От небольшого коллектива до научно-испытательного центра или испытания, спасающие жизнь

От небольшого коллектива до научно-испытательного центра или испытания, спасающие жизнь

img
Новосибирская испытательная лаборатория появилась в нашей стране одной из первых за Уралом. Более 65 лет сотрудники лаборатории трудятся для научного обеспечения противопожарной защиты города и страны, решая целый спектр задач, от установления причин пожаров до научных исследований и испытаний в области пожарной безопасности.


История становления испытательной пожарной лаборатории начинается 11 января 1957 года с появления в здании пожарной части №2 по улице Сибирская, дом 52 пожарно-испытательной станции (ПИС), со штатом из 8 сотрудников: инженера Щекотович, старших мастеров Гетманенко, Усольцев и Фролов, возглавил станцию Комарков В.А.
Первой практической деятельностью стала работа по теме «Изучение причин пожара печного отопления в Якутской АССР» по заданию УПО МВД РСФСР.

Первый коллектив ПИС, 1957г.

Одновременно, с рядом выполнения поставленных задач технического, консультативного и аналитического характера сотрудники станции уделяли внимание научно-техническим разработкам пожарной техники.

Под руководством В. Комаркова начались научно-исследовательские и испытательные работы по поиску новых методов тушения, эффективных в условиях сурового климата Сибири.

На 60-е гг. приходится очередной всплеск развития нефти-газовой промышленности СССР.  Вновь открытые в Сибири месторождения превосходили, уже имевшиеся на тот период, сырьевые базы, но пребывали в невиданно тяжелых климатических условиях и при полном отсутствии инфраструктуры. Тогда же пожарные столкнулись с понятием нефтегазовый фонтан – выбросом нефти и газа под высоким давлением.

Горящие фонтаны тушили по-разному, привлекались десятки пожарных автомобилей, строились пожарные водоемы. Для тушения требовалось гигантское количество воды, на борьбу со стихией поднимались, как на войну – всем миром. От отечественных инженеров, пожарных-изобретателей руководство страны ждало простого и эффективного технического решения вопроса.

В 1960 году в Новосибирской пожарно-испытательной станции, инженер Щекотович и мастер Шапкин во главе с В. Комарковым, в поиске решений задач по тушению пожаров в сложных климатических условиях Сибири. Инженеры-изобретатели предложили использовать для тушения пожаров турбореактивный двигатель самолета с добавлением воды в поток отработанных газов двигателя. Загоревшись идеей пострелять из «газовой пушки» по огню и ее воплощения, во двор технической пожарной части №8, в здание которой в 1959 году переехала пожарно-испытательная станция, доставили реактивный двигатель ВК-1А и новое шасси ЗИЛ-157. Монтаж двигателя и настройки осуществили на Новосибирском авиазаводе им. В.П. Чкалова.

Пожарная часть №8, микрорайон Академгородок, г. Новосибирск

Так на испытательной пожарной станции начались работы по теме «Полигонные испытания турбореактивной установки для тушения пожаров». Полигонные испытания турбореактивной установки, прошли в 1962-63 гг. и показали, что установка пригодна для тушения пожаров в закрытых помещениях производственного и складского типах, а также в изолированных подвальных помещениях.

Установка турбореактивного двигателя на шасси, 1961 гг.

Турбореактивная установка, испытание в промышленной зоне, 1962г.

Турбореактивная установка, полевые испытания, 1963 гг.

Для окончательных выводов о целесообразности применения, турбореактивную установку, в ноябре 1963 года, поставили в боевой расчет пожарной части №4 Дзержинского района, где ежемесячно проводились пожарно-тактические занятия с практическим применением, в целях дальнейшего сбора и изучения полученных данных, сотрудниками станции.

В то же время, сотрудниками станции была выполнена работа на тему «Исследование пожарной опасности малокалорийного источника тепла», основная идея которой заключалась в том, что непогашенные окурки, провоцируют пожары. Технический уровень проведенных экспериментов и правильность принятой исследовательской методики, позволила экспериментаторам получить сравнимые данные для применения в деятельности органов Госпожнадзора при расследовании причин пожаров.  УПО МООП РСФСР, рассмотрев отчет о проделанной работе, счел проведенную работу полезной и рекомендовал к широкому применению.

В стране 1964 год - пожарная охрана СССР «болеет» воздушно-пенным тушением, эти вопросы массово обсуждаются, а способы совершенствуются. Пожарно-испытательную станцию, на тот момент, возглавлял целеустремленный, увлекающийся и любящий профессию пожарного, В.Г. Болдин. Так в плане работы испытательной станции Новосибирского гарнизона пожарной охраны появляется тема: «Получение многократной пены с инертным заполнителем турбореактивной установки», а в последствии автомобиль газоводяного тушения АГВТ-100 на шасси ЗИЛ-130.

АГВТ-100, Новосибирск

Работа сотрудников станции не осталась не замеченной. Установкой заинтересовалось руководство научно-исследовательского отдела УПО Азербайджанской СССР и Новосибирский АГВТ-100 (130) отправляется на специальный испытательный пожарный полигон в город Баку. В июле-августе 1965 года проводится 85 научных опытов, замеряются десятки параметров – как горящего факела и окружающей среды, так и пожарного оборудования. Новосибирская машина справилась с поставленной задачей в экстремальных условиях - одна, заменив пожарные автомобили с расчетами, десятки лафетных стволов и километры рукавных линий.

Спустя три года, по итогам испытаний турбореактивной установки, получено авторское свидетельство №237772 от 12 декабря 1968 года с длинным названием «Способ тушения пожаров на нефтяных, газовых и газонефтяных скважинах, а также струй горящих газов».

Старшину А. Сачкова и майора В. Болдина удостоили золотых медалей ВДНХ по тушению газонефтяных фонтанов.

А. Сачков, В. Болдин 1968г.

Сотрудники Новосибирской пожарно-испытательной станции продолжая испытательные работы по использованию турбореактивной установки первыми применили АГВТ-100 (130) для тушения самолетов.

Пожарно-тактические учения, испытания АГВТ-100 (130) Аэропорт Толмачево. 1964г.

Также развивали экспериментальные работы и исследования на темы: «Тушение нефтяных фонтанов в Тюменской области турбореактивной установкой производительностью 150м3/сек инертного газа», «Использование турбореактивного двигателя «АИ-20П» в качестве дымососа на пожарах», совместно с Институтом геологии и геофизики, вычислительным центром и Институтом гидродинамики «Исследование пожарной опасности метеотрона и разработка мер пожарной безопасности и способов тушения».

Турбореактивный двигатель в качестве дымососа

Подводя итог первого десятилетия существования испытательной станции, стоит отметить, что благодаря упорной работе сотрудников и ученых Академгородка, был изобретен способ тушения пожара в условия сурового климата Сибири, турбореактивная установка начала практическое использование, а также появилось решение технического сложного вопроса пожарной охраны - тушение горящих фонтанов в нефти-газовой промышленности. На основе первого экспериментального образца пожарно-испытательной станции Новосибирска промышленность освоила серийное производство турбореактивных установок, поставив на вооружение пожарной охраны страны.

АГВТ-200 Новосибирск, 1973г

В 1967 г. совместно со специалистами СОАН СССР, уже имея опыт создания АГВТ, сотрудники испытательной пожарной станции осуществили проект по созданию мощной вездеходной пожарной установки (МВПУ), крайне необходимой для тушения пожаров на нефтепромыслах Сибири. Работы по созданию установки и испытания курировал инженер пожарно-испытательной станции В.А. Малетин. Проект завершился успешным испытанием МВПУ в октябре 1969 года.

МВПУ. Подача воздушно-механической пены

Опытный завод Сибирского отделения Академии наук СССР изготовил образцы вездеходных пожарных установок, которые вызвали интерес у работников гражданской авиации.

В ходе тактических учений по тушению условного пожара Новосибирский самолет Ли-2, окутанный сугробами белоснежной пены, стал одним из первых самолетов потушенного при помощи вездеходной установки МВПУ с применением воздушно-механической пеной средней и высокой кратности.

Один из первых опытов по тушению пожара, Аэродром Толмачево, 1968г.

Результаты, полученные пожарно-испытательной станцией в ходе тактических учений тушения самолета, вошли в практику аэродромного тушения.

МВПУ на улицах Новосибирска, 1970-е гг.

В последствии, опыт создания и эксплуатации такой установки позволит создать один из лучших советских пожарных автомобилей тяжелого типа АА-60.

В марте 1969 года пожарно-испытательная станция переименовывается в пожарно-техническую станцию (ПТС). Развитие станции продолжил В.В. Черенков. Появились лаборатории по исследованию химических, теплофизических, электротехнических исследований и кино-фотолаборатория.

В 1972 г. на станции возобновляются работы по созданию пожарной техники высокой эффективности.

Пожарно-техническая станция осуществляет, на тот период амбициозный, проект совместный с Институтом геологии и геофизики и Опытным заводом СОАН, и в Новосибирске появляется пожарный автомобиль многоцелевого назначения АТП-543. Проект включал три этапа работ: создание автомобиля-тягача, изготовление к нему прицепа с оборудование и создание прицепа, оснащенного аппаратурой скоростного растворения полимера (СРП). На испытаниях при тушении резервуара объемом 200м3 АТП-543 потушил пожар за 90 секунд.

АТП-543 на улицах Новосибирска, 1970-е гг.
1) Выносной дистанционный пульт управления АТП-543. 2) АТП-543, гостиница Объ, г. Новосибирск

Полигонные испытания привлекли внимание широкой общественности. Фотографии тягача публиковались в журнале "Пожарное дело", альбоме "Советская пожарная охрана", Московская газета «Правда» описала Новосибирский тягач в заметке: «... создан новый пожарный автомобиль-тягач (АТП-543). Он заменяет 10 обычных машин. Его цистерна и прицеп вмещают 26 тонн воды и 2 тонны пенообразователя. Экипаж машины – 4 человека. Мачта подачи воды с широким кругом вращения поднимается на 20 метров. Впервые на пожарном автомобиле применено автоматическое управление. На случай опасности предусмотрено дистанционное управление на расстоянии 50 метров. Телевизионная камера обеспечивает наблюдение за зоной пожара. Новый автомобиль предназначен для тушения крупных нефтяных пожаров».

