Классный час ко Дню Победы (5-9 класс)

Тип занятия Классный час
Класс 5-7 класс
Тема занятия Подвиг российских пожарных в годы Великой Отечественной войны.
Цель Показать героический вклад советских пожарных в Великую Победу, в оборону крупных городов России, а также участие пожарных в сражениях в качестве бойцов и командиров.
Опорные знания События Великой Отечественной войны.
Формирующиеся ценности: Пожарная безопасность как общественно-значимая ценность.
Единство пожарных со всем народом нашей страны, общие ценности
Планируемые результаты
Личностные:
  • формирование патриотической гордости;
  • расширение кругозора;
  • понимание роли пожарных в системе обеспечения безопасности нашего государства.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Занятие с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
Образовательная викторина «Пожарные в годы Великой Отечественной войны»

Аудиозаписи «Воздушная тревога», «Вставай, страна огромная», «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича – доступны в открытой сети.

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данное занятие (классный час) посвящено Великой Отечественной войне. Наиболее подходящие даты проведения – годовщина начала разгрома немецко-фашистских войск под Москвой – 5 декабря. Верным будет проведение этого классного часа к 9 мая – День Победы, также 9 декабря – День героев России, 23 февраля – День защитников Отечества – тоже может быть удачным решением для разговора о вкладе российских пожарных в Великую Победу.

Соответственно, мотивационная часть занятия посвящена уточнению знаний детей о Великой Отечественной войне, а конкретно о пожарных – ведём разговор в рамках основной части занятия.

Мотивирующим компонентом к разговору будет постановка вопроса: «Как вы считаете, в годы войны какую роль будут играть противопожарные службы?» И если с пожарами в мирных городах во время обстрелов достаточно очевидная картина, в том числе и на основании современного опыта агрессии НАТО на южных рубежах нашей страны, то увеличится или уменьшится количество пожаров по традиционным причинам?

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Основная работа на уроке разворачивается вокруг познавательной викторины «Пожарные в огне войны»

Времени, отведённого программным обеспечением викторины, для ответа на вопросы достаточно, чтобы быстро найти ответ, но «забыть» о викторине нельзя – по истечении лимита времени программа закроет прохождение и предложит пройти ещё раз.

В викторине «Пожарные в огне войны» 10 вопросов. Иллюстративный материал заранее подготавливать учителю не надо – он есть на кадрах викторины. Там же можно получить много информации о фактах, цифрах, именах по данной проблеме.

Прохождение начинается с постановки проблемы, к которой дети уже подошли на занятии: Знакомы ли детям имена героев Пожарной охраны, которые внесли свой вклад в Победу?

Так как тема пожарных в Великой Отечественной войне не слишком широко освещена в доступных материалах, то в основном на вопросы ответ даст викторина, но задача учителя постараться направить ход рассуждения детей. Особенно важно обратить внимание на то, что в противопожарной работе были задействованы школьники, их сверстники и более старшие дети.

На картине В. М. Севостьянова из экспозиции Пожарно-технической выставки им. Б. И. Кончаева, которая называется «Тушение пожара Пулковской обсерватории», написана в 1941 году необходимо заострить внимание детей на титульной странице викторины – пожарные изображены в армейских касках, а здание похоже на исторический памятник. Можно подчеркнуть, что для фашистских захватчиков не существовало ничего неприкосновенного – они не жалели ни людей, ни памятники нашей культуры, а роль пожарных ещё и в том, что они не дали уничтожить нашу историю.

Вопрос 1. Когда произошёл в первый раз вражеский авианалёт на город Москву? Ответ уже прозвучал во вступительных словах учителя, в ночь с 21 на 22 июля 1941 года.

Вопрос 2. Он может вызвать затруднение даже не самим ответом, а термином. Поясняем школьникам, что организация Комсомол объединяла ребят с 14 лет, современный 8 класс и старше. Подчеркиваем с опорой на текст ответа в викторине, что явление носило массовый характер. Можно отметить, что названия городов звучат непривычно: сейчас Калинин называется Тверь, а Горький – Нижний Новгород. Целесообразно показать их на карте.

Вопрос 3. Вопрос очень важен в свете современной практики активного освоения девушками профессий, традиционно считавшихся мужскими. На фото изображены молодые девушки-пожарные, как и на фото к вопросу 2. На это стоит обратить внимание детей.

Вопрос 4. Вопрос хорошо разобран в ответе викторины, дети сами могут его озвучить, т. к. скорей всего слышали о применении фашистами зажигательных бомб в мирных городах уже в беседах, посвященных Великой Отечественной войне, а также в начале урока.

