Мгновение, остановленное мастером

Мгновение, остановленное мастером

img
Сегодня – День фотографа. Честно скажу: раньше как-то не обращал на эту дату внимание. А вот теперь захотелось рассказать о замечательных людях, настоящих мастерах «светописи», с которыми довелось мне повстречаться в жизни. Моих героев объединяют общие качества – безграничная преданность фотографии, постоянное стремление к совершенству, готовность к сотрудничеству. Однако, обо всем по порядку.

Среди почти двухсот памятных дат июля (именно столько называют сразу несколько источников) 12 июля обозначено как День фотографа. Наиболее разумной причиной выбора именно этого дня мне представляется версия, связанная с днем рождения Джорджа Истмана — человека, благодаря которому фотография стала доступна большинству из нас. Он был основателем компании Kodak.

Кодак… Когда-то это было для меня волшебным словом. В середине 60-х годов прошлого века 12-летнему мальчишке, которому подарили фотоаппарат «Смена-5» была доступна лишь обыкновенная «магазинная» фотопленка «Свема» четырех видов чувствительности 32, 65, 130 и 250 единиц. Цена ее была вполне доступна, как стоимость небольших упаковок специальных химреактивов. Домашняя лаборатория создавалась на короткое время в ванной комнате под честное слово «все за собой убрать». А еще был красный фонарь и настоящее волшебство, когда на засвеченной через объектив увеличителя фотографической бумаге появлялось вдруг изображение.

Потом был фотокружок в Калужском Доме пионеров, настоящая фотолаборатория в школе, и, как оказалось, совсем не безразличные люди. Владимир Николаевич Вдовин, руководитель фотокружка, обсуждая фотографии, сделанные мной на репетиции спектакля «Золушка» в школьном театре, посоветовал:

– По дороге в кружок, ты проходишь мимо редакции газеты «Молодой ленинец». Зайди туда, спроси ответственного секретаря и покажи вот эти фото. Владимир Николаевич отобрал штук пять из того, что я показал.
В тот же день под вечер я зашел в редакцию. Юного корреспондента приветливо встретили.
– А ты можешь написать полстранички о вашем школьном театре и его актерах, что на этих снимках?

Ответ был положительным и уже на следующий день после занятий в школе я опять оказался в редакции. А еще через три дня в киоске «Союзпечати» по дороге в школу купил газету с двумя первыми своими фотографиями. Как ни странно школьная тема оказалась очень востребованной. В «Молодом ленинце» стали систематически появляться мои заметки с фотографиями о работе различных кружков, исторического поискового клуба, о различных межшкольных мероприятиях.

Однажды фотокорреспондент газеты Саша Пашин посоветовал отправить фотографии на конкурс «Пионерской Правды». Это был первый настоящий успех: моя «Дежурная по классу» ( девчонка с тряпкой и ведром) с подписью «Фото Алеши Давыдова» вышла на четвертой полосе газеты с тиражем больше 10 миллионов экземпляров!

Полной неожиданностью для родителей стали и первые квиточки - денежные переводы – гонорар из редакции был хоть и не велик, но произвел сильное впечатление. Вскоре у юного корреспондента появился зеркальный «Зенин-Е», да еще с телеобъективом 120 мм.
Потом был конкурс Союза журналистов СССР «Проходной бал». В 1971 году конкурс проводился уже второй раз, и популярность его была настолько велика, что одних только претендентов на внеконкурсное поступление в главные профильные вузы страны, имеющие факультеты журналистики (МГИМО, МГУ, Ленинградский университет) было несколько тысяч. Только в номинацию «фотожурналистика» прислали свои работы около тысячи конкурсантов. Лишь трое получили вызов на второй тур в Москву. А путевка в МГУ, где на журфаке работало отделение фотожурналистики, была только одна. И я ее получил!

