27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС), впоследствии переименованный в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС). Так началась история чрезвычайного ведомства страны. Об этом вспоминаю ветераны, многие из которых стояли у самых истоков создания спасательной службы в современной России.
Чтобы объединить усилия спасательского корпуса в феврале 1990 года группа энтузиастов, в числе которых был руководитель профсоюзной контрольно-спасательной службы Адыгейского совета по туризму и экскурсиям Алексей Михайлович Носков, провели в Москве учредительный съезд Российского корпуса спасателей, образовав, таким образом, новую общественную организацию. В том же году общественный статус организации резко изменился. Был создан Государственный комитет российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Вместе с войсками гражданской обороны в его состав были переданы и немногочисленные контрольно-спасательный службы профсоюзов. Одним из приказов председателя Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России) Алексей Михайлович Носков был назначен на должность начальника Адыгейской республиканской поисково-спасательной службы. Это и определило всю его последующую жизнь.
Алексей Михайлович Носков многое сделал для наращивания сил Адыгейского поисково-спасательного отряда МЧС России. Он вспоминает:
«В годы, предшествующие созданию МЧС России, из техники у нас имелись мотоцикл «Днепр» и старенький» УАЗик. Сегодня же на вооружении спасателей Адыгеи более двадцати единиц хорошей техники, в том числе несколько единиц специализированной, оснащенной современным спасательным оборудованием снегоходной техники - два снегохода «Бомбардир», для работы в зимних условиях снегоболотоход «Тайга», снегоход «Лось», другая техника. Все для того, чтобы мы как можно быстрее могли прийти на помощь людям. Штатная численность спасателей Адыгеи с 10 человек, насчитывающихся 1992 году, к нынешнему 2015 году увеличилась до 65 федеральных и 27 республиканских спасателей, прошедших хорошую профессиональную подготовку. В штате пять спасателей международного класса - высшей категории, два заслуженных спасателя Российской Федерации. Это серьезная сила, способная выполнять поставленные задачи».
Свой высокий профессионализм спасатели Адыгейского поисково-спасательного отряда МЧС России проявили в 2002 году, когда в Адыгее в ночь на 22 июня произошло сильнейшее наводнение. Тяжелее всего пришлось жителям аула Хатукай, который практически весь оказался затопленным. Спасатели им помогали, доставляли воду и продукты. Тогда в Адыгее обошлось без жертв, спасательная служба, как и другие структуры, сработала оперативно и грамотно.
Или, например, летом 2009 года при восхождении на вершину горы Фишт по западной стене, это маршрут высшей категории сложности 5Б, произошел несчастный случай с одним из альпинистов, вследствие камнепада. Спасатели Адыгейского поисково-спасательного отряда МЧС России провели технически сложную спасательную операцию по снятию и транспортировке пострадавшего, тем самым спасли ему жизнь.
Вспоминая первые шаги чрезвычайного ведомства, Алексей Михайлович рассказал о том, как все происходило в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века:
«Учредительному съезду Российского Корпуса Спасателей предшествовала большая организационная работа. Возглавлял ее никому тогда не известный отставной капитан вооруженных сил Александр Викторович Щербаков. Он был среди участников ликвидации последствий землетрясения в Армении в 1988 году. Те события, особенно беспомощность малочисленной группы профсоюзных спасателей и их общественных помощников, позднее прибытие войск гражданской обороны, отсутствие четкой координации процессов спасения – подтолкнули его к мысли о необходимости создания в стране специализированной поисково-спасательной службы, профессионально подготовленной и хорошо укомплектованной. Уже там, в Армении, наши спасатели увидели и познакомились с хорошо экипированными зарубежными отрядами спасателей.
Идеи свои Щербаков стал активно воплощать в жизнь. К концу 1989 года ему удалось связаться и довести свои мысли до руководителей профсоюзных КСС разных регионов страны. Александра Викторовича отличала высочайшая энергия, способность убеждать и добиваться своей цели. Думаю, именно это помогло ему уже в самом начале 1990 года убедить всех заинтересованных лиц провести съезд и создать общественную организацию спасателей. Тогда это было возможным. И вот 19 февраля 1990 года в Москве в гостинице «Россия», состоялся представительный съезд, на котором была учреждена общественная организация Российский Корпус Спасателей. Принят устав, президентом был избран Александр Викторович Щербаков.