Вопрос 5. Об учёных из Центрального научно-исследовательского института Пожарной охраны важен, т. к. показывает ещё один факт того, что война носила всенародный, то есть отечественный, характер. Учёные тоже внесли свой вклад в Великую Победу.

Вопрос 6. Ответ на вопрос о снаряжении пожарных того периода можно подкрепить демонстрацией куска брезента, чтобы наглядно дать прочувствовать, что ткань тяжелая, грубая. Можно смочить брезент водой и дать сравнить ощущения – он становится ещё более твёрдым.

Вопрос 7. Изображённый предмет традиционно вызывает споры у детей, т. к. аналогов этой конструкции в повседневном обиходе нет. Предположить, что данная конструкция с фото издавала звук, обычно школьники не могут.

Вопрос 8. О подвиге Николая Гастелло как героического лётчика, как правило, хотя бы на уровне узнавания дети знают, слышали имя. А вот связь его с Пожарной охраной является неочевидным фактом и для взрослых. Причём следует в старших классах (8-9 класс), указать, что принятие решения направить горящий самолёт на автоколонну для человека, обладающего знаниями пожарного – это очень осмысленный выбор. Скорей всего, Н. Гастелло понимал, что это достаточно страшная гибель, и это вдвойне делает его героем.

Вопрос 9. Вопрос касается персоналий. Композитор Д. Шостакович может быть знаком детям хотя бы на уровне узнавания, т.к. его произведения включены в программу предмета «Музыка», поэтому прохождение викторины можно завершить прослушиванием фрагмента Ленинградской симфонии.

На этапе закрепления следует добиться понимания обучающими, что война носила истинно всенародный характер: детям-школьникам наравне с присущими для их возраста занятиями (игры, учёба, кружки), а также женщинам пришлось выполнять сложные, опасные задачи – тушить пожары.

Следует обратить внимание обучающихся, что речь идёт не только о комсомольцах – то есть старшеклассниках. В пионеры вступали в 3-4 классе, и в годы войны школьники 10-12 лет уже трудились наравне со взрослыми.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Заключительным итогом занятия должно стать высказывание обучающимися своего мнения относительно возможностей, подготовки современного школьника к активным действиям в пожарно-спасательном подразделении Гражданской обороны, в том числе в современных условиях (с учётом опыта СВО и вовлечённости мирных жителей в экстремальные ситуации). Педагог направляет детей к выводам, что для осуществления данной работы надо иметь не только отвагу, патриотическое стремление, хотя это важный движущий механизм, но и элементарные навыки применения первичных средств пожаротушения, мер индивидуальной безопасности, мер по снижению пожарной нагрузки зданий и помещений.

Это подчеркивает важность постоянного изучения пожарной безопасности, готовности к ситуациям, связанным с востребованностью этих компетенций, заранее.

Второй важный вывод занятия (классного часа) – пожарные были и есть люди сильные духом и физически, готовые выполнить боевую задачу и на профессиональном фронте, в том числе в зоне ведения боевых действий (опыт пожарных Белгородской, Курской областей и других регионов), а также встать в ряды воинских подразделений с оружием в руках.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Великая Отечественная война навсегда осталась в сердцах и памяти нашего народа. Сейчас осталось слишком мало её живых свидетелей – со дня Великой Победы прошла жизнь целого поколения тех, кто жил без войны.

Есть такие строки поэта А. Сорокина:
Становится то время легендарным.
И многое напишется о нём.
Я рассказал о мужестве пожарных,
О тяжком их сражении с огнём.

Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о малоизвестных страницах Великой Отечественной войны – подвиге пожарных. Важно знать, что это не только конкретные имена, не только подвиг пожарных Москвы или Ленинграда, а подвиг всего народа в целом. Это ещё и изменения в кадровом составе пожарных подразделений по всей стране.

Как вы считаете, какую задачу в годы войны выполняют противопожарные службы? (Ответы обучающихся: Мы видим из телерепортажей, что агрессор обстреливает мирные села и города, возникают пожары. Нагрузка на пожарные подразделения возрастает многократно. Часто пожарные выполняют свою работу под обстрелом.)

Учитель: Если с пожарами в мирных городах во время обстрелов достаточно очевидная картина, в том числе и на основании современного опыта агрессии НАТО на южных рубежах нашей страны, то увеличится или уменьшится количество пожаров по традиционным причинам? (Ответы обучающихся: Люди всё равно остаются людьми и совершают ошибки в использовании огня и неисправных приборов, а дети шалят с огнём. При этом в условиях военных действий труднее чинить электроприборы, и могут увеличиться пожары по этой причине. Мы видим в репортажах, что люди при отключении электричества вынуждены пользоваться открытым огнём для приготовления пищи, для освещения жилища или бомбоубежища.)

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Итак, нам с вами понятно, что с началом военных действий число пожаров увеличивается по объективным причинам. Но в Великую Отечественную войну изменения затронули и кадровый состав Пожарной охраны.

С одной стороны, обычные городские пожарные команды не были рассчитаны на массовые пожары, а многие города испытали на себе ужас фашистских бомбардировок и массовых пожаров с первых дней войны. Многие дома в городах в то время были деревянные, и даже каменные имели деревянные перекрытия – не бетонные балки пол-потолок, как сейчас. И крыши были, как мы рисуем в детском саду, «домиком», это тоже деревянные конструкции. Они легко горят. Но пожарные смогли не допустить сплошной пожар.

Ровно через месяц немецкая авиация начала налёты на Москву, в ночь с 21 на 22 июля 41 года. 8 сентября 1941 года враги сбросили 6 327 зажигательных бомб на Ленинград, второй по значению город страны.

С другой стороны, правительство Советского Союза рассчитывало быстро победить фашистов, и спокойно приняло решение о мобилизации большого числа пожарных, которые ушли на фронт в качестве обычных бойцов.

Необходимо было искать им замену. Как вы думаете, где нашли кадровый ресурс для Пожарной охраны? (Ответы обучающихся: Возможно, привлекли женщин, по аналогии с женщинами-шофёрами, зенитчицами.)

Учитель: История сохранила для нас факты, фотографии. Давайте познакомимся с ними, но сначала попытаемся сами найти ответ. Если не знаем – нам подскажут профессионалы. Наша задача – не стараться угадать, а подумать, сопоставить факты. Если мы что-то не сможем назвать правильно – в викторине есть развернутый правильный ответ.

Учитель: Когда мы говорим о комсомольцах, надо понимать такую историческую справку: в комсомол вступали в 14 лет, это возраст 7-8 класса. Какому возрасту соответствовали пионеры? (Ответы обучающихся: это наш возраст, 5-7 классы были пионерами, а 8-9 – это уже время вступления в комсомол.)

Учитель: Что мы узнали из викторины? (Ответы обучающихся: Война носила истинно всенародный характер, и женщины, дети стали выполнять сложные, опасные задачи – тушить пожары. Мы узнали, что многие пожарные проявляли себя героически на полях сражений как бойцы различных подразделений. Мы узнали, что в экстремальных условиях под фашистскими бомбами пожарные, в том числе женщины и подростки, продолжали тушить пожары.)

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Мы познакомились с вкладом пожарных нашей страны в Великую Победу. С тех пор прошло почти 80 лет. Мы убедились, что в рядах сотрудников и добровольных формирований Пожарной охраны в годы Великой Отечественной войны много было школьников и ребят немного постарше вас, студенческой молодёжи. Мы знаем, что сейчас непростая обстановка в некоторых регионах нашей страны, постоянно возникают пожары. Сил и средств МЧС России достаточно, чтобы справиться с возникающими возгораниями, включая пожары на нефтебазах. Да, теперь не привлекают к этой тяжёлой и опасной работе несовершеннолетних – их жизнь и здоровье очень важны, чтобы ими рисковать.

Но давайте поговорим откровенно о вашем мнении относительно возможностей, подготовки современного школьника к активным действиям в пожарно-спасательном подразделении Гражданской обороны, в том числе в современных условиях? (Ответы обучающихся: Для осуществления данной работы надо иметь не только отвагу, патриотическое стремление, хотя это очень важно для мотивации, но и элементарные навыки применения первичных средств пожаротушения, мер индивидуальной безопасности, мер по обеспечению и снижению пожарной нагрузки зданий и помещений. Это подчеркивает важность изучения пожарной безопасности здесь и сейчас, пока опасная ситуация не наступила, пока есть время и возможности для спокойного, планомерного обучения мерам пожарной профилактики и борьбы с возгораниями.)

Учитель: Ещё один важный вывод нашего занятия, который хотелось бы, чтоб вы сделали. Что мы можем сказать о российских пожарных? (Ответы обучающихся: Пожарные были и есть люди сильные духом и физически, готовые выполнить боевую задачу и на профессиональном фронте, в том числе в зоне ведения боевых действий (опыт пожарных Белгородской, Курской областей и других регионов), а также встать в ряды воинских подразделений с оружием в руках.)

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить