Князь Львов. Учиться управлять огнем

Князь Львов. Учиться управлять огнем

img
160 лет назад в Стрельне близ Санкт-Петербурга родился князь Александр Дмитриевич Львов. Он вошел в историю как один из главных организаторов «противопожарных мероприятий» в России, создатель образцовых пожарных дружин, разработчик проекта пожарной реформы. В течение 25 лет «огненный князь» являлся председателем Императорского Российского пожарного общества. На личные средства он не только организовал и содержал пожарную команду в своем имении, но и занимался пропагандой и распространением опыта борьбы с огнем. Именно князь Львов стал инициатором создания в России целого научно-исследовательского образовательного направления, которое можно смело назвать «наукой управлять огнем».


История всегда полна неожиданностей. Ну как, например, можно связать с развитием пожарного дела один из старейших маршрутов питерского трамвая? Оказывается, можно - и самым непосредственным образом. Стрельна—малая родина «огненного князя» России – первый пригород, в который пришел трамвай из Петербурга. Случилось это еще при жизни Александра Дмитриевича, в 1917 году, когда заработал очередной участок Ораниенбаумской электрической линии. Конечной станцией трамвая собственно и был Львовский дворец, тогда еще имение Александровка на Петергофской дороге.

Нам не удалось найти сколько-нибудь достоверных свидетельств того, что Александр Дмитриевич Львов пользовался услугами электрического транспорта. Зато совершенно точно известно, что будучи депутатом Петергофского земского уездного собрания, он участвовал в строительстве той самой, первой в России электрической железной дороги. А вот, например, Александр Блок в 1919–1920 годах часто ездил в Стрельну на трамвае. Последнюю поездку он совершил всего за два месяца до своей смерти. Уникальная электрическая линия действует и сегодня: благодаря этому в Стрельну легко добраться в объезд пробок — на трамвае №36.

Однако вернемся к делам пожарным.
Стрельна в конце 19-го века была одним из самых престижных пригородов Санкт-Петербурга. Дачи-дворцы строились с размахом и роскошью. Но была и обратная сторона: Стрельна регулярно горела. Сильные ветра, дующие со стороны моря, безусловно, способствовали этому. И если где-то «занялось», то от страха трепетали все владельцы дач. Красивые летние постройки сгорали, как порох. Пока из города приезжала на взмыленных лошадях пожарная команда, от дома оставались только дымящиеся головешки.

Как бороться с огнем? Вопросом этим наверняка задавались многие. Но, пожалуй, только семнадцатилетний князь Александр Львов решил всерьез взяться за дело. Помогли молодость, азарт и недюжинные организаторские способности, которыми князь обладал, благодаря хорошей наследственности. Ведь князь Александр Львов был внуком Павла Константиновича Александрова – внебрачного сына великого князя Константина Павловича, и, соответственно, праправнуком императора Павла Первого, а также крестником императора Александра Третьего.

Своих средств у молодого князя не было, и Александр выпросил у матери - единственной внучки великого князя Константина Павловича, которому и принадлежала Стрельна, земельный участок площадью в двадцать соток за ручьем Ижоркой, на самом краю семейных владений.

Князь самолично составил проект пожарного депо с шатровой каланчой, по которому местные умельцы принялись за постройку. А сам Александр в это время стал обучаться искусству пожарной службы и борьбы с огнем в Казанской части столичной пожарной команды, куда (по его собственной просьбе)  был прикомандирован на время брандмайором А.П. Паскиным.

11 июня 1881 года из Петербурга в новое помещение торжественно прибыла обмундированная и оборудованная по последнему слову техники пожарная команда из восьми человек. И пожарный обоз. На авангардной повозке в скромном брандмейстерском мундире и медной сверкающей каске горделиво восседал сам князь.

Далеко не все обитатели Стрельны приняли нововведение всерьез. Многие сочли затею молодого князя чудачеством, происшедшим от того, что «некуда деньги девать». Но с каждым пожаром, происходившим в округе, на ликвидацию которого бросалась команда Львова, менялось отношение – пожарные работали основательно и всерьёз. Им приходилось ездить не только по Стрельне, но и по всей территории, до так называемой зоны выезда столичных команд: до Нарвских ворот на окраине города, а в другую сторону – до Ораниенбаума.

11 июня прочно вошло в историю пожарной охраны. Например, в день празднования десятилетия пожарной команды князю Львову были подарены серебряная модель пожарной бочки и уникальная почетная пожарная каска из чистого золота с гербом Стрельны. К тому времени у князя было уже 10 отделений (150 человек и 23 повозки), а также собственный духовой оркестр. А помещение головной пожарной команды, в соответствии с указаниями князя, расширялось и переустраивалось.

