К годовщине вывода войск из ДРА: Л.П. Германов

К годовщине вывода войск из ДРА: Л.П. Германов

img


Леонид Германов, ветеран вооружённых сил:
- Отношение к этому событию могло быть только одно –
радость и облегчение!..

Эти люди знают цену настоящей мужской дружбы. Словосочетание «боевое братство» для них не пустой звук. Встречаясь, они рады вновь увидеться и пообщаться с боевыми товарищами. Не всегда эти встречи бывают часты. Но, как минимум, раз в год. И происходит это 15 февраля.

Ровно 35 лет назад из Афганистана были выведены последние войсковые соединения армии Советского Союза. О тяжёлой службе в этой далёкой восточной стране сегодня вспоминает ветеран вооружённых сил, ветеран Главного управления МЧС России по Челябинской области, полковник в отставке Леонид Павлович Германов.

Служить направим за границу!

Леонид Павлович родился 15 июля 1958 года в селе Пьянково Белозёрского района Курганской области. Окончив школу, через некоторое время поступил в Челябинское высшее военное автомобильное инженерное училище.

В 1980 году новоиспечённый лейтенант по распределению попал в Троицк, где располагалась вертолётная часть. Дело в том, что незадолго до выпуска часть курсантов распределили по другим родам войск: кто-то попал в морской флот, кто-то в десантные войска, а двоих отправили служить в авиацию. И среди них нашего героя.

– В Троицке довелось прослужить совсем недолго, а в конце лета 1981 года ряд офицеров должны были направить для дальнейшего прохождения службы за границу, – вспоминает Леонид Павлович. – Ну, мы, конечно же, думали про группу советских войск в Германии, ГДР, может быть, Польша, Чехословакия.
Назвали ряд фамилий, кто и отправился в эти страны. А сколько-то человек не назвали, в том числе и Германова.

– И вдруг объявляют: вы отправляетесь в Афганистан, без семей (а я, кстати, уже был женат, только-только родилась дочь). Ну, в общем-то, не обманули, за границу, как обещали, отправили, – улыбается ветеран.

Супруга, Надежда Викторовна, нагладила чемодан вещей, и, после недолгих сборов, молодой офицер отправился через Ташкент к новому месту службы.

Быстрее, чем в «Формуле-1»

В общей сложности Леонид Павлович проходил военную службу в Демократической Республике Афганистан с сентября 1981 года по ноябрь 1982 года. Это был отдельный батальон материального обеспечения авиации 40-й общевойсковой армии. Батальон, имея две транспортные роты и подразделения обеспечения, выполнял задачу по подвозу авиационных боеприпасов вертолётным полкам, базирующимся в Афганистане.

До января 1982 года батальон базировался рядом с аэродромом «Баграм» (провинция Парван, столица – Чарикар). Затем подразделение было перебазировано в Кабул и размещено также рядом с аэропортом.

– Я был назначен командиром транспортного взвода. Вторая автомобильная рота выполняла задачу по подвозу авиационных боеприпасов с территории СССР. Везли, конечно, не только боеприпасы, но и топливо, другой груз, – продолжает свой рассказ Леонид Павлович. – Дорога, по которой осуществлялся подвоз боеприпасов, проходила через перевал Саланг и выходила к границе в районе Хайратон - Термез (Узбекская ССР). Переправа была через реку Амударью, по понтонному мосту. Капитальный мост в 1981 году ещё только строился. Граница между Советским Союзом и Афганистаном проходила как раз посередине Амударьи.

Перевал Саланг был непростым местом, как и тоннель, который приходилось преодолевать колоннам машин. Высота над уровнем моря три тысячи метров, длина тоннеля в горе три километра, не считая галерей, которые примыкают к тоннелю на подъёме. Известны случаи, когда ордена и медали вручали военнослужащим, которые пять раз преодолевали этот тоннель. Германову в течение срока службы довелось преодолеть Саланг 18 раз туда и обратно!

– В колонне я, как командир первого взвода, выполнял обязанности начальника технического замыкания. Отвечал за дозаправку топливом и маслом, другими горюче-смазочными материалами во время выполнения задач, а также организацию технического обслуживания автомобилей во время привалов и выполнения текущего ремонта.

Бывали ситуации, при которых нужны были не только полученные в училище знания, но и житейская смекалка, технический расчёт. Например, при любой поломке автомобиля или повреждении при обстрелах колонны душманами, неважно, пустые они или гружёные боеприпасами, автомобили брали на жёсткий буксир и тянули до ближайшего привала, а там восстанавливали силами запасных водителей, находящихся в колонне. Иногда не хватало жёстких буксиров из-за большого количества повреждённых машин. В этом случае цепляли неисправный автомобиль на мягкую сцепку, то есть трос. За неисправной машиной был зацеплен трос к исправному, идущему сзади. Так соединялись в единой сцепке три машины.

