Продолжение.
Часть 1.
Идея организации пожарно-страхового отдела на весьма популярной в те времена Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде была реализована. Одновременно с открытием 25 июня 1896 г. экспозиции был созван и II Всероссийский съезд пожарных, принявший ряд важных решений, в том числе о создании школы брандмейстеров и устройстве Всероссийской передвижной пожарной выставки.
По мнению устроителя выставки князя Львова А.Д.
«Такая выставка представляется наилучшим средством для распространения среди городского и преимущественно сельского населения необходимых сведений о борьбе с пожарами, практического применения различного рода пожарных снарядов, устройстве несгораемых построек и огнеупорных крыш».
Награды участников Всероссийской пожарной выставки 1892 года стали лучшей рекомендаций в рекламе производителей пожарной техники и вооружений.
Сегодня можно только искренне удивляться, с какой завидной быстротой принимались не только решения, но и, самое главное, делались необходимые практические шаги. 13 мая 1897 г. было утверждено «Положение о Всероссийской передвижной пожарной выставке». Экспонаты было решено разместить на пожарной барже «Первенец», которая 20 июля, в день поминовения святого Ильи, была поставлена на якорь на Неве против Зимнего дворца. Именно на ней был создан павильон с пожарной техникой и вооружением.
«Пусть ладья будет новым проводником света в нашу провинциальную глушь, на пользу общую и на благо всем дорогой нам России!» – восклицали устроители смотра.
Выставка разместилась в трюмах и надстройках баржи «Первенец», внешний вид которой, благодаря своей оригинальности, привлекал всеобщее внимание. Огромная начищенная до блеска пожарная каска в носовой части и довольно высокая каланча посередине баржи сразу давали понять, что судно это предназначалось для пожарных целей.
Открытие передвижной выставки состоялось в торжественной обстановке под звуки «Владимирского» пожарного марша и привлекло большое количество людей. Кроме представителей пожарного сообщество собралось и много простых жителей Санкт-Петербурга.
Главной особенностью передвижной выставки было то, что при ней была организована образцовая пожарная команда для показа населению приемов тушения пожара и чтения лекций.
31 июля передвижная выставка отплыла по маршруту: Нева – Ладожский канал – Свирь – Онежский канал – Вытегра – Мариинский канал – Ковжа – Белозерский канал – Шексна – Кама – Ока – Волга (до Царицына).
Первая остановка выставки была в Шлиссельбурге, затем «Первенец» продолжил плавание, останавливаясь не только у пoпутных городов, но главным образом – у деревень. Последней остановкой передвижной выставки в 1897 г. стал Ярославль, где она была оставлена на зимовку.
Выставка возобновила свою деятельность после открытия навигации 2 мая 1898 г.. В Царицын выставка прибыла 20 сентября, а уже 24 сентября была закрыта.
Передвигаясь по водным путям России две навигации, Всероссийская передвижная выставка имела 116 остановок, ее посетило 118 380 чел. (в том числе 106 272 крестьянина - бесплатно).
Сыграли свою роль и оригинальность экспозиции – не каждый день можно было увидеть выставку на речном судне - и сама тема. Выставка позволила населению ознакомиться «с устройством и разновидностями пожарных инструментов и огнестойких материалов, выслушивать собеседования, советы и указания комиссара по вопросам пожарных мероприятий, поучиться на месте, по маневрам образцовой выставочной пожарной команды, обращению с пожарными снарядами…». Кроме того, крестьянам раздавались, в большинстве случаев бесплатно, популярные брошюры, рассказывавшие о мерах предупреждения пожаров и борьбы с ними.
Результатом работы выставки явилось «усиленное развитие противопожарных мероприятий» в Санкт-Петербургской, Олонецкой, Новгородской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Владимирской, Тамбовской, Рязанской, Казанской, Вятской, Уфимской, Пермской, Самарской, Симбирской и Саратовской губерниях. Комиссаром выставки непосредственно было организовано в городах и селениях 36 пожарных обществ и дружин.
С учетом той большой роли, которую сыграла передвижная «по воде» выставка в развитии пожарного дела в России, и на основании совместного решения министерств внутренних дел и путей сообщения был сформирован в мае 1899 г. специальный пожарный поезд из 10 вагонов для Всероссийской передвижной пожарной выставки.
Но об этом – в следующий раз.