Ашинская катастрофа: беспрецедентная человеческая трагедия!
В ночь с 3 на 4 июня 1989 года на 1710 км Куйбышевской железной дороги, на перегоне «Улу-Теляк - Аша», случилась самая страшная железнодорожная катастрофа СССР.
Два пассажирских поезда №№ 211, 212 «Новосибирск - Адлер» (20 вагонов) и «Адлер - Новосибирск» (17 вагонов), следующих в расходящихся направлениях, в 23:10 оказались в зоне скопившейся углеводородовоздушной смеси, которая образовалась в результате истечения нефтепродуктов из разорвавшейся трубы продуктопровода «Западная Сибирь - Урал - Поволжье».
Из-за искрения токоприёмника локомотива возник пожар и произошёл объёмный взрыв, энергия которого была равна энергии взрыва около 300 тонн тротила. Воздушной ударной волной от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов, которые в итоге сгорели. Остальные 26 вагонов также обгорели снаружи и выгорели полностью внутри!..
Нанесённый ущерб был ужасающ:
- в огне погибли 575 человек(!), телесные повреждения получили 623 человека!
- полностью вместе с локомотивами сгорели 2 пассажирских поезда;
- на протяжении 4 км были разрушены ж/д пути (в оба направления);
- нанесён урон природной среде.
Вся область и соседние регионы включились в ликвидацию последствий данной катастрофы. В катастрофе пострадали жители из 45 регионов РСФСР, а также ещё 8 союзных республик.
Аварийно-спасательные работы проходили в несколько этапов: спасение пострадавших; тушение горящих вагонов и леса; поиск, извлечение и погрузка в вагоны-рефрижераторы тел погибших; расчистка ж/д полотна, восстановление пути, контактной сети; восстановление движения поездов.
Для проведения аварийно-спасательных работ и других мер было привлечено:
- 2857 человек личного состава и 156 единиц техники от войсковых частей Приволжского военного округа;
- 800 человек личного состава МВД;
- 500 человек призывников;
- 3827 человек и 545 единиц техники невоенизированных формирований ГО;
- 22 пожарных автомобиля, 2 пожарных поезда;
- 100 врачебно-сестринских бригад, 42 санитарные дружины, 14 санитарных постов, 138 санитарных машин;
- 37 вертолётов.
Всего в специализированные лечебные учреждения поступило 806 пострадавших, из них 196 детей. Главное поражение – ожоги различной степени тяжести. Добровольцы сдавали кровь!
В район катастрофы вылетело более 100 ведущих специалистов Москвы, Ленинграда, Куйбышева и других городов страны. В Челябинске эффективное лечение вели врачи из Англии, Ирландии, Австралии.
Читать статью в журнале "АШИНСКАЯ ТРАГЕДИЯ". Крупнейшая железнодорожная катастрофа России.
* * *
В июне 1989 года родственники погибших из Челябинска объединились на базе 107-й школы в «Ассоциацию родственников погибших и пострадавших под Ашой» и попросили РЖД выделить поезд для поездки на место трагедии. Его назовут «Поезд памяти».
В 1992 году на месте трагедии был сооружён мемориал с 8-метровым монументом – две скорбящие фигуры, словно разделённые огнём. А у его подножия – три маршрутные доски с вагонов поезда «Новосибирск - Адлер». На гранитной плите выбиты имена 575 жертв! Монумент построен возле братской могилы с 327 урнами с прахом неопознанных погибших (опознать не позволили повреждения, достигавшие степени испепеления в пожаре). Вокруг мемориала выросли сосны – на месте прежних, погибших.
Ежегодно у мемориала проходят траурные митинги, возлагаются цветы и фотографии, зажигаются поминальные свечи.
Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт «1710 километр». Все электрички, следующие из Уфы в Ашу, делают здесь остановку.
В 2004 году по заданию ОАО «Газпром» была разработана и прошла ведомственные испытания система контроля переходов магистральных трубопроводов через дороги, предназначенная для мониторинга показателей безопасности переходов. С 2005 года ведётся планомерное оснащение данными системами наиболее ответственных переходов магистральных газопроводов через дороги.
В 2009 году в пассажирском вагонном депо станции «Новосибирск-Главный» был открыт ещё один памятник жертвам той страшной катастрофы.
Адрес: о.п. «1710 километр», перегон «Улу-Теляк - Аша» (Иглинский район, Республика Башкортостан). Дата установки (открытия): 1992 год.