К столетию стихотворения С.Я. Маршака «Пожар»: произведения классиков русской литературы как инструмент профилактической работы

К столетию стихотворения С.Я. Маршака «Пожар»: произведения классиков русской литературы как инструмент профилактической работы

img
В российской литературе немало фактов, когда даже очень известные писатели и поэты в своих произведениях уделяли внимание проблеме пожаров. В качестве примера можно привести стихотворение «Рассказ о неизвестном герое» Самуила Яковлевича Маршака, рассказ Льва Николаевича Толстого «Пожарные собаки», произведения Бориса Степановича Житкова «Пожар» и «В дыму». А какие замечательные пропагандистские плакаты на пожарную тематику создавал Владимир Владимирович Маяковский!

В советское время на противопожарную пропаганду работали лучшие специалисты в своих областях. В современной практике этот положительный опыт будет весьма полезен для изучения и применения, как педагогами, специалистами по профилактической работе МЧС и ВДПО, так и на самом высоком государственном уровне.

Все малыши советской эпохи просто обожали стихи Самуила Яковлевича Маршака. Большинство из них дети заучивали наизусть и помнили потом всю жизнь. Изложение материала великим мастером рифмы было  настолько простым, понятным и, вместе с тем, увлекательным, что слова легко и свободно, как бы сами собой, укладывались в память. Свое замечательное искусство Маршак щедро использовал для освещения социальных, общественно значимых проблем.

Тема пожаров всегда стояла остро, а детская шалость или неосторожность в обращении с огнём до сих пор является предметом внимания специалистов по профилактике. В 1923 году было опубликовано стихотворение «Пожар», которое поэт адресовал дошкольникам. Название произведения говорит само за себя. История маленькой девочки, которая ослушалась маму и попала в большую опасность, передана очень реалистично и вызывает сильные эмоции. Даже на взрослого человека талантливо написанное стихотворение всегда производит сильнейшее впечатление. А маленький ребёнок по своей природе очень эмоционален, его восприятие мира по большей части происходит именно через органы чувств. Поэтому стихотворная форма изложения жизненно важной информации наиболее эффективна при работе с детьми дошкольного возраста.

В изложении истории одного пожара от детской шалости автор использует приёмы для усиления воздействия на юного читателя. Например, огонь он изображает как живое существо, употребляя обороты: «побежал по стульям с треском», «вверх пополз по занавескам», «стены дымом заволок», «лижет пол и потолок», «перед печкой выжег пол». А как в сравнении выглядит возгорание и пожар: «маленький хитрый огонек вырвался», и вот уже «грозно забушевало пламя»!

Щедро использует поэт в своём произведении юмористические характеристики. Он прекрасно знает свою юную аудиторию, которая очень живо реагирует на всё, что вызывает смех и улыбку.

В канву произведения Маршак очень ненавязчиво вписывает массу полезной информации о работе пожарных. Помимо самого происшествия, читатель узнаёт об истории службы оповещения о пожарах, о предназначении пожарной каланчи, о современных средствах связи и номере вызова пожарной команды, даже о развёртывании рукавной линии и технике тушения пожара.

Безусловно, роль главного героя, являющего собой пример для подражания, так важный каждому ребёнку, прописана в стихотворении особенно тщательно и ярко. И, конечно же, это пожарный! Начиная с имени – Кузьма, поэт располагает ребят к огнеборцу. Оно простое, народное, весёлое. Кузьма наделён всеми положительными человеческими качествами: он отважен, скромен, любит животных, всегда готов пожертвовать собой ради спасения людей. И при этом Маршак даёт детям возможность увидеть его человеческое лицо, с юмором описывая отважного пожарного после тушения. Именно словами своего героя Кузьмы автор обращается к детям:

— Не зальёшь огня слезами,
Мы водою тушим пламя.
Будешь жить да поживать.
Только чур — не поджигать!...

Стихотворению уже около 100 лет, но его тема актуальна и на сегодняшний день.

