В ночь с 8 на 9 сентября 1999 года в Москве на улице Гурьянова в жилом доме прогремел сильнейший взрыв. В результате мощного взрыва были полностью уничтожены 2 подъезда 9-этажного жилого дома, конструкции находящегося рядом жилого здания были деформированы, а в радиусе полукилометра оказались выбитыми почти все стекла. Со всех сторон слышались стоны раненых, крики о помощи, всюду кровь, боль.
На месте происшествия работали порядка 40 пожарных расчетов и 60 бригад скорой медицинской помощи. Были задействованы сотрудники поисково-спасательных отрядов г. Москвы и Московской области. 1 300 спасателей четверо суток разбирали завалы из бетонных плит и перекрытий – без сна и отдыха, в пыли и дыму. Они выносили раненых, тела погибших, помогали пострадавшим.
А ранним утром 13 сентября в Москве взлетел на воздух еще один жилой дом на Каширском шоссе. От кирпичной прочной башни осталась куча строительного мусора высотой в 3 этажа.
В результате этих террористических актов пострадало 4 265 человек, погибло 210 человек, 1 890 человек получили тяжелые психологические травмы.
В ходе поисково-спасательной операции впервые с пострадавшими активно работали психологи МЧС России, так как большинство из них получили глубокие психологические травмы. Опыт этих поисково-спасательных операций был положен в основу разработанных руководств по организации и проведению подобных работ.
«Нельзя было смотреть равнодушно на места срезов дома. Кухни, спальни... Здесь жили люди, жили небогато. Любили, страдали, радовались, надеялись. И, конечно же, не предполагали, что в наше мирное время в их дом придет война в таком страшном обличье».
«В соседней цепочке на верху завала работали несколько спасателей. На полминуты они отошли вниз. И вдруг от среза стены отделился и упал туда, где только что стояли пять человек, полутонный кусок. Если бы кто-то был там, то список жертв был бы пополнен. Несмотря на то, что каждая секунда работ давала надежду на спасенную жизнь, пришлось все же приостановить работы и направить верхолазов на отсечение от стен того, что угрожало обрушением».
«Мы с женой неподалеку гуляли и все видели. Определенно скажу – одновременно сработали две бомбы, заложенные с обеих сторон дома. И, похоже, с одинаковой силой. Да вы сами гляньте - аккурат посредине развалин стена перегородкой торчит. А взрыв - как гриб атомной бомбы. И сразу чем-то резко завоняло. Но никак не газом».
Из материалов книги «Уникальные операции МЧС России. Во имя жизни».