Кокшаров Александр Иванович родился 3 декабря 1944 года в деревне Наговицыно Вологодской области. Вырос в простой советской семье в сельской местности Вологодчины, что формировало его трудолюбие и отношение к жизни.
В период с 1962 по 1965 года обучался в Свердловском пожарно-техническом училище, что стало отправной точкой его профессионального пути в пожарной охране.
По окончании училища начал службу в пожарной охране, проявив себя как дисциплинированный и ответственный сотрудник. С 1992 по 1999 года был начальником пожарной охраны Озёрска (Челябинская область), а также возглавлял пожарный гарнизон по охране ФГУП ПО «Маяк» и города Озёрска. Дослужился до полковника внутренней службы.
Руководил развитием и модернизацией пожарной службы Озёрска, активно участвовал в строительстве новых объектов противопожарной инфраструктуры. Был инициатором и активным участником строительства комплекса зданий пожарного депо.
Александр Иванович Кокшаров был награждён целым рядом государственных и ведомственных наград: Орденом Почёта, медалями «За безупречную службу» I, II и III степени, медалью «Ветеран труда», юбилейными медалями: «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «50 лет Советской Армии», «60 лет Советской Армии», «70 лет Вооружённых Сил СССР», «200 лет МВД России»; почетными знаками отличия: знак «Лучшему работнику пожарной охраны», знак «За отличную службу в МВД», знак «Отличник Гражданской обороны СССР»; а также почётными грамотами за спортивные достижения и вклад в пожарно-прикладной спорт. Получил звание «Заслуженный работник МВД».
Главный кондуктор, Азамов Бахритдин Сафаевич не хотел принимать поезд, т.к. было нарушение инструкции при формировании поезда. Вагоны: 9, 10, 11, 12-ый четырехосные, груженные взрывчаткой по 50 тонн каждый, далее 13-ый вагон прикрытия, потому что 14-ый вагон — теплушка, пожароопасный с солдатами охраны. 15-ый вагон весом 18 тонн, груженный детонаторами и 16 вагон — 18 тонн взрывчатого вещества. Нарушением было то, что между 14 вагоном — теплушкой и 15-16-ми вагонами не было вагона прикрытия. Поезд был весом 3600 тонн — 50 вагонов. 18 февраля 1952 года поезд около половины девятого утра по уклону со скоростью 80 км/час приближался к г. Катайску (143 километр железной дороги Екатеринбург–Курган). Утро было холодное за минус 25 °С и туманное. В условиях плохой видимости машинист Александр Матвеевич Чемезов заблаговременно сделал первую ступень торможения. Поезд, почти километр, катился на тормозах. Семафор тогда стоял за мостом, но почему-то был закрыт и тогда машинист сделал вторую ступень торможения.
Буквально, через несколько секунд после торможения, начались сильные продольные реакции в поезде, через 100 метров он остановился: с рельсов сошел один вагон. Теплушку с солдатами развернуло поперек пути, печка — «буржуйка» упала, раскаленный уголь вылетел из нее, а там солома была или сено. Все это мгновенно загорелось огнем. Сонные, раздетые и разутые солдаты по-выскакивали на мороз. Другие снегом начали забрасывать огонь. Азамов Б.С. и Николай Блюденов подбежали к горящему вагону. Расцепить состав они не смогли и тогда один из них побежал к паровозу и сказал машинисту, чтобы тот сжал состав, нужно было отцепить 4 вагона с взрывчаткой и утянуть их, чтоб они не с детонировали. Тогда они расцепили состав и 12 вагонов утянули вперед на 200–300 метров. Беспрерывные гудки паровоза — сигнал опасности, были слышны во всем городе, как тревожный набат, разносились они в морозной, стылой тишине туманного утра. Тогда селектора в поездах не было, и главный кондуктор Азамов Б.С. побежал позвонить, и сообщить о случившемся. Между тем пламя перекинулось, и загорелся 15-ый вагон с детонаторами, которые начали взрываться. В городе слышалось, как канонада во время войны. И тут взорвался 16-ый вагон с 18 тоннами взрывчатки. Азамова Б.С. ударило взрывной волной, он попал в заснеженную силосную яму, но остался жив. Блюденов Н. отъехал с головной частью от места взрыва, но спрятаться не успел и погиб. Так ценой собственной жизни он спас город от еще больших разрушений и жертв. Можно только представить, что могло быть, если бы взорвались все 218 тонн?
Из города пришла машина с пожарным расчетом, они оказались в эпицентре взрыва и погибли как герои на боевом посту. Вот их имена: начальник пожарной команды г. Катайска Кокшаров Александр Иванович (48 лет); заместитель пожарной команды г. Катайска Филаретов Анатолий Григорьевич (55 лет); боец пожарной команды г. Катайска Богданов Александр Иванович (25 лет); боец пожарной команды г. Катайска Истомин Михаил Васильевич (36 лет); боец пожарной команды г. Катайска Шелементьева Надежда Григорьевна (27 лет). Погибла гражданское лицо без имени некто Сарапульцева, жители Одиной сообщили, что погибла еще Истомина Надежда из местного колхоза. Из 13 солдат охраны — 6 погибло, видимо, те, кто тушил. Остальные убежали на улицу Красноармейская в дом № 10 (в Одиной)…
Средняя школа в то время была в перестроенной Троицкой церкви. Ученики тех классов, окна которых выходили в сторону взрыва были все окровавлены, т.к. были все похоронены влетевшими обломками стекол. Началась сильная паника. Все выбежали на улицу и увидели высоко летящий самолет и дым в районе взрыва. Думали, что сбросили бомбу. Мощный взрыв невиданной силы разнес в клочья 36 груженых вагонов. Из 50 осталось только 12 с головы и 2-хвостовых. Некоторые колесные пары забросило аж на Тукман. У некоторых домов снесло крыши. Одному ученику начальной Одинской школы влетевшей буферной тарелкой оторвало ногу. Хребтовую стальную балку одного из вагонов нашли за 900 метров от взрыва, она лежала поперек улицы. Вокруг железнодорожного полотна валялся разбросанный груз, разные обломки (тогда тут был пустырь, не было жилых домов и городских кварталов).
Груз в вагонах был разнообразный: часы в золотом корпусе, детские игрушки, письменные и школьные принадлежности, обувь, ковры, лезвия для бритья, трубы, пакля, различные строительные материалы, бикфордов шнур, неразорвавшиеся детонаторы, артиллерийский порох и многое, многое другое. В этот день в Катайской больнице была произведена 31 операция, в том числе 10 пластических, выполнено 6 энуклеаций глаз. Многих пострадавших эвакуировали в лечебные заведения Свердловска и Кургана, в Челябинскую железнодорожную больницу. Власти организовали работу по сбору разбросанных по снегу вещей и товаров. Специальные грузчики собирали их и привозили на станцию, грузили в вагоны, которые опломбировали и отправляли в Челябинск. Работы было очень много: нужно было актировать грузы, составлять акты на вещи и грузы. Активно этим занималась Иванова Евфафья Федоровна, сестра жены тогдашнего начальника станции Гуганова Александра Михайловича.
Катайских пожарных похоронили с почестями в братской могиле на Боровском кладбище. Газета «Голос колхозника» (сейчас «Знамя») напечатала репортаж и снимок с траурной церемонии. Уже, в 11 часов об этой страшной техногенной катастрофе стало известно И.В. Сталину, а вечером радиостанция «Голос Америки» сообщила о ней радиослушателям. Сила взрыва была такова, что были выбиты все стекла и не только в городе, но и в близлежащих селах. У некоторых домов снесло крыши, обвалились потолки, вылетели простенки, было много сот раненых и даже человеческие жертвы. Ударной волной распахнуло двери в соседних городах Далматово и Каменск-Уральский. Высокая комиссия Министерства путей сообщения из Москвы определила тогда, что причиной этой катастрофы явилось уширение пути.
В г. Катайск, на место взрыва, приезжал Г.К. Жуков — командующий Уральским военным округом. К 2000 году памятник на братской могиле пожарных на Боровском кладбище был источен временем, а сама могила пожарных заросла травой и кустарником. И тогда Кузнецов В.Ф. — председатель ветеранской организации РОВД, правоохранительных органов и МЧС России вместе с тогдашней главой города — Кузнецовой Н.Д. решили установить новое надгробие и привести братскую могилу в порядок.
27 апреля 2009 года, на кануне Дня пожарной охраны, у братской могилы прошел многолюдный митинг, на нем были кадеты средней школы № 2 и ПУ-13 г. Катайска, представители МЧС России Шадринска, Далматова и Катайска, родные и близкие погибших, руководители района и города. Все было хорошо, но после митинга на мраморном памятнике обнаружились ошибки в фамилиях и неточная дата.
Коллеги и знакомые отмечают: открытый, честный, с сильной волей и светлой душой человек, который всегда стремился помочь людям и защищал их с полной отдачей. Неоднократно лично принимал участие в тушении пожаров и спасении людей, проявляя мужество, стойкость и умение принимать быстрые решения в чрезвычайных ситуациях. Под его руководством значительно улучшалась социальная защита личного состава пожарной службы, в частности, он добился и отстоял введение «13-й зарплаты» для сотрудников. Активно занимался развитием спортивного движения в пожарной охране, был спортсменом и выполнил нормативы первого разряда по лыжам и лёгкой атлетике. Инициировал и курировал строительство современного пожарного депо в Озерске — проекта, уникального для города и важного для всей пожарной службы региона. Его жизненное кредо — «Быть всегда самим собой!»
После выхода на пенсию Александр Иванович продолжал заниматься общественной и писательской деятельностью, подготовив книгу «Огнеборцы», посвящённую сотрудникам пожарной охраны Озерска и истории создания «ядерного щита России» на Урале.
Память о герое:
Мемориальная доска была открыта 10 октября 2018 года на здании Специального управления Федеральной противопожарной службы №1 МЧС России в Озёрске.
20 сентября 2012 года в г. Катайске был открыт памятник катайским пожарным, которые погибли при ликвидации пожара в эпицентре взрыва железнодорожного вагона, груженого взрывчаткой.
Сейчас на месте, где случился тот ужасный взрыв, осталась громадная воронка, глубина которой достигает 6-ти метров, а длина — 75-ти метров. Памятник катайским пожарным напоминает всем о той ужасной трагедии, о страшном горе, о гибели людей. Для всех жителей г. Катайска эти люди навсегда останутся героями.
Его имя занесено на доску памяти с именами пожарных, погибших при исполнении служебного долга.