Однако фоторепортером в чистом виде я так и не стал. В 1967-68 годах в «Комсомольской Правде» печатались фотоочерки Василия Михайловича Пескова, которые уже на следующий год вышли отдельной книгой «Путешествие с молодым месяцем». Эти фотоочерки великого мастера, его книга, а потом и личная встреча с Василием Михайловичем, буквально изменили мою жизнь: я стал больше писать, не расставаясь в тоже время с фотоаппаратом. И это было правильным решением, жизнь подтвердила.

Сегодня фотография стала неотъемлемой частью жизни каждого человека. Наличие смартфона упрощает процесс получения мгновенного кадра. Ни химия не нужна, ни темная комната. Твори себе в удовольствие! Действительно, каждый может сделать сотню-другую фото. Будут там и несущие какой-то смысл и совершенно бесполезные. И только достаточно узкий круг людей, для которых фотография — это призвание и искусство – могут не просто остановить мгновение, но вложить в него душу, заставить думать и говорить.

За годы работы в журналистике я встретил много замечательных людей с фотоаппаратом в руках. Были среди них и профи фоторепортажа из ведущих советских изданий: газет «Правда», «Комсомольская Правда», «Известия», «Неделя». Дружеские отношения связывали меня собственными корреспондентами Фотохроники ТАСС по южным территориям Евгением Недерей и Валерием Матыциным, Борисом Кавашкиным и многими другими.

Идея работы в МЧС России началась для меня в том числе и после знакомства с главным «эмчеэсовским» фотографом Владимиром Смоляковым. Познакомились мы в Приэльбрусье в конце 90-х, где  под руководством Сергея Шойгу проводились масштабные учения спасателей в условиях высокогорья. Меня поразило, как точно Володя определял точку съемки, как тщательно искал ракурс. А еще – просто покорили его открытость и готовность к общению. Мы подружились буквально с первого дня знакомства. Сегодня нашей дружбе уже больше четверти века!

Журналист Сергей Князьков писал о Владимире Смолякове:
«Его можно часто увидеть на самых разных мероприятиях чрезвычайного ведомства. Будь то селекторное совещание под руководством министра или ликвидация резонансного ЧС, пожарно-спасательные учения или праздничный концерт. На лице – неизменная улыбка и легкая небритость, на шее – фотоаппарат. Те, кому повезет оказаться в кадре его объектива, могут быть уверены: мастер сделает свою работу так, что эти снимки станут лучшими в личном архиве».

«Свою первую фотографическую школу Смоляков прошел в столичном фотоклубе «Новатор» по окончании в 1978 году Московского института электронного машиностроения. С 1986 года он начал работать в Центральной газете Министерства обороны СССР  «Красная звезда», журнал «Огонек». Он снимал во многих горячих точках. Работал на Спитакском землетрясении 1988 года.
Затем началось его тесное сотрудничество с журналом «Гражданская защита» МЧС России. Далее были Афганистан, Карабах, Прибалтика, Средняя Азия, Молдавия, Югославия, Чечня, Руанда, Ирак и т.д. Со спасателями облетел практически весь земной шар.
Награжден ведомственной медалью МЧС России и Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций».
Сотрудничал с крупнейшими мировыми агентствами - REUTERS, AP, AFP, EPA.
Особая страница его биографии – командировки из газеты «Красная звезда» в воюющий Афганистан. В 1988 году начался первый этап вывода советских войск. С мая по август Смоляков трижды выезжал в командировки «за речку». Вначале с военным журналистом полковником Геннадием Мирановичем из московской редакции «Красной звезды», потом в паре с постоянным корреспондентом «Красной звезды» по войскам 40-й армии Александром Олийником. Алгоритм работы сложился такой. Из Москвы самолетом до Кабула, а потом бортами военно-транспортной авиации к частям 40-й армии.
- Первый раз я полетел в Афганистан 4 мая 1988 года, спустя неделю после гибели фотожурналиста газеты «Известия» Александра Секретарева, - вспоминает Владимир Смоляков. – Я его хорошо знал: нас принимали в один день в фотоклуб «Новатор». Потом я устроился работать в газету Московского округа ПВО «На боевом посту», а Александр – в «Московский комсомолец». Поднабравшись опыта, я перешел в «Красную звезду», а Сашка – в «Известия». Горько было потерять друга…