Началось бурная деятельность. Мне пришлось принимать в ней непосредственное участие. В Доме Правительства России у нас было три небольших комнатки. Одна из них – практически рядом с приемной первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Трифоновича Гаврилова (премьером тогда был Иван Степанович Силаев). Через него Щербакову удавалось решать множество вопросов. Во всяком случае, думаю, именно особая энергетика Александра Викторовича, его психологическая активность, умение найти выход из, казалось, бесперспективной ситуации, привели к тому, что уже спустя четыре месяца – 17 июля 1990 года – постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей. А уже на основании этого постановления, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики Постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР».
«В апреле 1991 года председателем Госкомитета был назначен Сергей Кужугетович Шойгу. И вот с нуля они с Юрием Леонидовичем Воробьевым создали такую мощную, замечательную структуру – МЧС России,- продолжил свои воспоминания Алексей Михайлович Носков, – и я горжусь тем, что принимал участие в ее создании, и многие многие годы проработал до самой пенсии».
История МЧС России – это, прежде всего, самоотверженная работа спасателей по оказанию помощи пострадавшим. Высшая оценка такой коллективной деятельности - переходящий Кубок МЧС России «За доблесть и высокий профессионализм при спасении людей».
В 2006 году такая награда была вручена Дальневосточному региональному поисково-спасательному отряду. Вот что вспоминает по этому поводу начальник отряда (2005-2012 гг.) Станислав Николаевич Гавриленко:
«Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд (ДВРПСО) МЧС России был создан в 1993 году, хотя фактически история отряда началась еще в 1973 году с контрольно-спасательной службы Хабаровского краевого совета по туризму и экскурсиям. В 1992 году эта структура была преобразована в Хабаровскую краевую поисково-спасательную службу, а позже получила статус регионального отряда.
Зона ответственности ДВРПСО - Дальний Восток, в состав которого входят 10 субъектов, также спасатели могут привлекаться для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в других регионах Российской Федерации. За время существования отряда спасатели участвовали в ликвидации последствий всех чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера регионального и более крупного масштаба, происшедших за эти годы на территории региона.
В состав ДВРПСО, помимо базового отряда, входили 9 филиалов: Хабаровский, Сахалинский, Магаданский, Амурский, Камчатский и три филиала в Приморском крае. В общей сложности в ДВРПСО работали около 500 человек. Базовый отряд находился в г. Хабаровске и состоял из 5 поисково-спасательных подразделений по 17 человек в каждом, а также парашютно-десантного, водолазного, кинологического, пиротехнического и аварийно-химического подразделений.
В 2006 году спасатели базового отряда более 900 раз выезжали на чрезвычайные ситуации различной сложности, в результате которых было спасено более 550 человек. Неоднократно спасатели работали совместно с дежурными расчетами пожарной охраны при ликвидации пожаров.
В конце 2005 – начале 2006 годов с помощью десантного подразделения ДВРПСО стало возможным проведение контрольных заборов воды из труднодоступных мест реки Амур во время её промышленного загрязнения со стороны Китая.
В 2006 году спасатели ДВРПСО участвовали в ликвидации последствий разрушительного землетрясения, произошедшего в апреле на территории Корякского автономного округа. Силами дальневосточных спасателей осуществлялась доставка гуманитарных грузов и эвакуация населения из пострадавших районов, в самих полуразрушенных посёлках проводились аварийно-восстановительные работы и мероприятия по организации первоочередного жизнеобеспечения оставшихся без жилья людей.
В октябре 2006 года специалисты базового отряда вылетали на поиски экипажа российского сухогруза «Синегорье», потерпевшее бедствие в водах Южной Кореи.
В связи с угрозой землетрясения, спасатели ДВРПСО осуществляли круглосуточное дежурство на островах Курильской гряды - Кунашир, Итуруп, Парамушир».
О своей работе в отряде Станислав Николаевич немного:
«Я пришел в ДВРПСО в сентябре 2002 года начальником тыла. С апреля 2003 года стал заместителем начальника отряда по поисково-спасательным работам. А с апреля 2005 года до 20 февраля 2012 года начальником ДВРПСО. Работа в составе МЧС дала мне возможность не только принимать участие в ликвидации многих ЧС на территории региона, но и познакомиться с географией нашей великой страны, жизнью и бытом людей, проживающих в России. Самые незабываемые впечатления – это всероссийские и международные профессиональное соревнование спасателей, которые проводились практически во всех уголках России: на Урале, в Карелии и Туве, на Байкале, Камчатке и тому подобное. Соревнования давали возможность подружиться и сплотиться со спасателем всей страны, а также Казахстана и Белоруссии. Особое чувство гордостью за Россию пришлось испытать во время регаты «От Балтийского до Белого моря», организованной министерством в 2010 году. Это был круиз по историческим местам России, по ее духовным центрам: Валаам, Кижи, Соловецкие острова. Это были многочисленные встреча с людьми, проживающими в этих суровых и удивительно красивых природных местах.
И, конечно же, навсегда сохранятся в моей памяти имена замечательных людей, с которыми пришлось поработать. Это спасатели международного класса Анатолий Демский, Дима Ласун, Александр Леонов, Саша Безотецкий, Андрей Подшивалов из базового отряда, Евгений Краполев из Сахалинского ПСО,
Андрей Иванов на Камчатке, магаданец Павел Клочков, Толя Соколов из Амурского ПСО. Это по-настоящему крепкие надежные мужики!
С огромным удовольствием вспоминаю всех их и многих других наших товарищей по спасательному братству. С праздником вас, дорогие друзья!
История МЧС почти за три с половиной десятилетия прошла много стадий развития. Всякое новое дело, а создание целой государственной структуры спасения – задача, безусловно, сложная и не быстрая. Много на этом пути было, да и, наверное, будет разных подводных камней. Таких, как например, оптимизация лета 2021 года, когда Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд был реорганизован. Головное (базовое) подразделение в Ракитном как ПСО вернулось в прямое подчинение Хабаровскому главку МЧС России. Тоже произошло и со всеми другими филиалами. Хорошо это или плохо – покажет время.
Еще одно воспоминание. Павел Клочков начальник Магаданского филиала ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» решил вспомнить одну из непростых спасательных операций почти пятнадцатилетней давности:
«В августе 2010 года, в результате сильных паводков, в Магаданской области, на 305 км. ФАД «Колыма» смыло мост через реку Мякит и размыло русло реки, проезд через данный участок дороги стал невозможен. Жители ряда населенных пунктов оказались отрезанными от областного центра, и как следствие, от областной больницы, аэропорта – главного «окна» на «материк» или, как еще выражаются на Колыме на «Большую землю». Необходимо было срочно принимать меры, так как кто то мог опоздать на самолет, а кто то мог не получить срочную медицинскую помощь. Командованием Главного управления МЧС России по Магаданской области была поставлена задача направить к месту происшествия спасателей с судном на воздушной подушке «Хивус-10», для переправы людей на «магаданский» берег реки. Проанализировав обстановку, мы приняли решение направить группу спасателей на автомобиле ГАЗ-66, с альпинистским снаряжением и линиметом.
Опираясь на опыт, от использования СВП «Хивус-10» отказались по двум причинам: во-первых, его слишком сложно доставить к месту происшествия, так как ФАД Колыма – это грунтовая дорога со множеством перевалов, и штатный прицеп для СВП «Хивус-10» просто бы «не доехал» до места назначения. Во-вторых, судно на воздушной подушке просто бы не справилось с сильным течением реки и его просто бы унесло вниз по течению… Вечером группа спасателей выдвинулась к размытому участку, спасатели всю ночь ехали и в 07.00 утра были на месте ЧС. По прибытию, они сразу же приступили к наведению переправы, облачившись в гидрокостюмы. Спасатель Николай Евсик, хорошенько прицелившись, «выстрелил» из пневматического линимета в сторону противоположного берега, веревка для наведения переправы была благополучно доставлена на другой берег. По просьбе спасателей, люди, которые находились по ту сторону закрепили ее.
Алексей Коваль, с помощью альпинистского снаряжения, надев страховочную систему, переправился на другой берег, закрепил веревку, согласно требований, после чего спасатели приступили к переправе людей. Переправа проводилась до тех пор, пока не было восстановлено движение по ФАД «Колыма» на размытом участке дороги…
Воспоминания подобного рода можно продолжать бесконечно. Но День спасателя – это праздник, а потому, с праздником всех участников СПАСАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА!