Первопроходцы. Борис Тилов

Первопроходцы. Борис Тилов

img
25 ноября 2022 года рано утром ушел от нас Борис Османович Тилов. Заслуженный спасатель Российской Федерации, ветеран поисково-спасательной службы страны, организатор и бессменный руководитель Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России на протяжении почти четверти века. В канун Дня спасателя хочется вспомнить этого замечательного человека, рассказать о нем.

Мы были друзьями со времен еще профсоюзного массового отдыха в горах. Боря Тилов, спортсмен-горнолыжник, выпускник Киевского института физкультуры, аспирант Московского государственного университета, возглавил контрольно-спасательную службу Эльбрусского совета по туризму и экскурсиям, а затем и Эльбрусский поисково-спасательный отряд МЧС России. Его всегда переполняла энергия, он готов был к действиям в любой обстановке. Срабатывали сразу несколько очень важных для человека факторов. Во-первых, он был настоящим ГОРЦЕМ, слова о чести, братстве, дружбе были для него не просто словами – главными ориентирами в жизни. Он унаследовал это от знаменитого деда – Юсупа Тилова, того самого, что был в числе первых сертифицированных проводников на Эльбрусе.

Вторым замечательным свойством характера Бориса Османовича было умение ко всему относиться с оптимизмом и чувством юмора. Он умел верить и надеяться. А еще – доверять и проверять. Именно это помогало ему в самых сложных, порой, условиях работать с людьми.
Третьим удивительным качеством Тилова, без сомнения, была способность расположить к себе человека. Он умел искренне дружить, с ним всегда было легко и комфортно. А друзей у Бориса Османовича было очень много: от спортсменов альпинистов и спасателей до самого министра.

Он успел в этой жизни сделать очень много. Создал один из лучших поисково-спасательных отрядов в стране. Вырастил двух красавиц-дочек и сына. Был заботливым мужем и отцом.
На днях мне позвонили из Терскола дорогие друзья, ветераны спасательной службы России Игорь Александрович Ноздрин, Алексей Михайлович Носков, Александр Павлович Ципковский и Константин Аркадьевич Казаринов. Рассказали, что побывали у Бориса Османовича на могиле, встретились с семьей…

Для меня этот звонок стал своеобразным заданием – продолжить серию публикаций под названием «ПЕРВОПРОХОДЦЫ».

В архиве легко открывается самый существенный материал о Борисе Тилове. Мы готовили его вместе с Кантемиром Давыдовым, моим старшим сыном, сменившим меня на посту руководителя пресс-службы Кабардино-Балкарского главка МЧС России, а позднее руководителя пресс-службы Северо-Кавказского регионального центра МЧС России.
Материал вышел вышел в свет в «Вестнике МЧС России» № 5 (15) май-июнь 2009 года.

Четверть века спасения

6 июня 1984 года в контрольно-спасательную службу Эльбрусского совета по туризму и экскурсиям пришел новый руководитель – Борис Тилов. Место это не считалось перспективным, а посему заниматься этим «гиблым», как тогда многим казалось, делом никто не горел желанием. Но в родные края вернулся молодой, грамотный специалист, спортсмен. Его надо было устроить. Вот и доверили Борису контрольно-спасательную службу, насчитывающую аж три человека личного состава!

Сегодня Эльбрусский ПСО – один из крупных и наиболее подготовленных поисково-спасательных подразделений МЧС России. Многие поисково-спасательные операции, которые эльбрусские спасатели проводят в условиях высокогорья, относятся к числу уникальных.

