Классный час «Огонь – друг, огонь – враг» к «Дню Пожарной охраны в России» / «Дню создания МЧС России» (1-2 класс).

Тип занятия Классный час к 30 апреля «День Пожарной охраны в России» / 27 декабря «Дню создания МЧС России»
Класс 1-2 класс
Тема занятия «Огонь – друг, огонь – враг»
Цель Обобщить знания детей о разнообразном применении огня в повседневной жизни и трудовой деятельности человека.
Сформировать понимание: что огонь опасен при неосторожном или преднамеренно неправильном обращении с ним; сформировать общие представления о принципах обращения с огнём (огонь не игрушка; работы с использованием огня выполняются взрослыми), об основных причинах возгорания; развитие представлений о законопослушном поведении детей (ответственность за пожар, за поджог и их последствия).
Сформировать отчетливые представления о значении огня в жизни современного человека и развитии человеческой цивилизации; напомнить детям о двойной роли огня в деятельности человека как источника пожара и как средства обработки продуктов и материалов, обогрева и освещения жилища.
Формирующиеся ценности: Ценность человеческой жизни.
Сохранение достижений цивилизации (в том числе и от пожара).
Ответственность за своё поведение и действия.
Планируемые результаты
Личностные:
  • стремление к расширению своих знаний в области истории человеческой цивилизации, многообразия профессий;
  • понимание важности пожарной безопасности для сохранения природы, исторических и материальных ценностей, здоровья;
  • проявление положительного эмоционального отношения к культуре безопасности жизни.
Метапредметные:
  • проявление активности при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
  • построение речевых высказываний: умение отвечать на вопросы, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
  • участие в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
  • соблюдение правил ведения диалога.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
«Стихи. Вызов пожарной охраны»
«Стихи. Первичные средства пожаротушения»

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительная часть Актуализация знаний

В целях расширения словарного запаса детей, проведения работы по изучению русского фольклора в вступительной части учитель использует поговорки, метафоры, загадки, подводя школьников к формулировке темы занятия.

Актуализация знаний предполагает к обращению уже имеющегося к 7-8 годам жизни первоначального представления о внешних проявлениях и основных направлениях использования огня.

Детям предлагается проблемный вопрос для обсуждения: «Нужен ли огонь в нашей жизни? Может быть, всё же можно обойтись без огня?»

Важно, чтобы каждый обучающийся имел возможность высказаться. Следует поощрять желание ребёнка аргументировать своё мнение. Тем самым мы выявляем имеющиеся познания и систематизируем их вместе с детьми.

Предложите детям вспомнить положительные проявления огня из их личного опыта: возможно, они участвовали в туристском выходе с родителями, бывали в деревенском доме с печным отоплением, использовали свечи при отключении электричества и т. д.). Затем следует попросить детей рассказать, какие меры предосторожности использовали взрослые, чтобы огонь выполнял отведенную ему роль, и постараться сделать акцент на том, что взрослые сами управляли огнём (топили печь, разводили костёр, зажигали свечи). Далее учитель предлагает вспомнить приспособления и меры предосторожности: использование кочерги, прихваток, установка свечей в подсвечники и т. д.

Можно задать уточняющий вопрос: «Что из этих предметов постепенно уходит в музейное прошлое, как самовар, а что продолжает оставаться с нами, пусть и в определённых условиях – на даче, в походе?»

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Основная часть занятия строится на базе использования онлайн-тренажёров. Данная работа должна строиться так, чтобы все дети имели возможность принимать участие не только непосредственно в управлении курсором, но и в обсуждении, выборе решений. В данном случае «восстановление» стихотворения не является самоцелью – это инструмент обучения. В игре дети усваивают правила вызова пожарных, которые в формате детского стихотворения запоминаются легче.

«Стихи. Вызов пожарной охраны»

В тренажёре «Стихи. Вызов пожарной охраны» следует хорошо рассмотреть титульный слайд, обратить внимание на внешний вид огнетушителя, найти огнетушитель в классе.

Тренажёр озвученный, это можно использовать в работе. Если дети собрали стихотворение правильно – с помощью виртуальной клавиатуры интерактивной доски или с помощью «мышки», то прозвучит закадровый текст.

Все три стихотворения направлены на заучивание номера вызова Пожарной охраны. Следует ориентировать детей не на борьбу с возгоранием, а на вызов спасателей и сообщение взрослым о возгорании.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Заключительная часть занятия представляет собой художественное выступление заранее подготовленных учителем детей с чтением стихотворения. Чтобы не перегружать обучающихся и вовлечь в работу как можно больше детей, целесообразно предложить каждому выучить по одной строке. Есть ещё интересный приём для такой работы. Он походит для хорошо организованных и умеющих читать ребят. Учитель подготавливает крупным шрифтом распечатку стихотворения на карточках по одной строке. Каждая карточка имеет порядковый номер – по очередности строки в стихотворении.