Когда дорога шла по серпантину вверх, первый автомобиль натягивал трос и тянул за собой неисправный, а третий автомобиль послаблял трос и двигался, не создавая дополнительную нагрузку буксирующему. Когда же дорога шла вниз, третий автомобиль натягивал трос и придерживал буксируемый автомобиль, а первый тягач придерживал, послабляя трос. Таким образом, три водителя и три машины работали, как одно целое. Ошибись один из водителей, и все трое могли оказаться в ущелье…

Приём пищи осуществляли во время большого привала, когда останавливались на ночлег. Как правило, колонна с боеприпасами шла только в светлое время суток. В конце дня перед заходом солнца останавливались в местах дислокации наших войск. Готовили ужин в полевых кухнях сами, т.е. личным составом колонны. Из состава запасных водителей выставлялся караул. Водители, те, что были за рулём, отдыхали. Утром завтрак, и в путь. На обед времени почти не оставалось – слишком дорого светлое время суток. Во время движения сидящий рядом с водителем его кормил.

– Я открывал банку тушёнки, резал хлеб и кормил водителя. Так водитель обедал, не выпуская из рук рулевое колесо. Ложку ему, ложку себе…

Ну, а, когда после обстрела приходилось менять пробитые колёса, то бывало, делали мы это быстрее, чем теперь в «Формуле-1», – с улыбкой продолжает ветеран. – Один бежит с домкратом, второй, третий – с другими инструментами и запчастями. Но, это сегодня можно улыбнуться. А тогда…

Радость и облегчение

Говоря о предстоящей юбилейной дате вывода войск из Афганистана и своём отношении к этому событию, Леонид Павлович подчёркивает:

– Отношение здесь могло быть только одно – радость, облегчение от того, что всё это, наконец, закончилось, что перестанут гибнуть молодые парни! А этого я, к сожалению, насмотрелся! И «вертушки» подбивали на моих глазах, и не в одном бою побывать довелось. Помимо этого пыль, грязь, нехватка питьевой воды. Перед отправкой через границу, на ташкентском аэродроме «Тузель» всем ставили прививки от гепатита. И всё равно один-два человека каждый месяц заболевали желтухой, были и случаи брюшного тифа. Мне повезло, не заболел… Сколько подбитой и сгоревшей техники, раненых солдат и офицеров! Мы и отмечаем каждый год 15 февраля, потому что всё это закончилось!

Как год назад прибыл к новому месту службы Германов, так и в ноябре 1982 года на должности командира взвода его сменил вновь прибывший молодой офицер.

– Мне бы к отъезду готовиться, а тут ротный говорит: проведи ещё раз колонну, заодно и сменщику своему всё покажешь, объяснишь. А, надо сказать, как правило, боязнь того, что попал сюда и можешь погибнуть, бывает в начале службы и в самом конце. Потому что сначала ты неопытный, необстрелянный, не знающий здешних порядков, всех правил безопасности. Через некоторое время приходит уверенность в себе, опыт. Привыкаешь… А в конце службы люди, как правило, боятся того, что прошли здесь уже достаточно большой путь, и не хотелось бы погибнуть в самом конце. По крайней мере, у меня так было.

Год назад взводный, которого менял Германов, сам приехал в Ташкент, чтобы встретить сменщика, но ехать в колонне через границу он уже отказался. Безопаснее было по воздуху. Что же касается Леонида Павловича, то он отправился ещё раз в составе колонны. Слава Богу, всё прошло нормально. Офицер благополучно вернулся домой, служил в различных подразделениях нашей необъятной страны. В 1991 году в Москве окончил Военно-воздушную Академию им. Ю.А. Гагарина, попал по распределению в Смоленск, затем на Украину.

1992 год выдался непростым. Советский Союз распался, а принимать присягу другой страны многие офицеры не захотели. В том числе и майор Германов. Было принято решение вернуться на Урал. В результате следующие полтора десятка лет служба прошла в стенах Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов. Начальник штаба, начальник отдельного батальона, а затем должность заместителя начальника ЧВВАКУШ по тылу - начальника тыла.

В 2008 году полковник Германов вышел в запас. Награждён рядом государственных и ведомственных наград, среди которых наиболее дороги медали «За боевые заслуги», «Ветеран-интернационалист», «Ветеран боевых действий», медали и ордена иностранных государств («За храбрость», «За отвагу» и другие).

Однако в 50 лет идти на пенсию и сидеть дома он не хотел. В результате ещё более десяти лет Леонид Павлович работал в Главном управлении МЧС России по Челябинской области, последние годы являясь начальником отдела охраны труда, с классным чином – советник государственной гражданской службы 1 класса. Окончательно вышел на пенсию в январе 2020 года.

Помимо дочери Ирины, в семье родился сын Павел. Уже много лет Леонид Павлович является и счастливым дедушкой, помогающим воспитывать троих внуков. А в прошлом году отметил 65-летний юбилей.

– 15 февраля исполняется уже тридцать пять лет, как закончилась эта война, как вывели войска, – завершает разговор Леонид Павлович. – Многих сослуживцев не слышал долгие годы, не знал, как они и где. Теперь же, благодаря интернету и социальным сетям, многих нашёл. Общаемся, с кем-то встречаемся, поддерживаем друг друга. Конечно же, не забываем эту дату.

«Афганское» братство, знаете, очень крепкое, и для нас это не просто красивые слова…

– Здоровья и благополучия вам, Леонид Павлович, и Вашей большой семье! Долгих лет жизни!
– Спасибо большое!..


Фото из архива Л.П. Германова
Поделиться:
Фотографии 3