Наша справка
Борис Османович Тилов родился в балкарской семье 10 марта 1947 года в селе Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области Казахской ССР.
В 1958 году семья Тиловых вернулась в посёлок Терскол (КБ АССР). В 1966 году Борис окончил 11 классов Терскольской средней вечерней школы. Одновременно занимался в Эльбрусской спортивной школе молодежи. Альпинизм и горный туризм прочно вошли в его жизнь. В 1967-м  окончил школу инструкторов МО СССР, работал инструктором горного и горнолыжного туризма. В 1968 выполнил норматив «Мастер спорта СССР» по горным лыжам. В этом же году поступил в Киевский государственный институт физической культуры и спорта, который успешно окончил в 1972-м. На время учебы пришлись и высшие спортивные достижения Тилова. Он стал обладателем Кубка Украины по горнолыжному спорту.
В 1972-1975 гг. работал старшим тренером по горным лыжам в Приэльбрусской горнолыжной спортивной школе молодежи. Затем молодого специалиста назначили директором пансионата «Динамо». И снова годы учебы – в 1978-1982 гг. в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова был стажером-преподавателем на биологическом факультете и окончил полный курс аспирантуры по специальности биофизика.
Но потомка знаменитого альпиниста и проводника Юсупа Тилова тянуло домой, в горы. Вероятно, на генетическом уровне унаследовал Борис способности своего деда, который еще на заре отечественного альпинизма, был одним из первых сертифицированных проводников и водил группы восходителей на Эльбрус. Кстати, диплом Русского горного общества он получил накануне Первой мировой войны. Свою работу Юсуп Тилов продолжил в 20-е годы, а в 30-е это он был уже почтенным аксакалом, окруженным ореолом славы.
Создание в Приэльбрусье в январе 1976 года Контрольно-спасательной службы происходило на глазах Бориса Тилова. Хорошо знал он и первого начальника - мастера спорта СССР по альпинизму Али Керимова. В последующие годы КСС руководили мастер спорта СССР по альпинизму Баттал Курданов и Хусейн Гулиев.

Однако вернемся к статье в журнале «Вестник МЧС России» за май-июнь 2009 года:

Первые шаги

Район Приэльбрусья был к тому времени (середина 80-х годов прошлого века – ред.) своеобразной меккой советского альпинизма и горного туризма. Профсоюзы активно поддерживали развитие массового отдыха в горах. А поэтому людей с каждым годом на горных маршрутах становилось все больше и больше. Неизбежно росло и число различных чрезвычайных ситуаций. Поработав несколько месяцев, Тилов понял, что без развития службы никак не обойтись. И дело не только в крайне ограниченном штате. Выручало одно – большое количество хорошо подготовленных альпинистских и туристических групп на различных маршрутах. В необходимый момент участники этих групп становились спасателями-общественниками. Но такое положение дел не устраивало молодого руководителя, он понимал, что нужна четко отлаженная профессиональная система спасения. И уже в тех условиях Борис активно занялся реорганизацией службы. Создание Российского корпуса спасателей, а затем и чрезвычайного ведомства страны стали переломным этапом в развитии бывшей профсоюзной КСС.

«То, что мы приобрели после перехода в МЧС, сравнить со старым никак нельзя. Ведь раньше даже профессии спасателя не существовало! Люди работали, а профессии не было! Гарантий никаких. Лишь с 1992 года, уже в системе МЧС России, начались позитивные изменения. Был принят федеральный закон об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей. Пусть и не совершенный, но он есть. И люди уже по-иному относятся к работе. У них появилось чувство востребованности, защищенности, уверенности в завтрашнем дне. Сегодня отряд насчитывает более 80 человек. Наши ребята прекрасно экипированы, есть необходимое для работы оборудование и спасательный инструмент. Конечно, до идеала далеко, но мы справимся», — рассказывает Борис Османович.

Спасатели Эльбрусского высокогорного ПСО МС России
 

Главное – надежность

Кадры — самое ценное в отряде. Когда настоящие профессионалы, люди, для которых спасение человека не просто работа, но смысл жизни, действуют слаженно и оперативно, можно исправить практически любую ситуацию. И действительно, за прошедшие годы подразделением выполнены тысячи спасательных работ, как правило, в условиях высокогорья, на маршрутах повышенной категории сложности. Костяк отряда составляют спасатели международного и первого класса, а людей без классности всего двое-трое... Текучки практически нет. Работать приходят молодые, физически и морально крепкие ребята. Да, бывает, что некоторые не выдерживают нагрузки, но таких немного. Руководство старается подбирать людей, принимающих свою работу близко к сердцу. Претендентов много, но большая часть видит лишь внешнюю сторону: красивую и добротную экипировку, веселых, хороших людей. А то, что творится в душе спасателя, и то, что работа сложная, понимают потом.

«Без проблем не бывает. Ведь специфика профессии такова, что подготовить спасателя за короткий срок невозможно, особенно если идет речь о работе в горах. К примеру, стаж спасателя первого класса должен составлять как минимум лет десять. Ходить в горы — одно, а вот быть спасателем — совершенно другое. Сегодняшний спасатель — своего рода универсальный солдат. Он должен быть и медиком, и водолазом, и водителем... В общем, профессионально владеть целым рядом смежных профессий. Ведь спасать приходится не только в горах. Например, на воде наша служба ежегодно проводит десятки поисково-спасательных работ. Но, конечно, горы — это самое сложное. Ведь в нашем районе наиболее трудные альпинистские и туристические маршруты. Все пятитысячники Кавказа, за исключением Казбека, у нас... Пройти маршруты пятой, шестой категории сложности... То есть ты идешь там, где ходят хорошо подготовленные спортсмены, причем выбирая самый оптимальный путь для движения, чтобы быстрее дойти, быстрее помочь. Ты применяешь самые разные технологии. Кстати, спасательные технологии с использованием вертолетов на высотах свыше 5000 метров первыми разрабатывали и применяли мы. Так что человек в нашем отряде должен быть профессионалом высокого класса. Представьте, люди проходят маршрут за месяц-полтора, а ты должен дойти до них и оказать помощь за два-три дня. Спасатель должен быть так готов, чтобы не пришлось спасать его самого», — делится Тилов.

Победители первого чемпионата спасателей МЧС России – команда Эльбрусской поисково-спасательной службы. 1994 г.

Новые подходы

Во времена СССР работать спасателям было несколько проще. Это обуславливалось очень высоким уровнем организации системы туризма, подготовки и дисциплины спортсменов. Массово существовали туристические и альпинистские клубы и секции, работали маршрутно-квалификационные комиссии. Кроме того, у спасателей была еще и контрольная функция. Если спасатель видел, что уровень подготовки участников тургруппы не позволяет проходить сложный маршрут, группа просто снималась с маршрута, если же кто-то нарушал запрет, то получал запись в учетной книжке, а значит, такой неисполнительный альпинист или турист мог не пройти квалификационную комиссию.

Сегодня, к сожалению, таких функций у МЧС России не осталось. Вот и приходится спасателям бегать по горам в поисках очередных охотников за приключениями. А таких немало. Особенно отличаются легкомысленным поведением некоторые представители турклубов Москвы и Санкт-Петербурга. Много хлопот доставляют гости из Украины, Чехии и Польши. Нередко приходится сталкиваться с высокомерным поведением некоторых горе-восходителей.

«А что вы можете сделать, если с нами что-нибудь случится? Мы где только не были, у нас высочайший класс, а вы кто такие?» – такие вопросы звучали неоднократно из уст различных «профессионалов высокого класса». Правда, для многих из них все заканчивалось
спасработами и, нередко, трагедиями. Лишь единицы приходят регистрироваться в Эльбрусский ПСО. Как правило, для таких дисциплинированных групп все заканчивается благополучно. Люди знают, что находятся под контролем спасательной службы, соблюдают правила горовосхождений, личной безопасности, а именно это и является залогом успешных восхождений. Одним из ведущих направлений в работе Эльбрусского ПСО стала профилактика.

Авторское отступление 1
Этому стильному зданию на вьезде в один из старейших альпинистских лагерей Приэльбрусья «Шхельда» без малого полвека. Многие годы здесь располагался контрольно-спасательный пост «Шхельда», а потом и одноименное поисково-спасательное подразделение Эльбрусского ПСО МЧС России.

«Хозяиновал» здесь Анатолий Махинов, главный спасатель ущелья Адыл-Су. Часто встречались мы и с Борисом Тиловым.
Была середина восьмидесятых годов. Приэльбрусье было еще переполненно многочисленными любителями альпинизма и горного туризма. Многолюдно было и здесь. Прежде всего потому, что в районе альплагеря «ШХЕЛЬДА» находится один из мощнейших узлов оледенения на Центральном Кавказе, где расположены великолепные вершины: Джантуган, Уллу-Кара, Вольная Испания, Бжедух, пик Щуровского, Чатын, Ушба и Шхельда. Именно здесь неоднократно проходили чемпионаты страны по альпинизму, есть богатый выбор скальных и комбинированных маршрутов, как для мастеров, так и для альпинистов начальной подготовки. Естественно, были и чрезвычайные ситуации, требовавшие незамедлительного выхода спасателей. И КСП «Шхельда» обычно первым реагировал на сигналы бедствия. Традиция эта была продолжена и в системе МЧС России.

Возвращаемся к тексту журнала «Вестник МЧС России»:

Помогает электроника

Серьезным подспорьем в работе спасателей является связь. Сегодня Эльбрусский ПСО обладает практически всеми видами связи, включая спутниковую. Высокий уровень развития сотовой связи в регионе неоднократно помогал проводить успешные спасательные операции. Даже не зная телефона спасслужбы, туристы, благодаря сотовым телефонам, выходят на своих знакомых с сообщениями о бедствии, а те, в свою очередь, связываются со спасателями. Таких случаев уже несколько сотен. Особенно примечательны истории
с иностранцами. Так, несколько лет назад пропала группа поляков. Сообщили они о происшествии в свое посольство, представители которого сразу же вышли на МЧС России, а затем и на Эльбрусский ПСО. В итоге 12 польских туристов живыми и здоровыми вернулись домой.

Аналогичная история произошла с эстонским артистом Андресом Кару, который совершал ряд восхождений в регионе, но, к сожалению, не удосужился зарегистрироваться у спасателей. Он пытался самостоятельно покорить вершину Чегета, но попал под камнепад. Травмы, полученные артистом-горевосходителем, не позволили ему спуститься вниз. Андресу по сотовому телефону удалось дозвониться до родственников в Эстонию, те обратились в посольство в Москве, оттуда связались с руководителем местного эстонского национально-культурного центра Марет Романи, она сообщила в министерство культуры и информационных коммуникаций КБР, которое дозвонилось до спасателей в Приэльбрусье. Цепочка получилась длинной, но недолгой – спасатели вскоре смогли выручить попавшего в беду эстонца.

У истории с Андресом Кару есть приятное продолжение. Эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес наградил начальника Эльбрусского поисково-спасательного отряда Бориса Тилова орденом Эстонского Красного Креста пятой степени.

«Без вашей помощи происшествие с нашим гражданином могло плохо закончиться», – говорилось в обращении руководителя страны. «Нам приходится выручать многих иностранных туристов и альпинистов, – говорит Борис Тилов, – но это первая благодарность подобного ранга в моей практике».

Вперед и вверх

За год служба проводит несколько сотен операций — постоянная работа с пострадавшими, погибшими, их родственниками. Все это накладывает отпечаток на психику спасателей. Работа связана с постоянным риском для жизни, а риск должен быть осмысленным. Поэтому важно, чтобы спасатели чувствовали себя социально защищенными.
Сегодня МЧС России ведет именно такую политику. Не случайно Сергей Шойгу не раз повторял основополагающую мысль: только живой спасатель может оказать помощь пострадавшему, спасти его.

Борис Тилов и один из опытнейших спасателей-альпинистов Абдул-Халим Эльмезов у хижины спасателей в районе Приюта одиннадцати. 2002 г.

Авторское отступление 2
Отличительная особенность развития МЧС России в первые годы – неформальные отношения, которые складывались между руководством ведомства и руководителями спасательных подразделений, рядовыми спасателями. Удивительным примером таких взаимоотношений было общение Бориса Османовича Тилова и Сергея Кужугетовича Шойгу.
Летом 1999 года на центральной площади столицы Кабардино-Балкарии была развернуты выставка средств спасения и экипировки спасателей. Открыли выставку президент Кабардино-Балкарской республики Валерий Мухамедович Коков и глава МЧС России Сергей Кужугетович Шойгу. Потом начался осмотр. Шойгу увлеченно рассказывал Кокову о новых образцах ГАСИ – гидравлического аварийно-спасательного инструмента, показывал отечественные аварийно-спасательные автомашины разного класса. Вдруг министр замолчал. Вопросительный взгляд его остановился на столе, рядом с которым стол Боря Тилов. На столе был аккуратно выложен старый комбинезон, один из тех, что эльбрусские спасатели получили шесть или семь лет назад.
– Боря, что это? – спросил Шойгу.
– Лучшая в мире форма самого высокогорного спасотряда! – Не моргнув глазом отрапортовал Тилов.
– Где тут наши снабженцы? Посмотри внимательно и реши все вопросы, – сказал Шойгу щупленькому моложавому генералу.
Уже через неделю спасатели Эльбрусского поисково-спасательного отряда МЧС России щеголяли в новеньких комбинезонах, примеряли горные ботинки.
Шесть лет спустя, записывая большое интервью с министром, я напомнил ему эту историю в Нальчике. Сергей Кужугетович рассмеялся: Тилов нашел эффективный способ «пробить» волокиту чиновников!

Буквально с первых дней существования поисково-спасательной службы чрезвычайного ведомства России Эльбрусский отряд стал своеобразным центром, объединившим всех спасателей страны. Уже гораздо позже появился Центр подготовки спасателей в Красной Поляне, еще позже – на Байкале. Практику ведения работ в условиях высокогорья большинство российских спасателей нарабатывали именно в Приэльбрусье. И, естественно, все от министерских начальников до рядовых спасателей лично знали Бориса Османовича Тилова. Его не просто уважали, в нем видели друга и надежного товарища.

Круг общения Тилова трудно даже представить. Я встречался у него с командирами атомных подводных крейсеров, с космонавтами, с великими учеными, артистами, художниками. Кто только не знал Тилова! И буквально все гордились дружбой с ним.

Борис Османович старался для всех найти время. Как он умудрялся это делать в условиях постоянного напряжения, режима готовности немедленно выйти на поисково-спасательные работы так, наверное, и останется его секретом.

В братстве спасателей Борис Тилов всегда был человеком желанным

Наша последняя, как оказалось, встреча состоялась в Сочи. Отмечали юбилей Игоря Александровича Ноздрина, человека-легенды спасслужбы Южного региона. От спасателя-общественника, начальника профсоюзного КСП в Красной Поляне он прошел путь до руководителя самого мощного в стране Южного регионального поисково-спасательного отряда, стал вице-президентом Российского Союза спасателей.

В гости к Игорю Борис Османович приехал с дочерьми. Я уговорил их прогуляться по олимпийским местам.

«Занимаюсь любимым делом, – говорил Борис Тилов. – Я не проработал бы здесь 30 лет, если не получал бы удовлетворения. Но спасательное дело – очень сложное. Привыкнуть к такой работе практически невозможно. Очень часто приходится сталкиваться с
трагедиями, видеть смерть, общаться с родственниками погибших. Это очень тяжело, с этим невозможно мириться. Бывают такие моменты, когда думаешь: «За что мне это все?». Но такое состояние быстро проходит. Ведь всегда переживаю за людей, которые попали в
беду, переживаю за своих ребят, которых отправил на спасработы. Ведь я в ответе за них, за их жизни. Что делать, мы рискуем ради других, а потому имеем право на риск».

Время неумолимо. Бориса Османовича уже нет с нами, но память о нем навсегда останется и в новом, построенном им  комплексе Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России, и в уютных хижинах спасателей на пятикилометровой высоте, и самое главное – в наших сердцах!

Память о тебе, дорогой друг, навсегда сохранится в наших сердцах!

 

Поделиться: