Классный час «Новогодние праздники» (5-7 класс)

Тип занятия Классный час
Класс 5-7 класс
Тема занятия Новогодние праздники.
Цель Закрепить осознанное выполнение правил пожарной безопасности, связанных со спецификой новогодних праздников.
Опорные знания Опасность пиротехники.
Пожарная безопасность в быту.
Пожарная безопасность в общественном месте.
Пожарная безопасность ёлки и ёлочных украшений.
Недопустимость детской шалости с огнём.
Формирующиеся ценности: Пожарная безопасность как общественно-значимая ценность.
Проявление заботы о жизни и здоровье людей как значимой ценности.
Ценность сохранения от пожаров материальных активов (жилища, здания и сооружения, транспорт) и экологических богатств России.
Планируемые результаты
Личностные:
  • осознанное соблюдение правил пожарной безопасности в быту и в общественном месте в каникулярный период;
  • социальные компетенции: культура семейного праздника.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение формулировать выводы;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
Образовательная викторина: «А вы пройдёте собеседование на вакансию Деда Мороза»?
Образовательная викторина: «Правила безопасности при использовании пиротехники»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данный классный час проводится в рамках работы классного руководителя по минимизации детского травматизма в зимние каникулы. Традиционно основные проблемы зимних каникул видятся в связи с обычаями празднования данного торжества: использование пиротехники, украшение жилища и офиса гирляндами из бумаги и ваты, установка ёлки. Пожарной опасностью обладают и натуральное, и искусственное деревья, просто разные факторы опасности: натуральное смолистое дерево будет активно искрить, разбрасывать горящие хвоинки, распространяя очаги возгорания; искусственная ёлка, как и любое пластиковое изделие, тлеет, выделяя ядовитые продукты горения и создавая сильное задымление.

Безусловно, мы исходим из того, что к 5 классу дети имеют отчётливые представления о пожарной безопасности в Новый год, о недопустимости использования открытого огня для украшения ёлки и празднования в помещении, о существовании ряда запретов и о мерах предосторожности при использовании пиротехники (не запускать вблизи сооружений, зданий, машин, ремонтировать и вторично использовать не сработавшую пиротехнику).

Тем не менее досадные ситуации происходят из года в год.

Зачастую совершается нарушение правил пожарной безопасности не только несовершеннолетними, но и взрослыми. И существует педагогическая дилемма: должен ли подросток делать взрослым замечания? Представляется целесообразным, если школьник будет корректен, то своё обязательно аргументированное мнение выразит.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Заключительную часть следует построить таким образом, чтобы каждый школьник имел возможность выстроить для себя в соответствии с планами семьи план проведения каникул и для этого плана подобрал алгоритм правил безопасного поведения. Например, план подростка выглядит так: новогодний «огонёк» в школе – посещение семьёй торгово-развлекательного комплекса – поездка семьёй к родственникам в деревню. Соответственно, данному подростку следует повторить правила поведения при праздновании Нового года, а затем – правила поведения в общественных местах и в частном доме с печным отоплением и газовыми баллонами.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Приближаются новогодние каникулы. У вас уже есть опыт. Давайте вспомним, что обычно напоминали вам именно перед зимними каникулами. (Ответы обучающихся: Безопасность при установке ёлки: нельзя украшать ёлку бумагой и ватой, хотя в начальной школе мы клеили ёлочные игрушки, но ими можно украшать ёлку в парке или во дворе; нельзя зажигать свечи на ёлке и возле неё; гирлянды должны быть исправными; нельзя в каникулы непрерывно смотреть телевизор, т. к. это вредно не только для глаз, но и для аппаратуры; нельзя запускать петарды без взрослых, нельзя запускать их в помещении.)

Учитель: А как быть, если правила пожарной безопасности по незнанию или понадеявшись на свой опыт, готовность справиться с возгоранием нарушают взрослые? (Ответы обучающихся: Надо подсказать, напомнить, сославшись на то, что так учили в школе.)(Ответы обучающихся: Надо подсказать, напомнить, сославшись на то, что так учили в школе.)

Учитель: Действительно, это непростая ситуация. Важно не устроить конфронтацию, не дерзить, не указывать свысока. Предложите взрослым выслушать и ваше мнение, почему, например, нельзя топить печь с открытой дверцей. Помните, как в сказке «Мороз Иванович» Дед Мороз ходит по русским деревням, стучит в окна, потрескивает, напоминает людям, как правильно топить печь.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Сейчас и мы попробуем сдать экзамен на должность Деда Мороза. Он хозяин праздника, и, конечно, должен всё знать и уметь провести праздник так, чтобы он ничем не омрачился.

Учитель: Подробности нам расскажет викторина

Вопрос 1. Об опасности ёлок.

Учитель: Пожарной опасностью обладают и натуральные, и искусственные деревья, просто разные факторы опасности: натуральное смолистое дерево будет активно искрить, разбрасывая горящие хвоинки и распространяя очаги возгорания; искусственная ёлка, как и любое пластиковое изделие, тлеет, выделяя ядовитые продукты горения и создавая сильное задымление.

Прочитайте карточку ответа. Там дана ещё более глубокая информация об этом, в том числе как устанавливать ёлку безопасно.

Вопрос 2. Учитель: Вы пока не знаете, что материалы разделяются по классу горючести. Логика тут простая, чем выше индекс, тем больше возгораемость. Соответственно, наименее опасен класс Г1. Не знали, теперь мы все вместе это знаем.

Вопрос 3. Учитель: Никто из вас не станет покупать отслужившее свой срок изделие или в заведомо «нехорошей» торговой точке, например, с рук в переходе или в случайно встреченной палатке, где нет возможности проверить изделие, проверить сертификат качества на изделие. Но на самом деле, при всей распространенности Интернет-торговли, сложные приборы лучше покупать лично, чтобы при вас продавец проверил их работоспособность и заполнил гарантийный талон .

