Пожарная каланча

Своему появлению каланча обязана цепью трагических событий: в 1875 г. возник большой пожар на улице Больше-Покровской (ныне ул.Труда) сгорело много жилых домов. Далеко по неполным данным сгорело строений на 46350 руб. На следующий год сгорел квартал в центральной части города на бывшей улице Вятской. В 1877г. возникший в северо-восточной части города пожар уничтожил за р. Юрманкой по косогору Сосновской слободы, Балканской улице и Мысу все дома и постройки. Огонь перебросился на правую сторону р. Юрманки и уничтожил дома и строения нескольких кварталов по ул. Владимирской (Седельникова) и Вознесенской (Советской). От пожара погибли деревонасаждения существующего тогда бульвара в двух кварталах по Вознесенской улице. Эти пожары заставили городскую управу серьезнее заняться противопожарными мерами. Она заказала проект на строительство пожарно-сторожевой башни – каланчи.

Начальник губернии при осмотре им в 1884г. пожарного обоза нашел, что помещение главного обоза на Соборной площади недостаточно поместительно и поэтому требует расширения. Городская Дума в заседании 14 февраля 1886г. постановила постройку для помещения городского пожарного обоза признать необходимою, для чего открыть управе кредит в потребном количестве. В следующем заседании думы, 23 июня того же 1886г.,  особо избранная 28 марта для рассмотрения плана и сметы комиссия представила свои соображения, изучив которые Дума постановила: «место для постройки здания под пожарный обоз назначить на Троицкой площади на углу Мало Покровской и Рождественской улиц; постройку здания произвести по линии Рождественской улицы и Малой Покровской, отступая от Мало Покровской улицы 10 сажень; здание построить каменное в один этаж с мезонином и каланчой, поручив управе составить окончательный план и смету на постройку этого здания».
После изготовления и обсуждения проекта встал новый вопрос, кому поручить строительство Каланчи. Городская управа решила провести конкурс на состоятельного подрядчика, который бы сумел оперативно организовать и добротно, в короткий срок, завершить её строительство. Причем управа доложила, что уже «заготовлено 150 тыс. кирпича, бутового камня 25 ½ саж, извести 1000 прудов и разного лесу 900 штук».

Многие сарапульские купцы хотели взяться за строительство. Чтобы не вносить раздор в ряды купечества Сарапула, по постановлению Думы от 10 сентября постройка передана пермскому купцу Драгунову за 19559 руб. 94 коп., письменно изъявившему на это согласие. Постройка здания закончена в течение одного – 1887-го года.

В плане пожарная каланча имеет прямоугольную форму. Её массивный объем с выраженной центрической композицией окружен двориком с хозяйственными постройками: вскоре был пристроен навес для установки телег с бочкой и другими пожарными инструментами, баня при каланче для пожарной команды и корпус конюшен для подвижного обоза. В центре здания располагается вышка, которая состоит из четвериков и заканчивается смотровой площадкой. Композиционно выделяется главный фасад, который выходит на площадь. Его центральная часть акцентирована выступом и венчается высоким фронтоном, который, в свою очередь, имеет ступенчатую форму с полуциркульным завершением и круглым слуховым окном. При рассмотрении здания с площади, фронтон закрывает нижний ярус вышки. Центральные части уличных фасадов также подчеркнуты венчающимися фронтонами со слуховыми окнами, но эти фронтоны уже менее декорированы в отличие от центральной части фасада. Все фасады декорированы рельефом в виде горизонтальных поясков, а плоскость нижнего этажа обработана оригинальной кладкой под руст, которая является украшением всего здания. Такая же кладка была применена в обработке углов здания, и обработке вышки, где применяются наиболее измельченные формы фигурной кладки. Такие мотивы и принципы декора объединяют между собой два разных объема: основной объем здания и объем вышки.

Сложно сказать к какому именно стилю принадлежит здание пожарной части. Выразительность здания по пропорциям, строгая симметрия фасадов, рациональность в планировке, все это говорит о еще существовавшем когда-то классицизме, но классицизму не было свойственно такое обилие всевозможных деталей. Обилие всевозможных деталей и украшательских элементов больше напоминает существовавшие в то время «кирпичный стиль» и «эклектику».

Помимо охранно-сторожевых функций каланча использовалась в своеобразной системе оповещения горожан. На крыше каланчи был установлен флюгер, показывавший направление ветра. На верхушке башни зимой вывешивались разноцветные флаги: красный – когда на улице был мороз и учились только старшеклассники, или синий – когда закрывались даже ремесленные училища.

И с северной и с южной стороны были установлены кронштейны, на которых при подходе пароходов вывешивались квадратные знаки, указывающие с которой стороны прибыл пароход. В ночное время вывешивались вместо квадратов фонари. Город в те времена был разделён на 4 условные части и при пожаре звенел на башне набатный колокол и вывешивались круглые шары соответственно той части города, где возникал пожар.

Объект историко-культурного наследия федерального значения «Пожарная каланча, 1887 г.» принят на государственную охрану постановлением Совета Министров УАССР от 25 марта 1979 года, далее Указом Президента РФ № 176 от 20.02.1995 года.

Поделиться:
Контакты