Файзабад, Кундуз, Герат, Кандагар, армейские заставы в горах – вот неполный перечень маршрутов военного фотокорреспондента Смолякова в Афганистане. В Файзабаде он работал в 860-м отдельном мотострелковом полку, которым командовал подполковник Владимир Башкиров. Вывод этой части обеспечивали десантники 345-го отдельного парашютно-десантного полка под командованием гвардии подполковника Валерия Востротина.  После Афганистана Башкиров перешел на службу в систему МЧС. В 1998-2004 годах он был начальником Главного управления МЧС России по Приморскому краю. Герой Советского Союза генерал-полковник Валерий Востротин в 1993-2004 году служил заместителем министра МЧС. Дружба, зародившаяся у Смолякова с Башкировым и Востротиным на земле Афганистана, продолжается до сих пор. При встречах военачальники тепло приветствуют боевого побратима, им есть, о чем вспомнить. Кстати, Владимир Смоляков и Валерий Востротин родились в один день 20 ноября, только Смоляков двумя годами позже.

- В Афганистане у нас, журналистов, была задача показать, как войска выводятся в Советский Союз, передают местным свои жилые городки, технику, коммунальные сооружения и оборудование, квартирное имущество, - рассказывает Смоляков. – Советские солдаты и офицеры с нетерпением ждали встречи с Родиной, не думали, что еще предстоит сражаться, как это вышло на заключительном этапе вывода войск.

В 1988 году фотокорреспондент  попал под обстрел в Герате. По его словам, опасности он не почувствовал, потому что в Советском Союзе, организуя на полигонах фотосъемку для центральной военной газеты, добивался от командиров подразделений такого мощного «фейерверка», что на обстрел в Афганистане просто не обратил внимания».

Владимир Смоляков у своих работ на фотовыставке «Афган – наша память!», посвящённой 30-летию окончания боевых действий и вывода советских войск из Афганистана. 2019 г.

А вот несколько фотографий из моего архива. Сегодня лишь с сожалением можно вспоминать международные учения «Barents Resque -2001» в Швеции, где мы с Володей Смоляковым работали в составе большой группы МЧС России и Росатома. Швеция перестала быть нейтральным дружественным нам государством. Тогда же, в сентябре 2001 года, миролюбивые шведы принимали нас в учебном центре шведской армии в северной провинции Норрботтен.

В 2002 году в Кармадоне мы встретились на следующий день после схода ледника Колка в горах Северной Осетии. Тогда у нас еще теплилась надежда найти хоть кого-то живых из съемочной группы Сергея Бодрова…

Последствия схода ледника Колка. Кармадон. 2002 г.

Есть среди летописцев МЧС России еще один очень интересный человек. И тоже Владимир – фотограф Академии государственной противопожарной службы МЧС России, ныне ветеран, Почетный работник Академии Владимир Евгеньевич Сулейкин.

В отличие от меня или Володи Смолякова, Сулейкин был полностью привязан к Академии. О работе фотографа он не мечтал, хотя с детства вместе с отцом увлеченно изучал фотографические премудрости.

Родился Владимир в семье пожарных. Мама во время войны училась в пожарно-техническом училище, папа работал там и одновременно учился, будучи демобилизованным с фронта по ранению.
Жили дружно, помогала общая профессия, да и характеры у обоих доброжелательные, общительные. Евгений Григорьевич, правда, немного вспыльчивый, но отходчивый. Растили сына.
Евгений Григорьевич привил Володе любовь к фотографии, охоте, рыбалке, вместе собирали грибы, вместе строили дом. Все своими руками.
Благодаря отцу, попал Володя на станцию Юных техников и увлекся ракетно-модельным спортом. В 15 лет получил почетную грамоту за участие в соревнованиях.
После школы Владимир Сулейкин поступил на работу в закрытое, как тогда было принято, КБ.  Но очень скоро работу пришлось поменять. И здесь судьба сделала интересный поворот: нашлось место вольнонаемного технического работника на факультете инженеров пожарной техники и безопасности Высшей школы МВД, который тогда возглавлял Анатолий Николаевич Смуров. Он то и предложил Сулейкину заняться кино-фотолабораторией. Это был 1969 год. В 1974 году теперь уже начальник нового учебного заведения – Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР генерал-майор внутренней службы Смуров среди первоочередных кадровых решений подписал и приказ о зачислении на работу Владимира Евгеньевича Сулейкина, теперь уже опытного фотографа, знающего потребности, прежде всего, педагогического процесса.

С той поры все, что связано с жизнью учебного заведения, наглядный и учебный материал стали в буквальном смысле делом рук Владимира Сулейкина. Работы было хоть отбавляй. Нужно было обеспечить слушателей первого курса самого первого набора. А еще – завершалось строительство нового учебного корпуса.

Передо мной часть фотоархива Владимира Евгеньевича, который он передал, уходя на заслуженный отдых.
Вот только несколько примеров:
«18.02.1975 г. Вручение Красного знамени ВИПТШ»
«29.04.1975 г. Первый строевой смотр ВИПТШ».
В марте – апреле 1975 года по мере готовности Владимир Евгеньевич снимал интерьеры новых лабораторий и кабинетов, занятия в них слушателей.
Сегодня, когда Академия ГПС МЧС России готовится к 90-летию со дня основания, архив Владимира Сулейкина стал ценнейшим источников визуальной информации.

ВИПТШ в конце 70-х годов.

Пять десятилетий проработал Владимир Евгеньевич на одном месте. Его архив – бесценная летопись головного в стране и крупнейшего в Европе вуза пожарного профиля.

Вспоминает помощник начальника Академии по связям с общественность (2008-2013) полковник внутренней службы в отставке Елена Борисовна Шеметова:

«Уже при первом знакомстве было понятно, что Сулейкин настоящая легенда Академии. Он всегда был готов ответить на любой вопрос. И это понятно: ведь, начиная с начала 70-х годов, непосредственно занимался созданием и оформлением всего наглядного материала в помощь преподавателям. Он детально знаком с научно-образовательным процессом извнутри. А если добавить к этому цепкую память, не побоюсь сказать, энциклопедические знания, умение, точнее даже талант общения с людьми – получается замечательный специалист, настоящий помощник, который не только отлично знает свое дело, но и с полуслова понимает новую задачу.
А задачи были серьезные – надо было вывести информационную составляющую деятельности Академии на принципиально новый уровень. Материалы АГПС стали постоянно присутствовать на страницах ведомственных изданий МЧС России, «прорвались» в различные министерские издательские проекты: альбомы, буклеты. О нас стала много писать московская и центральная пресса. Журналистам были созданы все условия, и кроме того, благодаря усилиям Владимира Евгеньевича, они получали качественный визуальный контент – отличные фотографии Сулейкина на любую тему нашей деятельности».


Владимир Евгеньевич Сулейкин, председатель совета ветеранов Академии ГПС Вельгелим Михайлович Губин, начальник, президент Академии ГПС МЧС России (2005-2015) генерал-полковник внутренней службы в отставке Иван Михайлович Тетерин с ветеранами академии.

Фотография – точно остановленное мастером мгновение. По таким мгновениям будут судить о нас следующие поколения. А потому  поздравляем всех фотографов с профессиональным праздником. Особенно, коллег и друзей!

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Похожие публикации
Теги