Используйте классику детской литературы в профилактических занятиях – это всегда работает.  Если вы готовите для детей дошкольного и младшего школьного возраста мероприятие по теме «Ознакомление детей с правилами пожарной безопасности и последствиями их нарушения, знакомство с профессией пожарного», то «Пожар» отлично подойдёт для введения ребят в эту тему и для достижения целей занятия:

  • показать опасную стихию огня;
  • воспитать у детей сознательное и осторожное отношение к огню; выработать умение отличать игрушки от вещей, с которыми играть опасно; слушаться старших;
  • рассказать об опасной и благородной профессии пожарного, готового пожертвовать своим здоровьем и жизнью ради спасения людей и животных.

Хочется надеяться, что и сегодняшние поэты и писатели, драматурги и сценаристы обратят внимание на высокую потребность детей в простых и мудрых современных историях, написанных также талантливо, как это умел делать Самуил Яковлевич Маршак.

С.Я. Маршак «Пожар»

На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг —
На север,
На юг,
На запад,
На восток, -
Не виден ли дымок.

И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивались вверх, бывало.
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.

Тревожный звон будил народ,
Дрожала мостовая.
И мчалась с грохотом вперёд
Команда удалая…
Теперь не надо каланчи, -
Звони по телефону
И о пожаре сообщи
Ближайшему району.

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер: ноль-один!

В районе есть бетонный дом —
В три этажа и выше —
С большим двором и гаражом
И с вышкою на крыше.

Сменяясь, в верхнем этаже
Пожарные сидят,
А их машины в гараже
Мотором в дверь глядят.

Чуть только — ночью или днём —
Дадут сигнал тревоги,
Лихой отряд борцов с огнём
Несётся по дороге…

Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
— Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь!

Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щёлку красную глядит,
А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу Лена —
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.

Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал даёт,
И сейчас же — в миг единый —
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.

Вдаль несутся с гулким звоном.
Им в пути помехи нет.
И сменяется зелёным
Перед ними красный свет.

В ноль минут автомобили
До пожара докатили,
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемёт.

Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из окна.

Он, Кузьма, — пожарный старый.
Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ от смерти спас,
Бился с пламенем не раз.

Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене.
Каска светится в огне.

Вдруг на крыше из-под балки
Чей-то крик раздался жалкий,
И огню наперерез
На чердак Кузьма полез.

Сунул голову в окошко,
Поглядел…- Да это кошка!
Пропадёшь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!..

Широко бушует пламя…
Разметавшись языками,
Лижет ближние дома.
Отбивается Кузьма.

Ищет в пламени дорогу,
Кличет младших на подмогу,
И спешит к нему на зов
Трое рослых молодцов.

Топорами балки рушат,
Из брандспойтов пламя тушат.
Чёрным облаком густым
Вслед за ними вьётся дым.

Пламя ёжится и злится,
Убегает, как лисица.
А струя издалека
Гонит зверя с чердака.

Вот уж брёвна почернели…
Злой огонь шипит из щели:
— Пощади меня, Кузьма,
Я не буду жечь дома!

— Замолчи, огонь коварный!
Говорит ему пожарный.
— Покажу тебе Кузьму!
Посажу тебя в тюрьму!
Оставайся только в печке,
В старой лампе и на свечке!

На панели перед домом —
Стол, и стулья, и кровать…
Отправляются к знакомым
Лена с мамой ночевать.

Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
— Не зальёшь огня слезами,
Мы водою тушим пламя.
Будешь жить да поживать.
Только чур — не поджигать!
Вот тебе на память кошка.
Посуши ее немножко!

Дело сделано. Отбой.
И опять по мостовой
Понеслись автомобили,
Затрубили, зазвонили,
Едет лестница, насос.
Вьётся пыль из-под колёс.

Вот Кузьма в помятой каске.
Голова его в повязке.
Лоб в крови, подбитый глаз, -
Да ему не в первый раз.
Поработал он недаром —
Славно справился с пожаром!

Поделиться:
Фотографии 4
img
начальник отдела профилактической работы и связи с общественностью Воронежского областного отделения ВДПО