Все новое, что князь узнавал в области пожарного дела, он непременно переносил в свою стрельнинскую команду. Пышность и блеск пожарного обоза сочетались с отличной выучкой, смекалкой, ловкостью ее «охотников», которые стали «являть образцы истинного мужества при тушении пожаров и спасении людей». Нередко князь сам командовал огнеборцами во время борьбы с пламенем.

Пожарная команда Стрельны и депо, в котором она размещалась, приобретали всё более широкую известность. Росла так же и популярность Александра Дмитриевича Львова, как деятельного руководителя и организатора. С каждым годом увеличивалось число посетителей пожарной части, целенаправленно приезжавших в Стрельну ради ознакомления с постановкой дел и заведёнными в части порядками. В числе посетителей бывали министры российского правительства, и даже августейшие особы царствующего дома Романовых.

Князь Львов был инициатором проведения в 1892 году (с 23 мая по 4 августа) в Санкт-Петербурге Первой Всероссийской пожарной выставки. В том же 1892 году он принял активное участие в работе Первого высочайше утвержденного съезда русских деятелей по пожарному делу. А.Д. Львов прочёл доклад «О нормировке диаметра пожарных рукавов и нарезки свёртных гаек при фабрикации огнегасительных снарядов», послуживший поводом для установления обязательных норм и стандартов при изготовлении русскими заводчиками и фабрикантами огнегасительных снарядов. Термину «огнегасительные снаряды» в нашем современном языке соответствует пожарно-техническое вооружение – рукава, соединительные головки:
быстросмыкаемая арматура в коммуникациях пожаротушения, обеспечивающая соединение пожарных рукавов и присоединение их к другому оборудованию..

Известно, что Александр Дмитриевич организовывал Всероссийскую пожарную выставку вместе с графом А. Д. Шереметевым, меценатом и издателем журнала «Пожарный», первым председателем Российского Императорского пожарного общества (ИРПО). В 1894-ом году князь Александр Дмитриевич сменил на этом посту графа, и возглавил Главный совет Общества, став до 1916 года бессменным председателем, и, по сути дела, руководителем всей пожарной охраны страны.

Активная деятельность «огненного князя» по развитию и совершенствованию собственной пожарной команды, а потом уже и на посту председателя ИРПО, только укрепило мнение Львова в том, что пожарные команды губернских городов в большинстве своем далеки от совершенства, и во многом уступают его частной стрельнинской команде. Нужно было срочно заниматься вопросами обучения пожарных.

«Владелец Стрельнинской частной пожарной команды князь А.Д. Львов предлагает обратить особое внимание на развитие специальной подготовки чинов команды к занятию ими ответственных должностей инструкторов. Обстоятельство это вызвано непрестанно повторяющимися приглашениями на таковые должности в пожарные команды и общества чинов состава Стрельнинской команды. До настоящего времени несколько чинов последней занимают должности старшего трубника, помощника брандмейстера и брандмейстера в Петергофской, частной Кронштадской и Ульянковской пожарных командах».

Из журнала «Пожарное дело»(1895г.)

Летом 1897 года Львов организовывает при своем частном депо краткосрочные курсы повышения квалификации брандмейстеров «вновь образованных пожарных команд». О том, чему на них учили предводителей российских огнеборцев, можно составить представление по пособиям, которыми руководствовались в то время профессиональные и добровольные пожарные формирования.

Кстати, одно из таких пособий, ставшее обязательным для изучения руководителями пожарной охраны, было подготовлено самим князем еще в 1890 году и называлось «Городские пожарные команды. Опыт руководства к их устройству и отправлению ими службы».

В пособии были обобщены приобретенные многолетним опытом российских огнеборцев лучшие способы и приемы борьбы с огнем, названные необычным тогда для пожарной охраны термином – «пожарная тактика». Это тематическое направление Александр Дмитриевич взял в собственную разработку.

Не только науке побеждать огонь учили на курсах брандмейстеров, но обучали также устройству пожарной службы и эксплуатации огнегасительной техники. Ещё брандмейстеры прослушали курс лекций инженера-технолога А. А. Пресса, автора книги «Общедоступное руководство для борьбы с огнем».

Эта книга была удостоена премии князя А.Д. Львова на первой Всероссийской пожарной выставке, и наряду с оборонительными мерами, содержала направления профилактические, направленные на предупреждение пожаров. Вообще же список книг и пособий, по которым брандмейстеры повышали свою квалификацию, стал обязательным для самостоятельного изучения, с последующей сдачей зачетов специально созданной брандмайорским приказом комиссии. В  этом списке было 80 наименований, так что «арсенал знаний» был внушительным.

Сам Александр Дмитриевич Львов писал в 1890 году в предисловии к «Городским пожарным командам»:

«Несмотря на важное значение пожарного вопроса и сложность вызываемых им мероприятий, этот вопрос очень мало разработан в нашем законодательстве и почти совершенно не затронут в нашей литературе. Статьи Пожарного Устава 1857 г. большей частью отменены постепенно издававшимися впоследствии правительственными распоряжениями, к своду которых до сих пор еще не приступлено. Необходимо при этом заметить, что действующее пожарное законодательство, во всяком случае, далеко не исчерпывающее предмет, касается только предупредительных мер и отчасти лишь внешней стороны организации пожарных команд, как то: их учреждения, штата, общих обязанностей и т. п. Что же касается уставной регламентации непосредственно самой деятельности пожарных команд, то на этом пути не было даже и попыток.
В нашей литературе этот вопрос еще менее разработан. Как единственное, существующее у нас по пожарной части руководство, можно указать сочинение, появившееся в 1875 г. под заглавием «Пожарная книга». Этот труд, обладающий, несомненно, большими достоинствами, касается, однако, главным образом, лишь так называемых вольных пожарных команд. Указанным сочинением русская литература по пожарной части совершенно исчерпывается, если не считать изредка появляющихся статей и отзывов по каким-либо единичным фактам, заинтересовавшим общественное мнение своими прискорбными последствиями.
Желание хотя бы отчасти содействовать улучшению пожарного дела в нашем отечестве побудило нас выпустить в свет предлагаемый на суд читателей опыт исследования об устройстве и деятельности городских пожарных команд. При составлении этой книги мы руководились главною целью: дать возможность лицам, близко стоящим к пожарному делу, разобраться в той массе различных идей и сведений, которые лежат в основе деятельности и организации пожарных команд.
Желая сделать настоящее руководство доступным, для большинства чинов пожарных команд, которых мы преимущественно и имеем в виду, мы избегали по возможности теоретического характера изложения.
Многие места нашего труда носят явно догматический характер, и это произошло, главным образом, вследствие желания сделать эту книгу практическим руководством пожарного дела.
Насколько удовлетворительно мы выполнили нашу задачу — об этом предоставляем судить благосклонному читателю; но ввиду того, что избранная нами отрасль литературы является неизведанною областью, в которой нам приходится пролагать совершенно новый путь, мы ждем снисхождения к неточностям и недомолвкам, которые могут встретиться в предлагаемом руководстве».

При воспроизведении сохранена авторская стилистика

Необходимость организации систематического обучения пожарных, формирования специального образовательного направления в те годы стало в числе главных задач, которые ставил перед собой «огненный князь». Об этом он говорил на съездах пожарного общества. Причем, не только говорил, но и делал. Обратимся к хронике:

1897 г. А.Д. Львов за свой счет организовал краткосрочные курсы повышения квалификации брандмейстеров.
21 июля 1897 г. Открылась вторая пожарно-техническая выставка, которая размещалась на барже "Первенец".
1906 г. На территории Василеостровской части Петербурга А.Г. Кривошеевым были организованы и проведены официальные испытания знаменитого изобретения А.Е. Лорана - пенного огнетушителя "Эврика"
5 (18) октября 1906 г. Открытие первого в России пожарно-технического учебного заведения - Курсов пожарных техников, предтечи Академии ГПС МЧС России и Санкт-Петербургского Института ГПС МЧС России.
1907 г. Преподаватель курсов пожарных техников Н.П. Требезов издает  учебник "Пожарная тактика".
1907 г. Преподаватель курсов пожарных техников Э.Э. Лунд и василеостровский брандмейстер П. А. Федотов (преемник А.Г. Кривошеева) издали книгу "Пожарная тактика"
1907 г. Н.Г. Серговский издает первое учебное пособие по химии горения - "Учение о пожаре"
1908 г. Заведующим курсами пожарных техников назначается Павел Казимирович Яворовский.

1908 г. На Парижском конгрессе пожарных учреждается новая прикладная наука, основанная на знании физики, химии, электротехники, механики, гидравлики – наука «Пожарное дело».Май 1912 г. На Международном пожарном конгрессе, проходившем в Санкт-Петербурге, его участники констатировали, что:

«пожарная наука должна включать в себя изучение причин возникновения пожаров, изучение способов тушения огня, изучение явлений, связанных с электричеством, как атмосферным, так и получающимся внутри тела, или явлений воспламенения от электричества».

Во всем этом, так или иначе, прослеживается участие «огненного князя» России – Александра Дмитриевича Львова.

Памятник князю А.Д. Львову в Стрельне, установленный в 2013 году.

 

При подготовке использованы материалы  из архива автора и открытого доступа

 

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества