на вопрос о снаряжении пожарных того периода можно подкрепить демонстрацией куска брезента, чтобы наглядно дать прочувствовать, что ткань тяжелая, грубая. Можно смочить брезент водой и дать сравнить ощущения – он становится ещё более твёрдым.
Вопрос 7. Изображённый предмет традиционно вызывает споры у детей, т. к. аналогов этой конструкции в повседневном обиходе нет. Предположить, что данная конструкция с фото издавала звук, обычно школьники не могут.
Вопрос 8. О подвиге Николая Гастелло как героического лётчика, как правило, хотя бы на уровне узнавания дети знают, слышали имя. А вот связь его с Пожарной охраной является неочевидным фактом и для взрослых. Причём следует в старших классах (8-9 класс), указать, что принятие решения направить горящий самолёт на автоколонну для человека, обладающего знаниями пожарного – это очень осмысленный выбор. Скорей всего, Н. Гастелло понимал, что это достаточно страшная гибель, и это вдвойне делает его героем.
Вопрос 9. Вопрос касается персоналий. Композитор Д. Шостакович может быть знаком детям хотя бы на уровне узнавания, т.к. его произведения включены в программу предмета «Музыка», поэтому прохождение викторины можно завершить прослушиванием фрагмента Ленинградской симфонии.
На этапе закрепления следует добиться понимания обучающими, что война носила истинно всенародный характер: детям-школьникам наравне с присущими для их возраста занятиями (игры, учёба, кружки), а также женщинам пришлось выполнять сложные, опасные задачи – тушить пожары.
Следует обратить внимание обучающихся, что речь идёт не только о комсомольцах – то есть старшеклассниках. В пионеры вступали в 3-4 классе, и в годы войны школьники 10-12 лет уже трудились наравне со взрослыми.