Среди героев наши имена. Виктор Климкин

Среди героев наши имена. Виктор Климкин

img
1 декабря 1957 года родился один из самых уважаемых пожарных генералов – Виктор Иванович Климкин. Через 2 года мы могли бы праздновать 70-летие Виктора Ивановича, но судьба не предоставила нам такой возможности: сердце генерала перестало биться 16 ноября 2019 года.

Виктор Иванович не был человеком «публичным» в современном понимании. Он не светился каждый день на экранах телевизора, но и не был замкнутым, и уж тем более – не болел звездной недоступностью. С ним всегда было интересно поговорить о проблемах пожарной охраны. Это была ЕГО тема, его смысл и образ жизни.

Мы познакомились в мае 2004 года на празднике в честь 200-летия Московской пожарной охраны в парке имени Горького. В тот день произошло много знаменательных событий. Два из них связаны именно с Виктором Ивановичем Климкиным.

Будучи в то время начальником Управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве, Климкин вручил от имени столичной пожарной охраны главному редактору нашей газеты «Спасатель МЧС России» Сергею Умнову  Почетную грамоту и ценный подарок.

Вторым не менее важным и интересным для нас журналистов ведомственных СМИ стало знакомство с заместителем начальника пожарной охраны города Нью-Йорка  Джозефом Пфейфером, которое организовал нам Виктор Иванович. Перед нами предстали сразу два участника тушения уникальных пожаров мирового уровня – Останкинской телебашни в 2000-м году в Москве и Башен Близнецов в Нью-Йорке в 2001-м…

Наша очередная встреча с Виктором Ивановичем состоялась …в кабинета министра на улице Театральной в Москве 24 февраля 2005 года. Сергей Кужугетович Шойгу выполнял поручение Президента –  вручал генеральские погоны, согласно Указа руководителя государства был в той команде и Виктор Климкин.

Мы искренне радовались появлению нового генерала внутренней службы. Чуть позже кто-то из журналистов напишет:

«Есть настоящие Полковники, а есть и нечастые случаи настоящих Генералов, которые прошли от самых низов…»

Генеральские погоны В.И.Климкину вручает С.К.Шойгу

Мы внимательно следили за движением Виктора Ивановича по службе. Для нас он стал одним из самых надежных консультантов по вопросам пожарной безопасности. Всегда интересны были его пресс-конференции: 2005–2007 гг. в качестве главного государственного инспектора, а затем и первого заместителя (по ГПС) начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (2007–2011 гг.)

Работая в высших управленческих структурах пожарной охраны, Виктор Иванович умудрялся лично участвовать в тушении наиболее сложных пожаров, которых за годы его службы было, к сожалению, более чем достаточно. В 2007 году Климкину было присвоено звание «Почетный пожарный Москвы». К тому времени он имел немало профессиональных заслуг, за что и был удостоен почетного звания. Но многие трудные и рискованные испытания были тогда еще впереди: тушение всех сложнейших московских пожаров в период с 1996-го по 2011 год оказалось связанным с его именем. В их числе пожары в Измайловском вернисаже, в издательстве «Пресса» на улице Правды, на Черкизовском рынке.

При этом Климкин был не просто «тушила». Как спасатель высшего уровня, он не раз участвовал в сложных спасательных операциях, в том числе при обрушениях на Басманном рынке и в «Трансвааль-парке».

Виктор Иванович всегда отличался объективностью докладов руководству, в том числе и первым лицам государства

В 2017 году Виктор Иванович Климкин, заместитель председателя Центрального совета Всероссийского добровольного пожарного общества — начальник управления организации добровольной пожарной охраны, в интервью журналу «Современные страховые технологии» говорил о себе и своей карьере в пожарном деле:  

«Я сам москвич, учился в очень престижной школе, все дороги были открыты, но выбрал именно пожарное дело, и об этом шаге не минуты не жалею. Прослужил 40 лет от простого начальника караула до главного пожарного города Москвы. Потом возглавил ВНИИПО, работал директором департамента надзорной деятельности Министерства. Вся моя жизнь связана с пожарным делом». 

С огромным удовольствием вспоминаю наши встречи во ВНИИПО.
Виктор Иванович старался лично представлять пожарную технику, как руководству ведомства, так и представителям регионов. Технику эту Климкин знает не понаслышке: все  видел в работе, даже самые новые, опытные образцы.

Показ новой техники во ВНИИПО, апрель 2012 года

Признавая современные достижения в создании пожарной техники и ее новых возможностях, Виктор Иванович Климкин не переставал говорить, что самое главное — предотвращение чрезвычайных ситуаций, профилактическая работа, активная деятельность пожарного надзора. И, конечно же, соблюдение правил пожарной безопасности всеми гражданами.  
Климкин всегда говорил, что чувствовал себя более счастливым в огненной стихии, дыму, гари и копоти, чем в чистом и светлом кабинете. Именно он стоял у истоков создания современного пожарно-спасательного гарнизона столицы.  

Его отличала высокая степень ответственности и самоотдачи. Коллеги признавались, что Виктор Иванович был очень добрым и отзывчивым человеком, всегда был готов прибыть на пожар, при этом  говорил так: «Пожарные не волшебники, но всегда делают всё возможное, чтобы спасти пострадавшего»

На интернет-портале «Вечерняя Москва» читаем:
 «Когда мы зашли в кабинет, у Виктора Климкина работал телевизор. Шел сериал «Команда «01». Огнеборцы». Правда, смотрел его Виктор Иванович весьма своеобразно – без звука. На экран поглядывал лишь искоса, перебирая бумаги на столе. Выражение лица – скептическое.
– Что, играют плохо?
– Да нет, не в этом дело. Динамики не хватает – в жизни все происходит намного быстрее. А вообще мы помогали съемочной группе: площадки предоставили, оборудование, реквизит, консультировали постоянно.
– Вы сами «в динамике» давно?
– В 1975 году окончил Ленинградский пожарно-технический институт. Потом меня направили в Москву. Последовательно работал и начальником караула, и оперативным дежурным, и командиром роты, и начальником штаба батальона… Надо каждую должность назвать? А то я все «ступеньки» прошел.
– Первый выезд помните?
– Если честно, то нет. Еще в училище выездов столько было, что назвать какой-то конкретный случай тяжело. Мы тогда много пожаров тушили. Крупные ЧП, конечно, помню – такое не забывается. В 1996 году Московский шинный завод тушили: тогда 6-этажное здание горело полностью. Людей успели вывести за пять минут до того, как стена рухнула. Но под завалами, к несчастью, оказался наш сотрудник – прапорщик Лавров. Мы девять месяцев искали его тело – без посторонней помощи, без техники, только своими силами. Многие приходили после работы: заканчивали дежурство и вместо того, чтобы ехать домой и отдыхать, возвращались на место трагедии. Проблема была в том, что мы не знали, в какой именно части здания искать нашего товарища. Птицы помогли. Они постоянно прилетали на то место, где погиб Лавров. В конце концов его удалось обнаружить. Хорошо помню и пожар в «Росморфлоте» на Рождественке. Мы тогда 94 человека спасли. Наши ребята прошли внутрь горящего здания и вывели их. Многие снимали с себя противогазы, спецодежду и отдавали тем, за чью жизнь были в ответе. В результате люди преодолели горящую зону. Останкино, 2000-й год… Я в то воскресенье на службе был. На место приехал одним из первых. Тогда тоже произошло несчастье, погибли три человека, в том числе мой коллега полковник Владимир Арсюков. 

А лето 2002-го я вообще в Подмосковье безвылазно провел. На торфяниках.
– То есть вы не забыли, что такое будни пожарного, оказавшись в кресле начальника?
– Забудешь тут. Я к пожару всегда готов. В машине, например, постоянно лежит и противогаз, и боевая одежда, и стяжки, и сапоги. Я без них – никуда. Еще обрати внимание: у меня на подоконнике две радиостанции стоят – одна постоянно включена. Если что-то где-то случится, обязательно услышу. Да и дежурный всегда сообщит. Так что выехать я могу в любой момент. Днем или ночью – не важно. Кстати, самые серьезные пожары происходят именно в вечернее и ночное время. Люди ушли с работы, что-то забыли выключить, пожар обнаружили не сразу, а лишь через пару часов… Ну и так далее. Когда нас вызывают, площадь возгорания уже, как правило, значительная. РУДН и Манеж под грифом «Секретно»...
Огорчает другое. По-прежнему на жилые дома приходится 70 процентов возгораний и 80 процентов погибших. В среднем за год гибнет около 500 человек. Чаще всего причинами трагедий являются элементарная невнимательность и глупость человеческая. Непотушенный окурок, включенный и оставленный на столе утюг, белье, развешанное для просушки над газовой плитой.
…Обстоятельства трагедии в РУДН вызвали немало вопросов. Например, говорилось о том, что охрана корпуса имела обыкновение запирать студентов на ночь. И якобы именно это стало причиной такого количества жертв… Пожар возник на втором этаже. В самом здании, пятиэтажном, было две лестницы – основная и запасная. Последняя действительно оказалась закрыта, а парадная попала практически в эпицентр возгорания. К тому же все началось ночью, когда большинство студентов спали. Многие погибли прямо в постелях – задохнулись. К тому же люди не знали русского языка. Они не понимали, что мы им говорим, не понимали, куда надо бежать. Само здание строилось в 50-х годах, а тогда нормы безопасности были совершенно другими. К началу третьего тысячелетия существовавшая в корпусе система вентиляции и пожарная сигнализация устарели. Последняя, к слову, вообще не сработала, когда началось возгорание. Буквально на следующий день после пожара в университете мы начали массовую проверку всех общежитий. Осмотрели 300 зданий, вынесли 90 предписаний на приостановку эксплуатации. В отдельных случаях настаивали на полном прекращении работы здания. Эти меры дали определенный результат, но до конца еще далеко – одним днем все не сделаешь. Хорошо хоть администрации вузов перестали относиться к нашим требованиям спустя рукава».

Точные, порой нелицеприятные оценки пожаров и причин к ним приводящим – характерная особенность профессиональной деятельности Виктора Ивановича Климкина. С особой болью он всегда переживал гибель пожарных…
Не оставила его равнодушным и трагедия на Амурской улице.

Наша справка
22 сентября 2016 года на складе на Амурской улице в Москве произошёл пожар, охвативший 4,5 тыс. кв. м. В одноэтажном здании обрушились перекрытия и кровля.  
Сообщение о возгорании поступило в МЧС в 17:23. В 18:11 пожару была присвоена вторая категория сложности, в 19:49 — около 500 кв. м, в 20:56 — четвёртая. К 22:30 площадь пожара увеличилась до 4 тыс. кв. м.  
На месте работали 46 единиц техники и 160 человек личного состава. Были эвакуированы около 100 человек. Пожар удалось потушить только утром 23 сентября, на это потребовалось более 14 часов.  
Во время тушения погибли восемь пожарных: полковник Александр Юрчиков, майор Алексей Акимов, капитан Роман Георгиев, старший лейтенант Александр Коренцов, прапорщик Павел Андрюшкин, прапорщик Николай Голубев, прапорщик Сергей Синелобов, старшина Павел Макарочкин.  
По факту пожара было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение требований пожарной безопасности». Следствие рассматривало различные версии возгорания, среди которых бытовая, техническая и другие.

Тушение пожара на Амурской улице в Москве, 22 сентября 2016

Комментируя ситуацию на этом пожаре, Виктор Иванович говорил:

«У нас в министерстве, да и вообще в стране люди привыкли не щадить себя. Это профессиональное качество, плюс еще и особенность национального менталитета. Вот, мы постоянно слышим, что, мол, спасатели - опасная профессия, постоянно рискуют и как-то постепенно это перестало восприниматься особенно остро, что ли, замылилась фраза. А ведь спасатели действительно постоянно рискуют и, презирая риск, не заботясь о себе, пытаются сделать свою работу максимально эффективно. Они просто забывают про риск и в этом смысле они, конечно, герои. И невозможно запретить им этот героизм, невозможно взять и запретить им пройти на грани или даже за гранью этого разумного риска. Отсюда и жертвы. Может где-то в других странах и существуют нормативы, при  которых запрещено пожарным идти в огонь, но насколько я знаю, и на западе профессионалы нередко гибнут при тушении сложных пожаров».

Виктор Иванович тяжело переживал привлечения к ответственности руководителей тушения пожара на Амурской, и считал это несправедливостью.

О себе Виктор Иванович рассказывал крайне редко. А потому снова вернемся к тексту из «Вечерней Москвы»:

«Официально я работаю с 8.00 до 20.00, а там – как получится. Иногда перерыв на обед бывает. Близкие – жена Ирина и дочь Оля – конечно, волнуются за меня, беспокоятся, но за 20 лет они уже ко всему привыкли.
– Вы строгий начальник?
– Но справедливый. Хотя мои подчиненные лучше скажут. А вообще мне кажется, что начальник должен быть строгим».

Разные люди в большинстве своем одинаково хорошо относились к Виктору Ивановичу: 

«Он был без остатка влюблен в свое дело, в свое ремесло. Это тот офицер, генерал, который чувствовал себя более счастливым в огненной стихии, дыму, гари и копоти, чем в чистом и светлом кабинете. Мы потеряли настоящего боевого друга», – сказал на ритуале прощания первый зам. министра МЧС (с 4 июля 2018 — 29 марта 2023) генерал-полковник внутренней службы Александр Петрович Чуприян.

А вот еще одно свидетельство:

«Вся моя служба в московском гарнизоне (пожарной охраны) прошла под руководством Виктора Ивановича. Впервые я увидел его на пожаре. Потом ближе познакомились, когда я пришел работать в управление оперативного реагирования. Не забуду, как он меня учил пожары тушить, как правильно организовать работу боевых участков, подачу воды, какие решения правильно принимать, какие неправильно, как идти до конца, когда понимаешь что прав и знаешь, что ответственность будет на тебе. Он даже больше был старшим товарищем, чем начальником», - сказал на траурном митинге на 2-ую годовщину со дня смерти замглавы МЧС РФ Илья Денисов.

Можно теперь только догадываться, сколько полезного мог бы сделать Виктор Иванович для Всероссийского добровольного пожарного общества. Впрочем, то что он сделал – достаточно, чтобы навсегда войти в историю этого замечательного сообщество.

Являясь заместителем председателя центрального совета Всероссийского добровольного пожарного общества - начальником управления добровольной пожарной охраны, он принимал активное участие в законотворческой деятельности. Во многом благодаря Климкину вышел федеральный закон «О добровольной пожарной охране», а 15 мая 2020 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии был введен в действие национальный стандарт Российской Федерации «Добровольная пожарная охрана». После воссоединения России и Крыма Виктор Иванович оказывал многостороннее содействие МЧС Республики Крым при переходе в законодательное поле Российской Федерации.

В героической биографии Виктора Ивановича Климкина еще много интересных и славных дел и свершений. Надеемся, во время подготовки к 70-летию со дня рождения этого замечательного представителя пожарного сообщества России, мы обязательно о них узнаем.

При подготовке материала использовался архив автора и источники свободного доступа
Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Теги