Старая, заброшенная нефтеналивная баржа много лет стояла у берега Оби, привалившись ржавым боком к штабелю бревен, сваленных здесь когда-то. Вездесущая ребятня упрямо добиралась до плавсредства, но всякий раз была изгоняема " от греха подальше!" Кто знает, что там, в утробе этой развалюхи грузоподъемностью 100 тонн. И все же хозяева вспомнили о своем имуществе и решили утилизировать отслужившую век посудину. Одиннадцатого апреля 1989 года в полдень рабочие приступили к резке кормовой части баржи.
В официальной сводке пожарной охраны значится "с 14 до 16 часов 20 минут на судне производились огневые работы с грубейшим нарушением правил пожарной безопасности, в результате чего произошло загорание древесины под корпусом баржи". Из баржи повалил дым, но огня не было видно. Рабочие, покинув, ставшую опасной территорию, тут же позвонили в пожарную охрану.
Сообщение о пожаре поступило на ЦППС СВПЧ - 69 одиннадцатого апреля 1989 в 18 часов 34 минуты. Звонил механик деревообрабатывающего комбината города Салехарда. Через две минуты к месту пожара прибыл дежурный караул СВПЧ-69 в составе двух отделений во главе с исполняющим обязанности начальника караула, лейтенантом внутренней службы Владимиром Юрьевичем Пидановым.
Проведя разведку, огнеборцы доложили обстановку: - «Борта баржи занесены снегом, из корпуса идет дым, внутренние отсеки кормовой части сильно задымлены, открытого горения не наблюдается, угрозы распространения пожара на близлежащие объекты нет, специфических запахов горючей или легковоспламеняющейся смеси нет. Подступ к очагу пожара затруднен из-за закрытых отсеков в трюмах баржи».
На вскрытие этих отсеков ушло много времени. За этой работой застал бойцов заместитель начальника ПЧ-69 капитан внутренней службы Пономарев Александр Николаевич, который дежурил в составе внештатного штаба пожаротушения. Для выяснения типа судна было принято решение пригласить представителя объединения "Тюменьлеспром". Механик ДОКа Степанов не заставил себя долго ждать. Вместе с ним Понамарев, Пиданов и пожарный Маршев, вооружившись стволом "Б" поднялись на палубу. Они осматривали баржу, оперативно принимая решение по расстановке сил...
В 20 часов 24 минуты, внутри судна произошел сильный взрыв, которым разрушило верхнюю часть отсека №3 и часть палубы над ним. В образовавшийся проем взметнулось пламя, сопровождаемое густым черным дымом. Людей находившихся на палубе раскидало взрывной волной. Пономарев Александр Николаевич, и Пиданов Владимир Юрьевич были отброшены на снег за правый борт баржи на расстояние полутора метров. Маршев Владислав Борисович оказался за левым бортом на штабеле леса, в четырех метрах от судна.
Все произошло мгновенно, и только что, принимавший решения Пономарев уже лежал на снегу, не подавая признаков жизни, без сознания находился и Маршев. Пиданов, получивший тяжелую травму ноги, собрался с силами и по переносной радиостанции передал на ЦППС о взрыве и вызове медицинской помощи. Кареты скорой помощи доставили пострадавших в больницу города Салехарда. Несколько часов длились операции, и все это время пожарные ПЧ-69 не уходили из части, ожидая вестей о товарищах.
Пономарев Александр Николаевич скончался 6 мая от полученных ран. Незадолго до рокового пожара, 8 апреля, он отметил двадцать седьмой день рождения. Его стаж работы в пожарной охране составлял десять лет.
Память о герое:
За отвагу и самоотверженные действия, проявленные при тушении пожара, капитан внутренней службы Пономарев Александр Николаевич награжден медалью "За отвагу на пожаре" (посмертно), его именем названо судно, его фамилия занесена на мемориальную плиту УВД ЯНАО.
30 апреля 2004 г. на территории федерального государственного казенного учреждения «1-я пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» (в прошлом 69-я ПЧ УГПС МЧС России по ЯНАО) открыт памятник сотрудникам пожарной охраны, погибшим при исполнении служебного долга. На нем 2 фамилии: Пономарев Александр Николаевич и Букин Игорь Владимирович.