Далее есть 2 варианта. Либо дети вытаскивают карточку и ищут своё место по номеру, встают в ряд. Затем по команде учителя прочитывают свои строки. Это хороший приём для того, чтобы формировать умение работать в команде, взаимодействовать с товарищами, а также возможность повторить порядковый счет.

Второй вариант проще. Сначала выходят желающие по числу строк, а затем учитель раздаёт карточки по порядку номеров.

Рефлексия должна содержать возможности для творческого или практического осмысления полученных компетенций в области значения огня для человека и его опасности: «Есть ли у вас в семье источники открытого огня? Как ваша семья управляет их безопасностью?»

По желанию дети могут обсудить тему с родными, а также выразить своё отношение к теме в рисунке.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Вступительная часть

В нашем русском языке есть много образных выражений. Вот, например, я сейчас вижу вас и могу сказать: «Глаза моих учеников просто горят от любопытства!» А в газете я сегодня по пути в школу прочитала самые горячие новости. И при виде этого цветка у меня просто вспыхнуло желание посадить ещё и ещё такие же. Тот, кто подсмотрел решение задачки у соседа по парте – любитель чужими руками жар загребать.

Вы уже догадались, о каком явлении мы будем говорить?.

«Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает».

(ОГОНЬ)

Актуализация знаний

Учитель: Нужен ли нам огонь в нашей жизни?

Может быть, всё же можно обойтись без огня? (Ответы обучающихся: Нет, не везде есть электричество, например, в походе; жарить шашлыки).

Учитель: Действительно, отказаться совсем от огня мы не можем. Более того, есть профессии, промыслы, где необходим открытый огонь: кузнец, стеклодув работают с настоящим пламенем. Сталевары варят сталь в доменной печи. Даже глиняный горшок нашего цветка стал твердым и звонким, а не превращается опять в мокрый комок глины, потому что его обжигали в печи.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Сообщение новых знаний

Учитель: Огонь может быть очень опасен. Как называется самая страшная опасность огня? (Ответы обучающихся: Пожар).

Учитель: Что делать, если он произошел? (Ответы обучающихся: Вызывать пожарных, звонить в МЧС, набирать 112).

Учитель: Как правильно вызывать пожарных-спасателей, нам расскажут наши друзья – поэты Огнетушитель и Капелька. Они хорошие, но рассеянные – теряют слова даже в собственных стихах. Давайте им поможем?

Запускается на интерактивной доске тренажёр «Стихи. Вызов пожарной охраны»

«Стихи. Вызов пожарной охраны»

Учитель: Почему Капелька воды дружит именно с Огнетушителем, а не с огоньком? (Ответы обучающихся: Они вместе тушат пожар, капелька – это вода, которой тушат пожар, а огнетушитель – устройство, с помощью которого тоже тушат пожар)

Учитель: Давайте подробнее рассмотрим Огнетушитель. А только ли на экране он с нами? Посмотрите внимательнее!

Дети находят огнетушитель в классе

Учитель: Вам понравился Огнетушитель-поэт? Как вы думаете, кто из них написал эти стихи? (Ответы обучающихся: Капелька про своего друга).

А про уголёк, который надо залить водой? (Ответы обучающихся: Огнетушитель похвалил Капельку).

Запускается на интерактивной доске тренажёр «Стихи. Первичные средства пожаротушения»

Закрепление

Учитель: Мы узнали, что огонь может быть нашим другом и нашим врагом. Всё зависит от того, знаем ли мы правила пожарной безопасности. Они помогают держать огонь в узде.

Предлагаю вспомнить сказки, в которых фигурирует огонь, и выяснить, злым или добрым он предстает. Например, в сказках часто предлагают погреться у огня, у костра – «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Снежная королева» Г. Андерсена. Возможно, дети вспомнят по аналогии и другие сказки – Р. Киплинг «Маугли», где животные боятся огня и с трепетом называют его «красным цветком». В сказке С. Маршака «Кошкин дом» мы уже встречаемся с описанием пожара, то есть негативного проявления огня.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Итоги занятия

Заранее подготовленные дети читают монтаж стихотворения.

«С той поры, как огонь приручили,
Люди силу и мощь ощутили.
Он помощник и друг человека:
Знают взрослые, знают дети
В самых далёких краях земли.
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь в холода и в непогоду
У костра их всегда согревал,
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его как умели.
Всемогущий горячий огонь!
И хоть тысячи лет пролетели
Людям нужен по-прежнему он
Ведь издревле до нашего века<
Он помощник и друг человека».

Рефлексия

Дома с родными посмотрите, если у вас в семье источники открытого огня? Как ваша семья управляет их безопасностью?

Если хотите, вы можете нарисовать то, что вам больше всего запомнилось на занятии.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить