Первопроходцы. Виктор Нархов

Первопроходцы. Виктор Нархов

img
14 декабря – день памяти Виктора Милетьевича Нархова, человека, который принял самое непосредственное участие в создании поисково-спасательной службы современной России, создателя и первого руководителя Северо-Кавказской поисково-спасательной службы МЧС России. Слишком мало времени отвела ему судьба для участия в совершенно необходимом тогда для страны деле – строительстве государственной системы спасения. Тяжелая болезнь на 53 году жизни поставила точку в его биографии. А вот память о нем жива в сердцах старшего поколения спасателей, именем Нархова назван Краснодарский поисково-спасательный отряд МЧС России.


На календаре был октябрь 2014 года. Звонок заместителя Председателя Высшего Совета РОССОЮЗСПАСа, координатора по Южному федеральному округу Игоря Ноздрина застал меня в Сочи. Узнав, что я на машине, Игорь Александрович обрадовался:

- Значит, возвращаться в Москву будешь через Краснодар, и мне бы очень хотелось, чтобы заехал ты к нашим общим друзьям в Краснодарский ПСО. Борис  Николаевич Вартанян тебя там встретит, все расскажет, покажет. Может быть, подготовишь материал о Нархове.

Об инициативе увековечить память Виктора Милетьевича Нархова созданием мемориала, с которой в начале года выступили спасатели Краснодарского и Адыгейского ПСО МЧС России, и о том, что ее  поддержал РОССОЮСПАС, я слышал. Слышал и о том, что собраны средства, идет строительство.

И вот уже начальник отряда Борис Вартанян показывает мне хозяйство одного из старейших ПСО России. Территория  Краснодарского поисково-спасательного отряда им. Нархова – филиала федерального государственного казенного учреждения «Южный региональный ПСО МЧС России» разместилась на окраине поселка Шапсуг в Тахтамукайском районе Республики Адыгея.

- Когда-то здесь на берегу реки Кубань была туристическая база Краснодарского краевого Совета по туризму и экскурсиям, которая обслуживала бесконечный поток отдыхающих по профсоюзным путевкам, - рассказывает Борис Николаевич. – Четверть века назад, когда только что созданный спасотряд буквально задыхался в двух комнатушках в Краснодаре – это была целая находка!

Уголок базы Краснодарского ПСО имени В.М. Нархова

И в самом деле: несколько гектаров земли, вполне еще пригодные строения, неограниченные возможности для развития – все это, наверное, сыграло свою роль, когда возникла необходимость разместить поисково-спасательный отряд. Виктор Милетьевич Нархов увидел здесь реальную перспективу развития и буквально вцепился в этот участок земли с двух сторон окруженный водой – реки Кубань и местного водохранилища.

- Подробно обо всем этом расскажет  наш ветеран Анатолий Иванович Резун, он сейчас должен подъехать, - сказал Вартанян, посмотрев на часы.

Через несколько минут мы с Анатолием Ивановичем уже сидели на террасе уютного домика и рассматривали  старые фотографии.

- Сегодня мало кто может вспомнить трагедию, которая произошла в наших краях в 1975 году, - начал свой рассказ Анатолий Резун. – В сентябре месяце снежный буран накрыл на знаменитом 30-м всесоюзном маршруте большую группу туристов. Погибло больше 20 человек. На самом, в общем-то, простом маршруте! А все потому, что растерялись…

Естественно, было заведено уголовное дело, несколько руководителей были наказаны. После этой вот «чистки» волей судьбы я в 1976 году  оказался начальником контрольно-спасательной службы при краевом совете по туризму и экскурсиям.

В то время Анатолию Резуну, который,  кстати, никогда не был туристом, пришлось самому пройти все маршруты, проверить их с точки зрения безопасности. Тогда же был поставлен  вопрос о радиофикации всех турбаз.

В результате на маршрутах навели порядок, поставили маркировки, на турбазах и приютах появились коротковолновые радиостанции. При краевом совете по туризму и экскурсиям был организован филиал высшей школы профсоюзов, где все директора,  руководители турбаз и лагерей, которые имели непосредственное отношение к туризму, альпинизму прошли специальную подготовку.

Тогда Анатолий Иванович и познакомился с Виктором Милетьевичем Нарховым.

- Он к нам пришел из крайсовпрофа на должность заместителя председателя Совета по туризму и экскурсиям. Поручили ему все туристические хозяйства и спасательную службу. Спасательного дела он не знал, но человек был пытливый, умный, интересного склада характера. Отношения у нас сложились очень хорошие, но поработать вместе пришлось недолго…

Уговорили Резуна отправиться на Север, на заработки. Прошло несколько лет,  Анатолий Иванович досконально изучил условия выживания на золотых приисках под Магаданом, и однажды в отпуске встретил Нархова. Разговор был не долгий, и сразу последовало предложение:  проехать по всем контрольно-спасательным подразделениям и представить объективный анализ ситуации так сказать «свежим взглядом». Это был конец 80-х…

Картина, которую увидел Анатолий Иванович, его не обрадовала. Жизнь в КСС как будто остановилась. Конечно, это был уже не тот уровень, что в 1976-м, но ведь больше 10 лет прошло! Получив исчерпывающую характеристику состоянию КСС края, Нархов предложил Резуну: давай, возвращайся, будем работать. И совсем скоро Анатолий Иванович воспользовался этим приглашением. Начались смутные 90-е годы прошлого столетия.

- Знаете, это был человек дальновидный, мыслящий по-государственному. Он понимал, что кто-то должен спасти остатки профессиональных спасателей. Особенно теперь, когда мы узнали что такое Чернобыль, Спитак и многое другое.

Еще не было проекта Российского корпуса спасателей, когда Нархов  на базе  остатков краевой спасслужбы  создал оперативно-спасательный центр. Практически взял отряд без денег, без штатов, без перспектив… Нархов собрал своих, а потом поехал в Москву. Имя Виктора Милетьевича появилось в руководящих органах сначала ассоциации спасателей СССР, потом - Российского корпуса спасателей. С той поры он вплотную занимался созданием поисково-спасательной службы России.

Виктор Милетьевич Нархов

«Пробить» в Москве нужные документы, решения, заручиться поддержкой тех или иных лиц – как правило, на самом верху государственного управления – было делом далеко не простым. У активистов РКС в Белом Доме было даже две или три комнаты  на третьем этаже в левом крыле! Практически родными стали для инициативной группы приемные председателя Совета Министров России Ивана Степановича Силаева и его  заместителя Игоря Трифоновича Гаврилова.  Последний непосредственно курировал вопросы РКС. Много приходилось общаться, обсуждать разные моменты, советоваться.

Председатель Совета Министров России Иван Степанович Силаев (1990—1991 гг.)

Даже когда появился госкомитет и его возглавил Сергей Шойгу, Нархову пришлось снова доказывать, убеждать, проявлять инициативу и свой талант общаться с людьми. В то время одним из ближайших друзей и помощников был у Нархова Алексей Михайлович Носков, ныне заслуженный спасатель России, начальник Адыгейского ПСО.

- Когда Виктор Милетьевич пришел к Сергею Кужугетовичу с идеей, чтобы в состав государственного комитета по делам ГО и ЧС вошли профсоюзные спасатели – вспоминает Носков, - Шойгу его поддержал, но сразу же дал и поручение: принесешь документ из ВЦСПС, что они готовы вас со всеми потрохами передать – вопрос будет решен!

И Нархову ценой огромных затрат сил, времени и нервов удалось этот вопрос решить. Это было в момент, когда в стране шел передел земли, строений, техники…Носков, да, наверное, и другие, слабо верили в очередную затею Милетьевича, а он вновь оказался на высоте:
- Никогда не забуду, как Нархов  позвонил и радостно так буквально прокричал: получил я письмо! Передают нас Шойгу, - вспоминает Носков.

28 июля 1992 года Постановлением №528  Правительства России все контрольно-спасательные структуры профсоюзов были переданы в ГКЧС, и список их начинался с Адыгейской! В стране, наконец, появилась поисково-спасательная служба, и в этом есть прямая заслуга Нархова. Сам Виктор Милетьевич возглавил первую в России региональную ПСС – Северо-Кавказскую.

Ю.Л. Воробьев, Б.О. Тилов, С.К. Шойгу, И.М. Тетерин и В.М. Нархов и др.

Рассказал мне Носков и о той роли, которую сыграл Нархов в его собственной судьбе.
- Познакомились мы в  конце 70-х годов. В то время Адыгейская  автономная область входила в состав Краснодарского края, и, естественно, наш совет  по туризму и экскурсиям подчинялся краевому. Нархов был заместителем председателя и курировал работу туристских контрольно–спасательных служб. Мы достаточно тесно контактировали до самого момента его смерти.

Хочу сказать, что человек он был глубоко порядочный, высоко эрудированный, интеллигентный.  Спокойствие, умение общаться с людьми без напряжения во много ему помогало, в том числе и в решении задач функционирования спасательной службы. Ведь дело-то наше  даже в те времена, сами понимаете, далеко не спокойное было. Взять только Адыгею, ежедневно полторы тысячи человек плановых туристов находилось в горах! При таком количестве число самых разных несчастных случаев тоже большое. Всяких случаев: и легких, и средних, и тяжелых.

В.М. Нархов (слева) и А.М. Носков (в центре)

Я занимался альпинизмом и пришел на работу в спасслужбу скорее по призванию, зная, что это такое, куда я иду. Было это 1 июня 1981 года. За плечами простая биография: пять лет школьного учительства (физика) после Адыгейского государственного пединститута в хуторочке Армянский. И вся молодость – туризм, альпинизм. Из общественного спасателя стал профессиональным.

Алексей Михайлович Носков, заслуженный спасатель России, начальник Адыгейского ПСО

В системе КСС дорос до начальника спасательного отряда МАЛ (международного альпинистского лагеря) – был такой постоянно действующий лагерь в советские времена. А что касается подготовки – многократная школа инструкторов, многочисленные сборы, и конечно же, участие в восхождениях, повышение спортивной квалификации. Основная работа – в контрольно-спасательной службе в Адыгее.

Однажды пришла на меня кляуза. Думаю, многие руководители через это проходили. Документ попал к Нархову. Вызвали меня в Совет по туризму и экскурсиям, Нархов  достал из стола бумагу – читай. Читаю, чистая фантастика. Что в таких случаях ответить: чушь, жду вашего решения! Он одним движением руки закинул эту  бумагу в ящик стола, и к этой теме больше никогда мы не возвращались. Он мне поверил, зная меня уже какое-то продолжительное время. Наверное, именно поэтому вся моя дельнейшая жизнь – в спасательной службе. Думаю, ни он, ни я не пожалели о том пути, что мы прошли в жизни вместе.

В.М. Нархов, С.К.Шойгу, Б.О. Тилов, Ю.Л. Воробьев на базе Эльбрусской ПСС, 1994 г.

Есть еще одна  значимая, на мой взгляд, деталь, которая ярко характеризует Виктора Нархова, как человека способного смотреть вперед. Об этом рассказал мне Игорь Александрович Ноздрин, долгое время возглавлявший Краснополянскую КСС, а потом Сочинскую территориальную ПСС и Южный региональный ПСО.

- В начале 90-х об Олимпийских играх мы еще не мечтали, а потому в Красную Поляну особенно-то никто не собирался. Профсоюзный поток туристов иссяк, затишье пришло даже на турбазу Минобороны. А мне эта ситуацию просто не давала покоя: как же так, зимний курорт может и должен развиваться, и туристические маршруты рано или поздно будут востребованы, а спасателей где возьмут? Поехал я к Нархову, говорю: надо сейчас, пока не поздно приобрести кусочек земли, что место это – Красная Поляна – действительно имеет большое будущее. И Нархов, который на тот момент еще ни разу у нас не был,  меня полностью поддержал. И мы начали заниматься решением вопроса о выделении земли под спасательную службу. А когда землю удалось все-таки выбить – думали, что на той земле поставить. Начали с вагончика, потом пошли дальше. Нас тогда очень сильно поддержал Юрий Леонидович Воробьев.
В 1993 году краснополянские спасатели получили землю, поставили вагончик, потом домик.

- И вовремя, - продолжил свой рассказ Игорь Александрович. - Когда  в 1995-м дорогу нормальную сделали на Красную поляну, и автобусное движение открылось, у нас там уже своя база была. Вот какая сила предвидения! И это все на участке, где теперь стоит самый первый и даже на сегодня один из крупнейших центров подготовки спасателей в России.

Центр подготовки спасателей в Красной поляне, 2006 г.

Рассказывая о Викторе Нархове, все мои собеседники так или иначе отмечали его необыкновенный дар общаться с людьми.
Игорь Ноздрин по этому поводу рассказал совсем простую историю:
- Времена были тяжелые, служба в Краснодаре только начала создаваться и нужна была машина. А у меня в Красной Поляне был ГАЗ-66. Мы тогда уже входили в состав оперативно-спасательного центра, и Нархову было очень просто прислать мне приказ – передать машину в центр. Он этого не сделал, он позвонил, попросил машину на время. Конечно же, я не стал возражать и мы договорились, как и кому я передам наш «газончик». Буквально на следующий день звонок: Игорь, мы не будем забирать у тебя машину, нам удалось решить проблему по-другому!

Ноздрин Игорь Александрович, «Заслуженный спасатель Российской Федерации»

Обыкновенный  пример общения с людьми. Не командно-приказными методами, а нормальными человеческими. И таких было очень много. Ноздрин с удовольствием вспоминает о пользе этих уроков Нархова:
- Представляешь, когда был создан Южный региональный поисково-спасательный отряд, в него пришли такие монстры спасательного дела как  Зиябутдин Муртазалиев, Борис Тилов, Алексей Носков, как я мог ими командовать, быть над ними великим начальником? И вот здесь мне особенно пригодился опыт Милетьевича . И ты знаешь: у нас все получилось, мы до сих пор друзья и надежные соратники.

Руководители спасотрядов Северного Кавказа у Нархова

Мне не довелось увидеть Виктора Милетьевича, но многое из того, что рассказали люди, хорошо его знавшие, позволяют предположить, что человек этот был действительно из числа тех, кто реально поднимал бойцов в атаку, сердцем воспринимал каждую победу и как личную трагедию переживал поражения. А последних, как вы понимаете, в начале смутных 90-х было немало. Возможно именно в них, в огромном моральном и физическом напряжении, в постоянном стрессе кроются и причины страшной болезни, которая и прервала жизнь Нархова всего лишь на 53-м году…

- Мы помним его, и это помогает нам двигаться вперед, - сказал мне заслуженный спасатель России, человек, который фактически более 20 лет руководил поисково-спасательной службой страны, отстаивал ее интересы в руководстве МЧС России – Александр Валентинович Курсаков. Его рассказ мы решили воспроизвести полностью.

Александр Курсаков, заслуженный спасатель Российской Федерации

С Виктором Милетьевичем я познакомился на первой конференции Ассоциации спасательных формирований СССР. Происходило это в конце 1989 года на базе бюро международного молодежного туризма «Спутник» в Шереметьево. Собралось нас тогда человек триста со всех сторон,  в том числе практически все представители контрольно-спасательной службы со всего Советского Союза. И казахи, и туркмены, и узбеки…

Проходила конференция  под эгидой ЦК ВЛКСМ.  В тот момент уже было четкое понимание – стране нужна  профессиональная спасательная служба. Предполагалось, что председателем этой ассоциации будет дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Петр Климук. Однако Петр Ильич  отказался возглавить ассоциацию, сказал, что не готов быть  свадебным генералом, а загрузки хватает и на основной работе - в Центре подготовки космонавтов.

Председателем выбрали Николая Николаевича Долгина, он на тот момент был заместителем начальника гражданской обороны СССР, он же возглавлял потом в переходном периоде штаб ГО России. Сейчас он продолжает трудиться в ЦСИ МЧС России. В ассоциации ему в помощь было выбрано 12 человек координаторов. Туда избрали Нархова и меня.

Много чего мы за три дня в том «Спутнике» порешали, нагородили планов. Но, самое главное, познакомились и начали работать. Фактически нашими силами было в 90 году инициировано создание Российского корпуса спасателей, который и получил потом статус «на правах государственного комитета», а чуть позже стал ГКЧС – прямым предшественником нашего министерства.

Одним словом с 1990 года мы активно пытались реанимировать спасательную службу, которая к тому времени уже повсеместно погибала. И надо отметить, что самая мощная и держащаяся на плаву организация оставалась на Северном Кавказе. Руководил ею Нархов. Он сумел в последний момент подхватить разваливающуюся контрольно-спасательную службу Краснодарского краевого Совета по туризму и экскурсиям. И уже при полном развале советских профсоюзов  сумел сохранить людей, какие-то ресурсы, постоянно искал спонсоров, выпрашивал деньги у представителей власти.

В феврале 1990 года была создана общественная организация «Российский корпус спасателей» (РКС). Виктор Милетьевич Нархов вошёл в состав Координационного совета РКС.

Российский корпус спасателей просуществовал как общественная организация всего несколько месяцев. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1990 г. образуется Российский корпус спасателей на правах государственного комитета РСФСР. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других ЧС, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Позже этот день было решено считать днём создания Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ЛПСБ (МЧС России), а в 1995 г. Указом Президента РФ он был объявлен Днём спасателя. Это была победа целой группы энтузиастов спасательного  дела, среди которых был и Нархов.

Учитывая вклад Виктора Милетьевича в развитие поисково-спасательных служб России и Северо-Кавказского региона, приказом Министра МЧС России еще в 1995 году было принято решение присвоить Северо-Кавказской региональной поисково-спасательной службе имя Нархова. После ряда структурных изменений, сегодня имя Виктора Милетьевича носит Краснодарский поисково-спасательный отряд МЧС России.

В 2014 году спасатели Краснодарского и Адыгейского ПСО МЧС России, члены Краснодарского регионального подразделения ООО «РОССОЮЗСПАС», Адыгейского регионального отделения ООО «Россоюзспас» выступили с инициативой сбора денежных средств для увековечивания памяти Виктора Милетьевича. Их поддержала вся страна.

Отозвались  не только россоюзспасовцы, но и сотрудники региональных центров и главных управлений МЧС России,  действующие спасатели и ветераны федеральных и других подразделений,  многие многие люди. От муниципального спасателя из Ульяновска поступило 575 рублей, из Енисейска – 365, из Вологды – 870… Список этот так велик, что назвать всех просто не возможно. И вот уже 14 декабря 2014 года в Краснодаре открылся построенный на народные деньги мемориал.

 

Есть люди, которые оставляют после себя след в жизни и в сердцах окружающих. В их числе Виктор Нархов, он с нами, пока жива память!

 

Поделиться: