Среди почти двухсот памятных дат июля (именно столько называют сразу несколько источников) 12 июля обозначено как День фотографа. Наиболее разумной причиной выбора именно этого дня мне представляется версия, связанная с днем рождения Джорджа Истмана — человека, благодаря которому фотография стала доступна большинству из нас. Он был основателем компании Kodak.
Кодак… Когда-то это было для меня волшебным словом. В середине 60-х годов прошлого века 12-летнему мальчишке, которому подарили фотоаппарат «Смена-5» была доступна лишь обыкновенная «магазинная» фотопленка «Свема» четырех видов чувствительности 32, 65, 130 и 250 единиц. Цена ее была вполне доступна, как стоимость небольших упаковок специальных химреактивов. Домашняя лаборатория создавалась на короткое время в ванной комнате под честное слово «все за собой убрать». А еще был красный фонарь и настоящее волшебство, когда на засвеченной через объектив увеличителя фотографической бумаге появлялось вдруг изображение.
Потом был фотокружок в Калужском Доме пионеров, настоящая фотолаборатория в школе, и, как оказалось, совсем не безразличные люди. Владимир Николаевич Вдовин, руководитель фотокружка, обсуждая фотографии, сделанные мной на репетиции спектакля «Золушка» в школьном театре, посоветовал:
– По дороге в кружок, ты проходишь мимо редакции газеты «Молодой ленинец». Зайди туда, спроси ответственного секретаря и покажи вот эти фото. Владимир Николаевич отобрал штук пять из того, что я показал.
В тот же день под вечер я зашел в редакцию. Юного корреспондента приветливо встретили.
– А ты можешь написать полстранички о вашем школьном театре и его актерах, что на этих снимках?
Ответ был положительным и уже на следующий день после занятий в школе я опять оказался в редакции. А еще через три дня в киоске «Союзпечати» по дороге в школу купил газету с двумя первыми своими фотографиями. Как ни странно школьная тема оказалась очень востребованной. В «Молодом ленинце» стали систематически появляться мои заметки с фотографиями о работе различных кружков, исторического поискового клуба, о различных межшкольных мероприятиях.
Однажды фотокорреспондент газеты Саша Пашин посоветовал отправить фотографии на конкурс «Пионерской Правды». Это был первый настоящий успех: моя «Дежурная по классу» ( девчонка с тряпкой и ведром) с подписью «Фото Алеши Давыдова» вышла на четвертой полосе газеты с тиражем больше 10 миллионов экземпляров!
Полной неожиданностью для родителей стали и первые квиточки - денежные переводы – гонорар из редакции был хоть и не велик, но произвел сильное впечатление. Вскоре у юного корреспондента появился зеркальный «Зенин-Е», да еще с телеобъективом 120 мм.
Потом был конкурс Союза журналистов СССР «Проходной бал». В 1971 году конкурс проводился уже второй раз, и популярность его была настолько велика, что одних только претендентов на внеконкурсное поступление в главные профильные вузы страны, имеющие факультеты журналистики (МГИМО, МГУ, Ленинградский университет) было несколько тысяч. Только в номинацию «фотожурналистика» прислали свои работы около тысячи конкурсантов. Лишь трое получили вызов на второй тур в Москву. А путевка в МГУ, где на журфаке работало отделение фотожурналистики, была только одна. И я ее получил!
Однако фоторепортером в чистом виде я так и не стал. В 1967-68 годах в «Комсомольской Правде» печатались фотоочерки Василия Михайловича Пескова, которые уже на следующий год вышли отдельной книгой «Путешествие с молодым месяцем». Эти фотоочерки великого мастера, его книга, а потом и личная встреча с Василием Михайловичем, буквально изменили мою жизнь: я стал больше писать, не расставаясь в тоже время с фотоаппаратом. И это было правильным решением, жизнь подтвердила.
Сегодня фотография стала неотъемлемой частью жизни каждого человека. Наличие смартфона упрощает процесс получения мгновенного кадра. Ни химия не нужна, ни темная комната. Твори себе в удовольствие! Действительно, каждый может сделать сотню-другую фото. Будут там и несущие какой-то смысл и совершенно бесполезные. И только достаточно узкий круг людей, для которых фотография — это призвание и искусство – могут не просто остановить мгновение, но вложить в него душу, заставить думать и говорить.
За годы работы в журналистике я встретил много замечательных людей с фотоаппаратом в руках. Были среди них и профи фоторепортажа из ведущих советских изданий: газет «Правда», «Комсомольская Правда», «Известия», «Неделя». Дружеские отношения связывали меня собственными корреспондентами Фотохроники ТАСС по южным территориям Евгением Недерей и Валерием Матыциным, Борисом Кавашкиным и многими другими.
Идея работы в МЧС России началась для меня в том числе и после знакомства с главным «эмчеэсовским» фотографом Владимиром Смоляковым. Познакомились мы в Приэльбрусье в конце 90-х, где под руководством Сергея Шойгу проводились масштабные учения спасателей в условиях высокогорья. Меня поразило, как точно Володя определял точку съемки, как тщательно искал ракурс. А еще – просто покорили его открытость и готовность к общению. Мы подружились буквально с первого дня знакомства. Сегодня нашей дружбе уже больше четверти века!
Журналист Сергей Князьков писал о Владимире Смолякове:
«Его можно часто увидеть на самых разных мероприятиях чрезвычайного ведомства. Будь то селекторное совещание под руководством министра или ликвидация резонансного ЧС, пожарно-спасательные учения или праздничный концерт. На лице – неизменная улыбка и легкая небритость, на шее – фотоаппарат. Те, кому повезет оказаться в кадре его объектива, могут быть уверены: мастер сделает свою работу так, что эти снимки станут лучшими в личном архиве».
«Свою первую фотографическую школу Смоляков прошел в столичном фотоклубе «Новатор» по окончании в 1978 году Московского института электронного машиностроения. С 1986 года он начал работать в Центральной газете Министерства обороны СССР «Красная звезда», журнал «Огонек». Он снимал во многих горячих точках. Работал на Спитакском землетрясении 1988 года.
Затем началось его тесное сотрудничество с журналом «Гражданская защита» МЧС России. Далее были Афганистан, Карабах, Прибалтика, Средняя Азия, Молдавия, Югославия, Чечня, Руанда, Ирак и т.д. Со спасателями облетел практически весь земной шар.
Награжден ведомственной медалью МЧС России и Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций».
Сотрудничал с крупнейшими мировыми агентствами - REUTERS, AP, AFP, EPA.
Особая страница его биографии – командировки из газеты «Красная звезда» в воюющий Афганистан. В 1988 году начался первый этап вывода советских войск. С мая по август Смоляков трижды выезжал в командировки «за речку». Вначале с военным журналистом полковником Геннадием Мирановичем из московской редакции «Красной звезды», потом в паре с постоянным корреспондентом «Красной звезды» по войскам 40-й армии Александром Олийником. Алгоритм работы сложился такой. Из Москвы самолетом до Кабула, а потом бортами военно-транспортной авиации к частям 40-й армии.
- Первый раз я полетел в Афганистан 4 мая 1988 года, спустя неделю после гибели фотожурналиста газеты «Известия» Александра Секретарева, - вспоминает Владимир Смоляков. – Я его хорошо знал: нас принимали в один день в фотоклуб «Новатор». Потом я устроился работать в газету Московского округа ПВО «На боевом посту», а Александр – в «Московский комсомолец». Поднабравшись опыта, я перешел в «Красную звезду», а Сашка – в «Известия». Горько было потерять друга…
Файзабад, Кундуз, Герат, Кандагар, армейские заставы в горах – вот неполный перечень маршрутов военного фотокорреспондента Смолякова в Афганистане. В Файзабаде он работал в 860-м отдельном мотострелковом полку, которым командовал подполковник Владимир Башкиров. Вывод этой части обеспечивали десантники 345-го отдельного парашютно-десантного полка под командованием гвардии подполковника Валерия Востротина. После Афганистана Башкиров перешел на службу в систему МЧС. В 1998-2004 годах он был начальником Главного управления МЧС России по Приморскому краю. Герой Советского Союза генерал-полковник Валерий Востротин в 1993-2004 году служил заместителем министра МЧС. Дружба, зародившаяся у Смолякова с Башкировым и Востротиным на земле Афганистана, продолжается до сих пор. При встречах военачальники тепло приветствуют боевого побратима, им есть, о чем вспомнить. Кстати, Владимир Смоляков и Валерий Востротин родились в один день 20 ноября, только Смоляков двумя годами позже.
- В Афганистане у нас, журналистов, была задача показать, как войска выводятся в Советский Союз, передают местным свои жилые городки, технику, коммунальные сооружения и оборудование, квартирное имущество, - рассказывает Смоляков. – Советские солдаты и офицеры с нетерпением ждали встречи с Родиной, не думали, что еще предстоит сражаться, как это вышло на заключительном этапе вывода войск.
В 1988 году фотокорреспондент попал под обстрел в Герате. По его словам, опасности он не почувствовал, потому что в Советском Союзе, организуя на полигонах фотосъемку для центральной военной газеты, добивался от командиров подразделений такого мощного «фейерверка», что на обстрел в Афганистане просто не обратил внимания».
А вот несколько фотографий из моего архива. Сегодня лишь с сожалением можно вспоминать международные учения «Barents Resque -2001» в Швеции, где мы с Володей Смоляковым работали в составе большой группы МЧС России и Росатома. Швеция перестала быть нейтральным дружественным нам государством. Тогда же, в сентябре 2001 года, миролюбивые шведы принимали нас в учебном центре шведской армии в северной провинции Норрботтен.
В 2002 году в Кармадоне мы встретились на следующий день после схода ледника Колка в горах Северной Осетии. Тогда у нас еще теплилась надежда найти хоть кого-то живых из съемочной группы Сергея Бодрова…
Есть среди летописцев МЧС России еще один очень интересный человек. И тоже Владимир – фотограф Академии государственной противопожарной службы МЧС России, ныне ветеран, Почетный работник Академии Владимир Евгеньевич Сулейкин.
В отличие от меня или Володи Смолякова, Сулейкин был полностью привязан к Академии. О работе фотографа он не мечтал, хотя с детства вместе с отцом увлеченно изучал фотографические премудрости.
Родился Владимир в семье пожарных. Мама во время войны училась в пожарно-техническом училище, папа работал там и одновременно учился, будучи демобилизованным с фронта по ранению.
Жили дружно, помогала общая профессия, да и характеры у обоих доброжелательные, общительные. Евгений Григорьевич, правда, немного вспыльчивый, но отходчивый. Растили сына.
Евгений Григорьевич привил Володе любовь к фотографии, охоте, рыбалке, вместе собирали грибы, вместе строили дом. Все своими руками.
Благодаря отцу, попал Володя на станцию Юных техников и увлекся ракетно-модельным спортом. В 15 лет получил почетную грамоту за участие в соревнованиях.
После школы Владимир Сулейкин поступил на работу в закрытое, как тогда было принято, КБ. Но очень скоро работу пришлось поменять. И здесь судьба сделала интересный поворот: нашлось место вольнонаемного технического работника на факультете инженеров пожарной техники и безопасности Высшей школы МВД, который тогда возглавлял Анатолий Николаевич Смуров. Он то и предложил Сулейкину заняться кино-фотолабораторией. Это был 1969 год. В 1974 году теперь уже начальник нового учебного заведения – Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР генерал-майор внутренней службы Смуров среди первоочередных кадровых решений подписал и приказ о зачислении на работу Владимира Евгеньевича Сулейкина, теперь уже опытного фотографа, знающего потребности, прежде всего, педагогического процесса.
С той поры все, что связано с жизнью учебного заведения, наглядный и учебный материал стали в буквальном смысле делом рук Владимира Сулейкина. Работы было хоть отбавляй. Нужно было обеспечить слушателей первого курса самого первого набора. А еще – завершалось строительство нового учебного корпуса.
Передо мной часть фотоархива Владимира Евгеньевича, который он передал, уходя на заслуженный отдых.
Вот только несколько примеров:
«18.02.1975 г. Вручение Красного знамени ВИПТШ»
«29.04.1975 г. Первый строевой смотр ВИПТШ».
В марте – апреле 1975 года по мере готовности Владимир Евгеньевич снимал интерьеры новых лабораторий и кабинетов, занятия в них слушателей.
Сегодня, когда Академия ГПС МЧС России готовится к 90-летию со дня основания, архив Владимира Сулейкина стал ценнейшим источников визуальной информации.
Пять десятилетий проработал Владимир Евгеньевич на одном месте. Его архив – бесценная летопись головного в стране и крупнейшего в Европе вуза пожарного профиля.
Вспоминает помощник начальника Академии по связям с общественность (2008-2013) полковник внутренней службы в отставке Елена Борисовна Шеметова:
«Уже при первом знакомстве было понятно, что Сулейкин настоящая легенда Академии. Он всегда был готов ответить на любой вопрос. И это понятно: ведь, начиная с начала 70-х годов, непосредственно занимался созданием и оформлением всего наглядного материала в помощь преподавателям. Он детально знаком с научно-образовательным процессом извнутри. А если добавить к этому цепкую память, не побоюсь сказать, энциклопедические знания, умение, точнее даже талант общения с людьми – получается замечательный специалист, настоящий помощник, который не только отлично знает свое дело, но и с полуслова понимает новую задачу.
А задачи были серьезные – надо было вывести информационную составляющую деятельности Академии на принципиально новый уровень. Материалы АГПС стали постоянно присутствовать на страницах ведомственных изданий МЧС России, «прорвались» в различные министерские издательские проекты: альбомы, буклеты. О нас стала много писать московская и центральная пресса. Журналистам были созданы все условия, и кроме того, благодаря усилиям Владимира Евгеньевича, они получали качественный визуальный контент – отличные фотографии Сулейкина на любую тему нашей деятельности».
Владимир Евгеньевич Сулейкин, председатель совета ветеранов Академии ГПС Вельгелим Михайлович Губин, начальник, президент Академии ГПС МЧС России (2005-2015) генерал-полковник внутренней службы в отставке Иван Михайлович Тетерин с ветеранами академии.
Фотография – точно остановленное мастером мгновение. По таким мгновениям будут судить о нас следующие поколения. А потому поздравляем всех фотографов с профессиональным праздником. Особенно, коллег и друзей!