Вопрос 4. Учитель: Вот ещё одно специфическое познание – о маркировке гирлянд. Действительно, есть гирлянды, предназначенные для использования на улице, а есть – комнатные. Это как растения: некоторые могут жить только в комнате, а на улице погибнут.

Вопрос 5. Учитель: Вопрос скорее на логику. Раз текстиль, то есть ткань, способна воспламеняться, то не важно, занавес это или костюм звездочёта. У нас в школе антипиреном обработано абсолютно всё то, что может гореть в зале – декорации, занавес, шторы.

Вопрос 6. Учитель: Правильно, ответ на этот вопрос вы знали с 1 класса.

Вопрос 7. Учитель: Действительно, хороший Дед Мороз должен уметь выбирать правильные подарки, а не те, которые могут принести огорчение. Дарить ребёнку мощные петарды нет смысла. Не надо даже брать в руки то, что понадобится не скоро, а соблазн применить здесь и сейчас возникнет сразу. Вам же не дарят грузовик на вырост. Вырастете, выучитесь на водителя, вот тогда и будет и грузовик, и автобус.

Вопрос 8. Учитель: Вообще, лучше нигде. Потому что, как говорится в сказке «Алиса в стране чудес» в переводе Бориса Заходера: «Где далеко до Лондона – Париж рукой подать». Широкий двор в темноте и в спешке может оказаться автостоянкой в конце, а вы не заметили, и всё взорвалось.

Собеседование на Деда Мороза мы с вами с трудом, но сдали. Давайте восполним пробелы и повторим правила.

Вопрос 1. Учитель: Звук является опасным фактором петард? (Ответы обучающихся: Да, звук может напугать маленьких детей, часто пугает животных и они убегают, теряются.)

Вопрос 2. Учитель: Вот мы заодно узнали, что такое сертификат – это документ, подтверждающий качество. В данном случае – пиротехнической продукции. Слово встречается часто и имеет более широкое значение. Специалисты тоже получают сертификат! Например, Дед Мороз Иванов прошёл обучение в школе снеговиков и готов проводить утренники.

Вопрос 3. Учитель: Вообще любое дело надо начинать с ознакомления с инструкцией, а не читать её, когда уже что-то пошло не так. В каком произведении сушили бенгальские огни на батарее? (Ответы обучающихся: В рассказе Н. Носова «Бенгальские огни» Мишка делал самодельные и чуть не устроил пожар, испортил пирог дымом.)

Вопрос 4. Учитель: Чисто технически ответ 2 правильный. Бумажные конфетти и серпантин, вылетающие из хлопушки, могут загореться от свечей. А может ли это произойти у разумных, ответственных празднующих? (Ответы обучающихся: Нет, потому что свечи ответственные люди, знающие правила пожарной безопасности, на ёлочном празднике не используют.)

Вопрос 5. Учитель: Как видите, бенгальские огни содержат больше вреда, чем пользы.

Вопрос 6. Учитель: Все запреты, касающиеся петард, логичны. Думаю, нам не надо сейчас отдельно говорить, почему нельзя бросать петарды перед людьми и животными. А почему в кармане нельзя носить? А где? В кобуре? В чемоданчике бронированном? (Ответы обучающихся: В кармане она не загорится, но может повредиться. Тогда при попытке зажечь может вспыхнуть быстрее и разлететься, попасть в глаза и повредить их, вызвать ожоги.)

Вопрос 7. Учитель: Если вы уже начали изучать физику, то ответ на вопрос будет очевиден. Если нет – я поясню. В закрытой ёмкости создаётся избыточное давление, и петарда превращается в настоящую бомбу – осколки летят вокруг, а вы не успеете от них увернуться.

Вопрос 8. Учитель: Как видите, лучше их не пускать вообще, так как даже сказать: «Идите, дети, в чисто поле, чтоб разгуляться там на воле» – я не могу. Рядом с полем – лес! В лесу сухостой и валежник, они могут загореться даже зимой.

Вопрос 9. Учитель: Карточка поясняет, чем опасны погодные неприятности при запуске фейерверка или петарды. И если с бурей и ветром всё ясно – разнесут искры. И с жарой ясно – сухость вокруг, то чем опасен дождь? Он же наоборот, создаст пожаробезопасный фон? (Ответы обучающихся: В дождь она потухнет, ты подойдешь посмотреть, убрать, а она взорвется в руках.)

Вопрос 10. Учитель: Вот теперь мы с вами испытываем глубокое разочарование, потому что эти знания вам пригодятся не раньше, чем в 9-10 классе, то есть в 16 лет. Продажа пиротехники запрещена до 16 лет. Как вы думаете, почему же тогда мы половину классного часа это разбирали? (Ответы обучающихся: В компании могут быть ребята старше, родители. Надо знать на всякий случай.)

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Предлагаю после классного часа, придя домой, подумать над этим вопросом. А начать обсуждать мы можем прямо сейчас – с тех, кто сам захочет побыть Дедом Морозом и поделиться свои опытом безопасных каникул. Вот что надо сделать: выстроить для себя в соответствии с планами семьи план проведения каникул и для этого плана подобрать алгоритм правил безопасного поведения.

Например, ваш план выглядит так: новогодний «огонёк» в школе – посещение семьёй торгово-развлекательного комплекса – поездка семьёй к родственникам в деревню. Соответственно, вам следует повторить правила поведения при праздновании Нового года, а затем – поведение в общественных местах и в частном доме с печным отоплением и газовыми баллонами.

Дополнительную информацию по этим хештегам можно найти на сайте ВДПО.рф.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить