Говорят: как вы яхту назовёте, так она и поплывёт! В терминологии государственной системы управления понятия «министерство» и «госкомитет» имеют существенные различия. Государственный комитет - это специализированное учреждение, созданное для реализации конкретных функций в определенной сфере деятельности государства. Его основная цель - управление и контроль в конкретной области, по которой он создан.
Государственные комитеты обычно формируются для разработки и реализации специальных программ и проектов. Они имеют ограниченные полномочия и работают в определенной сфере, такой как промышленность, транспорт, экология и т.д.
Государственный комитет может быть создан как ведомственный орган, подчиненный непосредственно Правительству или Президенту, или же иметь относительную независимость и функционировать как самостоятельный орган государственного управления.
Именно так происходило становление Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Он был создан Указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина от 19 ноября 1991 года, № 221. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР.
Этим же указом были созданы штабы войск гражданской обороны РСФСР и 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).
Во второй половине 1992 года началось формирование поисково-спасательных служб ГКЧС России. Начало этому положило постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 “О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров”. В этот период ГКЧС России приступает к налаживанию взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти. Так, 22 сентября 1992 года издан совместный приказ МВД России и ГКЧС России № 336.136 “О взаимодействии МВД России и ГКЧС России по вопросам пожарной охраны”.
В 1993 году завершается формирование РСЧС, начало которой было положено постановлением правительства Российской Федерации №261 “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”. Этим документом было утверждено Положение об РСЧС, а также определены функции органов государственного управления Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с постановлением на всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям или органы, выполняющие их функции, разработан план приведения ГКЧС России к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев.
Для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по основным направлениям функционирования РСЧС в 1993 году при ГКЧС России были созданы:
- Межведомственная противопаводковая комиссия (распоряжение правительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. №307-р);
- Национальная комиссия Российской Федерации по проведению международного десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (постановление правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. №26);
- Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (постановление правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 507);
- Межведомственная морская координационная комиссия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС
- России (постановление правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г. № 636);
- Межведомственная комиссия Российской Федерации по борьбе с лесными пожарами (постановление правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 643).
Продолжало развиваться международное сотрудничество ГКЧС России. В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться контакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.
В сентябре 1993 года в Москве советом глав правительств СНГ был учрежден Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в рамках соглашения стран СНГ.
За короткий промежуток времени – чуть больше двух лет – Госкомитет по делам ГОЧС значительно расширил область своей деятельности. При этом во многих сферах полномочий госкомитета стало просто не хватать.
Тогда-то и было принято решение – ввести в структуру органов государственной власти новый исполнительных орган – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В отличие от государственного комитета, министерство - это высший орган государственной власти, ответственный за разработку и реализацию политики в определенной сфере деятельности государства. Оно является ключевым органом при принятии решений в соответствующей области. Именно такими функциями наделили МЧС России в области предупреждения, помощи и ликвидации последствий ЧС.
На повестку дня встали такие задачи как разработка законодательства, координация деятельности различных ведомств, привлечение инвестиций, управление бюджетом и т.д.
Для практического решения этих задач появились и соответствующие структурные подразделения, такие как департаменты и отделы, которые выполняют конкретные функции в рамках общей политики министерства.
На официальном сайте МЧС России так определены основные задачи ведомства:
Основные задачи
- выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
- организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
- осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
Одновременно с созданием Министерства по делам ГО и ЧС ему были переданы функции Госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.
В составе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий появились и органы, специально уполномоченные решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять функций защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Полное наименование территориального органа МЧС России - «Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации».
Главное управление МЧС России входит в систему МЧС России и подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, обращаясь к сотрудникам МЧС России на День спасателя, сказал:
«Роль МЧС в комплексном обеспечении безопасности России и наших граждан год от года растёт, и важно сохранять все положительные тенденции, достигнутые службой за последнее время, ещё более эффективно реагировать на чрезвычайные ситуации любого уровня.…Среди приоритетов вашей работы – развитие системы гражданской обороны, в том числе за счёт оснащения МЧС современной техникой и оборудованием, внедрения цифровых технологий. И конечно, в поле вашего постоянного внимания должны находиться вопросы профилактики, предупреждения и тушения природных пожаров, обеспечения безопасности школ, вузов, больниц, других социальных учреждений, а также мест массового пребывания граждан. Уверен, что вы и впредь будете эффективно выполнять свои задачи, демонстрировать высокий профессионализм, максимальную собранность и самоотдачу».