Поэтому педагоги-организаторы программы «Яркое лето» Школы №2101 решили не терять время и в самых разных аспектах рассмотреть с воспитанниками пожарную безопасность.
«В мире много сказок, грустных и смешных…». А педагог-организатор Е.Д. Пигарёва, выполняющая задачи и библиотекаря, обратилась к миру книг и сказок, рассказывающих о пожарах и возгорании.
Педагог-организатор ГБОУ Школа №2101
Так совпало, что викторину «Пожарная безопасность в сказках и рассказах» мы решили проводить в день, когда отмечается экологический праздник «День крокодила». И удивительно – самое известное младшеклассникам произведение, где действует крокодил – это «Путаница» К.И. Чуковского, где «долго-долго крокодил море синее тушил». И это прекрасный повод и хором вспомнить любимые строки, и поговорить о том, чем же плох поступок лисичек (они взяли спички и баловались), кто из героев тушил, в принципе-то, правильно, но не получилось и почему? (лягушата из ушата, два ерша из ковша – это очень маленькие порции воды для тушения пожара, хотя средство выбрано было верно). А почему не получилось у крокодила? (а он тушил тем, что было топливом для пожара). А в реальности могло ли получиться у бабочки? (нет, потому что она создавала приток воздуха к огню, это его усилило, а не потушило).
А вообще крокодил в роли пожарного – это как? Ребята смеются: «Сказочки!» - «Конечно, сказочки! Садитесь тихонько, и я тоже расскажу вам сказочку! Вместе с ВДПО. Посмотрите на первый кадр. Бабушка и внуки уютно расположились у очага. Камельком называли небольшую печку. И вот долгими зимними вечерами семья собиралась у камелька, который заменял и свет, и отопление. Электричества тогда еще не было, керосиновые лампы только появились, а свечи всегда были дорогими, потому что делались из натурального воска. Обычно взрослые или читали детям, или просто рассказывали им сказки.
Когда стали работать непосредственно с викториной, оказалось, что абсолютно все произведения ребятам знакомы. А вот о возможности прочитать их под таким углом зрения они не задумывались, и разговор получился интересный. Каждый кадр викторины – это не только ответ на вопрос по конкретной сказке, это еще и попытка понять – а зачем эта вещь, явление упоминаются тут. Не всегда это именно поучительные строки об опасности огня.
Задаю ребятам вопрос: «В сказках и авторских произведениях нам могут встречаться печки, свечки, а почему?»
И разновозрастная группа с 1 по 4 класс общими усилиями делает вывод: «Люди так жили, этим пользовались. Печка с пирожками в сказке «Гуси-лебеди», баба-га топит печку, и Иван-царевич кидает лягушкину кожу в печку, потому что в старину это был надёжный способ бесследно уничтожить предмет».
А вот случись Ивану-царевичу жить в наши дни, стал бы он так безоглядно всё подряд бросать в печку? И почему? И вот тут да, пришлось порадоваться за знания, полученные ими в течение учебного года. Все младшеклассники чётко сформулировали: «Сейчас много пластика, аэрозолей и всего того, что категорически нельзя уничтожать огнём. Оно горит, но с выделением опасных и ядовитых газов, а баллончики взрываются».
Конечно, огонь страшил наших предков, и не случайно воплощение былинного зла – Змей Горыныч – изрыгает пламя, и именно за это его наказывают богатыри.
Единственная сложность возникла с вопросом про огниво – несмотря на то, что оно до сих пор, но в современной модификации, используется туристами и охотниками, как не знающее износа и не намокающее средство разведения костра в экстремальных условиях, наши школьники думают, что огниво – «для вызова собак». Но этот пробел легко восполняем.
Гораздо важнее, что на простых примерах мы смогли вспомнить правила эвакуации и причины пожара в жилище («Кошкин дом»), безопасность возле костра («Снегурочка», «Оневушка-поскакушка»), правила эксплуатации бытовых печей («Мороз Иванович»), опасность пала травы в поле («Конёк-горбунок»).