Учитель: Мы с вами живём в замечательном селе, история которого насчитывает более 150 лет. Мы бережно храним традиции наших предков, но всегда готовы принять в свою жизнь то новое, что сделает её лучше.
Тепло в наши дома приносит печка. С помощью печи обогреваются коровники, топятся бани. Это пример огня-друга или огня-врага? (Ответы обучающихся: Огонь-друг в данном случае)..
Учитель:
А без доброго огня
Нам прожить никак нельзя.
Учитель: Доводилось ли вам помогать взрослым растапливать печь? Что именно вы делали? (Ответы обучающихся: Помогал приносить дрова, закладывал дрова в печку, а мама растапливала, помешивал кочергой).
Учитель: Хочу обратить внимание на факт. Наше село действительно насчитывает несколько сотен лет истории, и есть дома, которые стоят очень давно. Вы такие дома знаете у нас? (Ответы обучающихся с информацией о старинных строениях с печным отоплением).
Учитель: Более того, эти дома построены и часть своей жизни «прожили» в эпоху, когда электричество не было проведено в наш населённый пункт. Как вы думаете, а освещались они чем? (Ответы обучающихся: Свечи, керосиновые лампы).
Учитель: Действительно, и даже в более поздние годы, например, во время войны, люди экономили электричество и пользовались по старинке керосиновыми лампами и коптилками. Тем не менее – эти дома стоят и сейчас. Что же уберегло их от пожара? (Ответы обучающихся, в которых они должны сформулировать важность аккуратного, внимательного использования печей, свечей, выполнение правил пожарной безопасности).
Учитель: Мы можем с вами сделать вывод, что сам по себе огонь таит, конечно, опасность, но при грамотном его использовании огня для пользы нашей жизни он может служить столетиями, не причинив ущерба.
Мудрый Филин предложил нам загадки.
Учитель: Какие из упоминающихся в отгадках предметов самые старинные?
Какой из приборов появился относительно недавно?
Есть ли в вашей семье самовар, есть ли у него своя история? А ещё очень часто подсвечники, кочерга, ухват передаются от поколения к поколению, эти вещи металлические и мало подвержены времен. Есть ли у вас такие вещи?
Можно подготовить о них сообщение, проект.
И утюг мы сейчас привыкли уже понимать как электроприбор. А 200 лет назад, в XVIII веке, это было тяжелое чугунное, целиком литое изделие. Его нагревали на печи и гладили за счет его тяжести. В XIX веке появились утюги-пароходы. Внутрь насыпали горячие угли. Важно было уследить, чтобы на белоснежную простыню не выпали угли – испачкают, прожгут, и все труды будут напрасны. Поэтому труд гладильщицы был высокооплачиваемым – они гладили дорогие наряды знати.
Рекомендуется предложить детям назвать те приспособления, которые в их семье, у соседей используются или нет. Например, самовар с трубой на щепках и шишках, возможно, в повседневном быту сельских жителей может и не применяться, так как это затраты времени, и его используют дачники «для создания атмосферы».
Полезно поговорить о явлении старого и нового: очаг, дрова – это было в нашем селении всегда, а электроприборы появились только ХХ веке, а такие вещи, как пылесос – совсем недавно.
Привлечение краеведческого материала потребует от учителя предварительной подготовки – если спрашивать у детей о имеющихся в населённом пункте исторических постройках, то надо точно знать адреса и предполагаемые даты постройки, желательно иметь фотопрезентацию нескольких интересных строений данного населённого пункта.