Продолжение.
Когда 20 июля 1897 года на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге состоялось освящение и открытие первой в России плавучей пожарной выставки, мало кто мог реально представить себе тот интерес, который вызовет передвижная экспозиция в российских регионах. За два навигационных периода, следуя по водным артериям России большая деревянная баржа «Первенец» с пожарной техникой и вооружением на борту прошла путь от Петербурга до Царицына (современный Волгоград) и обратно. Выставка имела 116 остановок. Ее посетили 118.380 человек.
Главное заключалось в том, что ее деятельность по профилактике и предотвращению пожаров среди населения дала неплохие результаты, и князь Александр Дмитриевич Львов решил продолжить начатое дело.
Россия в конце XIX века переживала железнодорожный бум. Полным ходом шло строительство Транссибирской магистрали. Как следствие: все, что связанно с железной дорогой было модным и востребованным.
Не стала исключением и идея неугомонного «огненного» князя А.Д. Львова поставить экспонаты пожарной выставки на железнодорожные платформы, разместить их в специально обустроенных вагонах. Князя в очередной раз поддержали. Около года ушло на подготовку и вот 18 мая 1899 года на перроне Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге состоялось торжественное освящение и открытие Всероссийской передвижной пожарной выставки на поезде.
На платформе, застеленной коврами и украшенной тропическими растениями, собрались почетные гости церемонии. Кого только среди них не было! Министр внутренних дел, начальник штаба войск гвардии и Санкт-Петербургского военного округа, начальник Морского штаба, Санкт-Петербургский градоначальник, управляющий страховым отделом, начальник Николаевской железной дороги, брандмайор Санкт-Петербурга и многие другие.
Князь Львов лично встречал гостей. Чуть позже прибыл Августейший председатель ИРПО Его Императорское Высочество Великий Князь Владимир Александрович и началось богослужение.
А на следующий день под звуки духового оркестра экспозиция отправилась в путь. В железнодорожных анналах специализированный состав значился как «экстренный № 61 поезд». Поезд состоял из десяти вагонов, выкрашенных в синий цвет, на каждом из которых был изображен герб и пожарная символика.
Первые восемь вагонов, устроенные в виде сплошной анфилады, были приспособлены под размещение экспонатов. В девятом вагоне размещалась пожарная команда, состоявшая из пятнадцати человек и брандмейстера. Последний вагон-салон первого класса был отведен в распоряжение комиссара выставки С.А. Петрова.
На всем протяжении пути по просторам Империи выставку с большой торжественностью встречали представители местной знати и администрации. У населения была возможность ознакомиться с устройством и разновидностью пожарных инструментов и огнестойких материалов, а также обучиться обращению с пожарными снарядами при тушении пожаров. Кроме того, сотрудники выставки раздавали брошюры о мерах борьбы с пожарами и предосторожности от них – «Знай и умей, как тушить пожар», «Берегись и бойся огня», «Упустишь огонь – не потушишь», «Как устроить сельскую пожарную дружину» и другие.
За три с половиной месяца работы выставка-поезд исколесила всю европейскую часть России, проехав более 8.000 верст и сделав остановки в 78 населенных пунктах. Вот лишь некоторые из остановок: Луга, Псков, Минск, Смоленск, Калуга, Тула, Орел, Брянск, Гомель, Киев, Курск, Белгород, Харьков, Полтава, Кривой Рог, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Воронеж, Рязань, Москва, Тверь и другие. Участники выставки организовали около 40 новых сельских и городских пожарных команд.
1 сентября 1899 года состав вернулся в Петербург. По прибытии комиссар выставки С.А. Петров составил рапорт, в котором говорилось:
«Новейшие приспособления и усовершенствования, имеющиеся на выставке, в связи с хорошим исполнением выставочной командой приемов огнетушения и живым словом Комиссара о необходимости более сознательного отношения к делу самозащиты от пожаров путем простейшей организации дружин, предохранения соломенных и деревянных крыш от загорания и проч., а также постоянное обращение Комиссара с пожарными деятелями земств и городов, и пропаганда его о пользе хорошей организации и проч., дали в общем: 27 вновь организованных лично Комиссаром на местах сельских добровольных пожарных дружин, 10 городских и 12 существовавших уже дружин присоединено к знамени Императорского Российского Пожарного Общества. Наконец этим еще нельзя считать законченной деятельность Выставки; масса приобретенных инструментов, масса советов Комиссара как городским, так и сельским пожарным командам при смотрах, – несомненно улучшат, и значительно улучшат пожарное благоустройство везде, где только была Выставка».
Покровительница выставки Великая Княгиня Мария Павловна ответила:
«Весьма отрадно, что Выставка имела столь выдающийся успех. Передайте всем лицам, проявившим содействие, Мою искреннюю благодарность».
Выставочный бум, начавшийся в 1892 году первой пожарной выставкой, продолжался еще многие годы. Действительно, специализированная экспозиция пожарной техники и вооружения позволяла познакомить с основными технологиями борьбы с огнем широких масс. Высока была их роль и в профилактике пожаров.
С точки зрения массовости особенно хорошо показали себя передвижные выставки – на барже «Первенец» по Волго-Балтийскому пути и железнодорожная. Однако большие затраты и сложности в организации долго не позволяли повторить замечательный опыт 1897-1899 годов.
Только 1914 году вновь была предпринята попытка организовать передвижную выставку на специальном поезде. В июне месяце он отправился из Петербурга по Великому Сибирскому пути, но начавшаяся Первая мировая война помешала осуществлению этих планов. Выставочный поезд был переоборудован под военно-санитарный поезд № 63.
Продолжение следует...