Сфера его научных интересов - проблемы теории и практики эстетической культуры, разработка эстетической культуры как философской категории, история эстетического и патриотического воспитания в России, вопросы гуманитаризации образования, нравственного воспитания и многое другое, связанное, прежде всего, с подготовкой специалистов высшей квалификации пожарно-технического профиля.
Сегодня исполняется 80 лет начальнику кафедры философии Академии государственной противопожарной службы МЧС России доктору философских наук, профессору, заслуженному работнику высшей школы Российской Федерации Владимиру Николаевичу Липскому.
Интересно складывалась судьба будущего ученого-философа. Владимир Липский родился в победном для СССР 1945 году в городе Запорожье УССР. Происхождение – из семьи служащих. Отец Липский Николай Иванович, по профессии бухгалтер, в 1941 году занимался эвакуацией запорожских заводов. В августе 1941 года сам эвакуировался одним из последних, уже под немецкой бомбежкой. Мать – Олевская Раиса Моисеевна (в семье по женской линии, женщины всегда сохраняли свои девичьи фамилии) по профессии юрист, работала адвокатом. В 1941 году вместе с мужем, сыном (старшим братом Липского В. Н.) эвакуировалась в город Чебаркуль и стойко перенесла все невзгоды, выпавшие на ее долю вместе со страной.
Война сплотила людей, сделала их сильнее. В рекордно короткие сроки, всего за 75 дней были построены первые цеха эвакуированного завода «Запорожсталь», ставшего родным для Николая Ивановича Липского.
Когда пришла долгожданная Победа, предстояло трудное восстановление страны, эвакуированных предприятий. Первым делом на освобождённые земли Запорожья поехали производственники, в том числе Николай Иванович Липский.
Вскоре возвращаются в Запорожье и их семьи. Вся страна с радостью и слезами на глазах отмечает долгожданный День Победы 9 мая 1945 года, а 3 июля того же года в одном из восстановленных роддомов в семье Липских рождается второй сын - Владимир.
В научном сборнике «Историю Академии создают люди», М. Академия ГПС МЧС России, 2023 г. читаем:
«Сколько надежд возлагала страна на детей этого поколения и в нашем случае не ошиблась. Трудности, ждавшие молодых родителей с новорождённым на руках, не пугали их, наоборот давали силы. Эта воля родителей, в будущем передадутся сыновьям, сформирует основу личности, такие качества как целеустремленность и готовность к любым испытаниям. Несмотря на неустроенность быта, отсутствие в течение долгого времени своего жилья, советская семья Липских-Олевских воспитывает сыновей, основываясь на высоких нравственных принципах, на личном примере, на примере героев страны. При этом, родители сами растут профессионально. Мать - Раиса Моисеевна - стала адвокатом по уголовным процессам, отец – Николай Иванович – главным бухгалтером треста «Запорожстрой». Владимир, несмотря ни на какие трудности послевоенного времени, скудное питание, разрушенную инфраструктуру, много читает, как все советские дети учится в школе. Кроме этого, профессионально занимается легкой атлетикой, став со временем мастером спорта».
Можно по разному оценивать «особенности» подхода к высшему образованию в начале 60-х годов прошлого века. Подавляющее большинство молодых людей стремились учиться дальше, получив полное среднее образование. Но путь к нему для большинства был через рабочий коллектив. Не обошел этот процесс и Володю Липского. Окончив в 1962 году школу №58 города Запорожье он, как и было принято в те годы, пошёл на завод фрезеровщиком. Физический труд, работа на заводе не дали забыть о высшем образовании в дальнейшем поиске своего жизненного пути.
Потом была служба в армии. Как иначе: любовь и преданность Родине для детей послевоенного поколения были непременно связаны с армейской службой. В 1964 году Липский В. Н. был призван в вооружённые силы страны на три года: в Узбекистане сначала была «учебка» в городе Самарканде, потом – город Ош, Киргизской ССР. В армии он получил военно-учетную специальность «стрелок» и звание сержанта. Армейские три года пролетели, как один, и уже в 1967 году Владимир Николаевич поступает в Самаркандский университет, на филологический факультет, который и закончит с отличием в 1972 году.
Молодой филолог успешно учится, в том числе и на военной кафедре, где получает своё первое офицерское звание. И это по-своему будет способствовать формированию его жизненного пути: сын родителей с высоким социальным статусом идет работать на завод простым рабочим, идёт в армию рядовым на три года и после армии не возвращается, чтобы поступить в вуз в родном городе, где фамилии обоих родителей достаточно известны, а выбирает Самарканд. Но здесь опять факт, который приводит к удивлению – не поступает на юридический факультет, как мать или на финансово-экономический, как отец, а выбирает свой путь, становясь филологом, оканчивает вуз с красным дипломом.
При всей своей самостоятельности и независимости от родителей, Владимир Николаевич как молодой специалист, возвращается в родной город Запорожье. Поступает на работу в Запорожский педагогический институт на кафедру философии. Здесь происходит становление его как педагога. Четыре года работы в вузе помогают Владимиру Николаевичу сформировать круг научных интересов. В поиске своего профессионального развития помогает, в том числе, и кафедра философии Запорожского педагогического института, и её заведующий д. филос.н., профессор Коган А.Б.
В 1976 году Липский В.Н. поступает в аспирантуру Института Философии АН СССР в Москве. В 1980 году он защищает кандидатскую диссертацию по философским наукам на тему: «Роль мировоззрения в художественном творчестве (по материалам литературно-критической деятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина)» под руководством известного философа Михаила Федотовича Овсянникова.
Коллеги Владимира Николаевича в статье, посвященной Липскому, в научном сборнике «Историю Академии создают люди» пишут:
«Образовательная система, начиная с сада и заканчивая вузом, является той средой, которая наравне с семьей создаёт условия для определения направление развития человека. Так и в случае с Липским Владимиром Николаевичем. Школа и вуз оставили свой след не только полученными знаниями, но и сильным воспитательным воздействием прекрасных педагогов и учителей, с которыми Владимира Николаевича связывали десятилетия дружбы и сотрудничеств».
В 1981 году Липский В. Н. поступает на службу в ВИПТШ МВД СССР на кафедру философии и научного коммунизма на должность преподавателя с присвоением специального звания «капитан внутренней службы». Новое место работы и уже службы в ВИПТШ МВД СССР на кафедре философии и научного коммунизма создают новый стимул для написания и защиты докторской диссертации.
Наша справка
Приход в Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР молодого кандидата философский наук В.Н. Липского был напрямую связан с общей тенденцией развития этого первого и, на тот момент, единственного в стране высшего учебного заведения пожарно-технического профиля, которая была заложена одним из основоположников этого образовательного направления - генерал-майором внутренней службы Анатолием Николаевичем Смуровым.
Его отличали уважение и повседневная забота о коллективе.
Именно благодаря его усилиям в ВИПТШ пришли многие, уже состоявшиеся молодые ученые, которые впоследствии стали основателями собственных научных школ – целых направлений научно-образовательной деятельности. Анатолий Николаевич Смуров понимал, что благоприятная духовная атмосфера коллектива зависит от эмоционального состояния работников и сотрудников, от их настроения. В беседах с сотрудниками и работниками, вливающимися в коллектив школы, он выявлял качества личности и особенно ценил профессионализм, оригинальность мышления, практический опыт, интеллигентность, коммуникабельность и чистоту речи.
На таком вот благоприятном фоне начиналась деятельность Липского в ВИПТШ МВД СССР, хотя условия службы были далеко не простыми: наряды, построения, служебные совещания и, кроме того, значительная аудиторная нагрузка. Но трудности, как видно из биографии нашего героя, лишь закаляют его и являются неким стимулом для дальнейшего роста и развития. В эти годы Липский В. Н. раскрывается как педагог, учёный, воспитатель, инициатор философских идей и педагогических и методических новаций в преподавании.
В приводимом нами выше сборнике читаем:
«Общение с ведущим учеными сектора эстетики Института философии сформировало круг научных интересов Владимира Николаевича. Сотрудники Института философии Николай Николаевич Киященко (1930–2022) и Николай Леонидович Лейзеров стали наставниками и друзьями для молодого ученого. Научное сотрудничество и товарищеские отношения с коллегами из Института философии поддерживали интерес Владимира Николаевича к актуальным проблемам эстетики. Монография «Высокий критерий искусства» вышла в 1982 году. Вслед за ней в обществе «Знание» вышли работы «Эстетическая культура советского человека» и «Эстетическая культура и личность», которые оказались востребованы и современным научным сообществом. Высокий уровень цитирования монографии «Эстетическая культура и личность» оказался возможен даже в условиях существования данной работы только в формате издания 1987 года. Развитие интереса в области эстетики и эстетической культуры связано с воспитанием сотрудника органов внутренних дел. Научное обеспечение воспитательной работы в пожарно-технических учебных заведениях стало задачей на все последующие годы. Были опубликованы статьи об эстетических аспектах служебной деятельности и об эстетическом развитии личности».
Рассматривая вопросы эстетики и культуры в служебной деятельности, Владимир Николаевич просто не мог обойти вниманием деятельность выдающегося воспитателя Антона Семеновича Макаренко. Цитируя его в своей статье «Эстетическое отношение к миру в педагогическом опыте А. С. Макаренко» (Ярославский педагогический вестник, №1, 2022г.) Липский пишет:
«Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, — это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе» [Макаренко, 1957а, c.74].
Перспектива со знаком «плюс» связана с совершенствованием характера, интеллекта, позитивными изменениями в мироощущении личности. «Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый, — полагает Макаренко. — Если он удовлетворяется перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, он может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности» [Макаренко, 1957а, c.74]. Педагог уверен, что только человек, для которого коллективные перспективы являются и его личными, может высоко оцениваться социумом. И чем более значимы перспективы коллектива, тем большее восхищение вызывает человек».
Научные труды Липского известны далеко за пределами Академии ГПС МЧС России. Публикационная активность – это всегда возможность выйти за границы привычной учебной аудитории и поделиться результатами научных исследований с широким кругом читателей. Имя Владимира Николаевича — доктора философских наук, профессора, философа, публициста, ученого широко известно в научных кругах. Он автор пяти монографий («Высокий критерий искусства» (1982), «Эстетическая культура советского человека» (1984) «Эстетическая культура и личность» (1987), «Творчество как принцип антропогенеза» (2006, в соавторстве), «Толерантность в культуре и процесс глобализации» (2010, в соавторстве) и др. и соавтор первого в учебника «Этика сотрудников правоохранительных органов». Его биография опубликована в энциклопедии «Who is Who в России».
В 2023 году исполнилось 30 лет пребывания Липского В.Н. в должности начальника и заведующего кафедрой. Получив эстафету от Э. А. Баллера (начальник кафедры, 1975–1978 гг.) и Злотникова Ю.Я.(начальник кафедры, 1981–1993 гг.), Липский В.Н. не только продолжил их дело, но и организовал процесс работы таким образом, что кафедра неоднократно становилась лучшей кафедрой Академии.
Преподавание таких гуманитарных дисциплин, как культурология, этика и эстетическая культура в вузах МВД и МЧС оказалось возможным благодаря научному авторитету и разработанному Липским В.Н. методическому обеспечению.
В своих работах 90-х годов, которые для ученых-философов оказались очень непростой эпохой, Липский В.Н. пишет о гуманитаризации образования и роли искусства в формировании интеллектуально-творческих качеств сотрудников ОВД.
Активную научную работу с 1993 года Владимир Николаевич совмещает с должностью начальника кафедры философии ВИПТШ МВД.
В 1997 г Липский В.Н. защищает докторскую диссертацию на тему: «Эстетическая культура как философская категория». Защита докторской диссертации стала шагом вперед к новым возможностям научной работы: участию в коллективных монографиях, работе по актуальным направлениям эстетической мысли, получившим грантовую поддержку, докладам на международных конференциях. Липский В.Н. стал участником Первого Российского Философского конгресса с докладом «Некоторые особенности эстетического воспитания в России в послеоктябрьский период» в том же 1997 году. В коллективной монографии 1998 года «Современные концепции эстетического воспитания. Теория и практика», изданной Институтом философии РАН, Владимиром Николаевичем написана глава «Эстетическое воспитание и образование в XIX – начале XX века». Работа по гранту Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ №05-03-16032д) завершилась изданием коллективной монографии «Творчество как принцип антропогенеза». В.Н. Липский – автор главы «Биологические и эстетические предпосылки научного творчества».
Помимо вопросов эстетики и эстетического воспитания профессор Липский В.Н. исследовал этические аспекты служебной деятельности и вопросы взаимосвязи этики с другими сферами культуры. Владимир Николаевич – один из авторов учебников «Этика сотрудников правоохранительных органов» 2002 года и «Профессиональная этика и служебный этикет» 2016 года, используемых в учебном процессе вузов МВД и МЧС.
К вопросу о коллективе и судьбе. Заведующую кафедрой истории и экономической теории Академии ГПС МЧС России Марину Вениаминовну Петухову многие десятилетия связывает дружба с Владимиром Николаевичем Липским. На самом деле: кафедра истории и экономической теории в структуре Академии, наверное, ближе всех по характеру решаемых образовательных задач к кафедре философии.
Марина Вениаминовна рассказывает:
«В первом корпусе мы «жили» на разных этажах: они - на втором, мы – на третьем. И поначалу как-то очень редко контактировали друг с другом: не было даже каких-то общих проблем, которые мы могли бы всерьез вместе решать. Когда же мы оказались рядышком – в четвертом корпусе – как-то сразу появились общие интересы. Это было патриотическое воспитание слушателей, проблемы, связанные с нравственным их образованием, формированием личности обучающихся. Вольно-невольно, нам пришлось общаться чаще, чем это было раньше. И, более того, когда появлялся какой-то результат, то это был результат работы двух наших кафедр, двух коллективов. Самое главное, чему я до сих пор удивляюсь: каким образом мы с Владимиром Николаевичем умудрились такое длительное время не просто сосуществовать рядом, а работать и смотреть в одну сторону. Я объясняю, почему. Мы с ним очень разные люди по природе, по характеру. Он – человек спокойный, выдержанный, он медленно говорит, он взвешивает каждое слово, и за каждым этим словом что-то стоит, очень глубокое. Он умеет по-философски мыслить, очень красиво, глубоко объясняя смысл происходящего, а я, наоборот, человек очень импульсивный, у меня все на эмоциях. Конечно, пропускаю через разум, но у меня тут же все это выливается в шквал эмоций. Он мне все время говорит: «Марин, но ты себя совершенно не бережешь, так нельзя реагировать». Я говорю: «Володя, а я не могу по-другому, вот ты – человек разума больше, я - человек эмоций. Вот где тут золотая середина? Наверное, вот эта золотая середина – это есть наш с ним симбиоз, наш с ним творческий союз. Вот это, наверное, первое, на что можно было бы обратить внимание.
Второе, это то, что у нас разные совершенно интересы. Он - человек науки, я - человек методики, человек педагогики. Меня больше интересует аудиторная работа, интересуют проблемы, связанные с педагогическим образованием, поэтому я и в Школе молодого преподавателя лет 30 работаю, из них, наверное, лет 13 ею руковожу. А вот у Владимира Николаевича есть страсть — это сидеть и писать научные статьи. И он удивляется, когда кто-то этого не делает. Я говорю: «Володя, ты пойми, ты - человек науки, тебе это нравится». Он говорит: «Да, мне это нравится». Вот, казалось бы, совершенно полярные, разные у нас с ним интересы, но всё равно мы находили и находим общий язык во всём буквально. Чего бы это ни касалось: проблемы, отношения в коллективах, отношения между кафедрами, внутри кафедр, которые нужно решать. Мы все делаем вместе. Вот это удивительно. Мы даже иногда документы, которые идут куда-то, наши предложения мы делаем от двух кафедр как от одной. Я не думаю, что многие кафедры в нашей академии имеют подобного рода практику».
Сегодня мы поздравляем дорогого Владимира Николаевича Липского с юбилеем!
От всей души желаем ему крепкого здоровья, неиссякаемого, так присущего ему оптимизма, новых грандиозных научных достижений и вдумчивых, талантливых учеников!