В апреле 1980 года станция преобразовывается в Испытательную пожарную лабораторию (ИПЛ), создаются секторы по изучению пожаров - оперативная группа по выезду на пожары, обработке и накоплению материалов по исследованным пожарам и сектор по исследованиям, испытаниям, по выполнению кино-фоторабот.

И в 1981 году руководитель лаборатории Б. Миронов совместно с инженером В. Малетиным разрабатывают экспериментальный образец пиротехнического огнетушителя, способного за считанные доли секунды подать до 360 кг порошка. Серия опытов на полигоне подтвердила высокую эффективность такого способа тушения, на что получено авторское свидетельство №878318 от 07.07.1981г.

В 1983 году в результате работ Б.А. Миронова совместно с институтом гидродинамики Сибирского отделения Академии наук СССР, разрабатывается и доводится до практического внедрения способ тушения газонефтяных фонтанов с помощью вихревого кольца, заполненного огнетушащим порошком. Разработанная методика по применению такого способа тушения получает одобрение Главного Управления пожарной охраны МВД СССР и рекомендуется к применению. На способ тушения авторами получено авторское свидетельство №895174.

Здесь стоит отметить, что работы по данному методу тушения были начаты авторами еще в 1978 г., а первые натурные испытания провели в сентябре 1979 г. на пожарном полигоне в г. Нижневартовск, показав эффективность и экономичность метода.

В 1984 году лабораторию возглавил В. Малетин, автор и куратор нескольких удачно реализованных проектов. Под его руководством лаборатория выполняет работы совместно с Тюменской ИПЛ, специалистами Главтюменьгазпрома, и ВНИИПО по теме: «Исследование пожарной опасности, определение эффективности порошковых и пенных средств при тушении пожаров нефти и газового конденсата».

С 1994 года, основной задачей ИПЛ становится развитие с целью более качественного определения технических причин пожаров, определения показателей пожарной опасности веществ и материалов, руководил лабораторией А.Г. Юрченко. ИПЛ комплектуется высококвалифицированными специалистами, приобретается и изготавливается испытательное оборудование. В разы увеличилось количество выездов сотрудников на пожары и количество испытаний продукции, с 15 выездов до 300 в год.

Лаборатория получает аккредитацию Госстандарта России, а благодаря всесторонней поддержке начальника УГПС полковника В.М. Кочеткова укрепляется материальная база, проводится компьютеризация. Новосибирская испытательная пожарная лаборатория становится третьей в России.

Продолжается научно-изобретательская работа сотрудников лаборатории. В 2002-2004 гг. проводятся работы совместно с ЗАО «Мегатерм» по разработке пневматического импульсного огнетушителя и разрабатывает два варианта импульсного огнетушителя. Первый разрешает выбрасывать жидкий огнетушащий агент на расстояние 25 метров, второй – выбрасывает распыленный огнетушащий порошок на расстояние 25 метров, либо капсулу с огнетушащим веществом на расстояние до 400 метров. Огнетушитель «Скорпио» имеет 50-литровую емкость с жидким огнетушащим агентом, запаса которого хватает на 20 «выстрелов» по 2,5 литра с частотой до 10 в минуту.

Импульсный огнетушитель

В настоящий момент времени «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Новосибирской области – аккредитованная организация, включающая полный комплекс работ инструментальных исследований и испытаний по разным направлениям в области пожарной безопасности.

Экспертиза на месте пожара

С 2021 года лабораторию возглавил, майор внутренней службы Дратованый Сергей Михайлович. В команде Новосибирской испытательной пожарной лаборатории 21 эксперт, занимающийся как испытаниями, так и научно-практическими и изобретательскими проектами на благо жителей города.

Экспертиза в лаборатории

Для обеспечения профессиональной компетентности работников лаборатории регулярно проводится повышение квалификации сотрудников в ФГБУ ВНИИПО МЧС России, ИЦЭП ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России» и ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Омской области.

Стоит отметить, на вооружении ИПЛ, помимо необходимого стационарного и полевого испытательного оборудования, передвижных лабораторий, имеет в наличии уникальное сертифицированное оборудование, которое позволяет определять токсичность продуктов горения с помощью исследований воздействия дыма на лабораторных мышей. Подобное оборудование имеется лишь в двух испытательных пожарных лабораториях Сибири, г. Новосибирск один из них.

За эти 65 лет испытательная пожарная лаборатория прошла не простой путь развития, из маленького коллектива став научным и испытательным центром Новосибирского гарнизона пожарной охраны.

Соавтор статьи Наталья Зеленкова,
ведущий специалист, ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ»

Поделиться:
img
ИПЛ Новосибирской области
Теги