7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту по местному времени в Армении произошло катастрофическое землетрясение. Серия подземных толчков за 30 секунд практически уничтожила город Спитак и нанесла сильнейшие разрушения городам Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан (ныне Ванадзор) и Степанаван.
Всего от стихии пострадал 21 город, а также 350 сел (из которых 58 были полностью разрушены).
В эпицентре землетрясения — городе Спитаке — его сила достигла 10 баллов (по 12-балльной шкале), в Ленинакане — девяти баллов, Кировакане — восьми баллов.
Стихия нанесла удар по северу Армении, затронув около 40% ее территории, а подземные толчки ощущались даже в столице Армении Ереване и в столице Грузии Тбилиси.
Сегодня, спустя 36 лет после этой страшной природной катастрофы, и.о. генерального консула России в Гюмри Юрий Ковалько заявил на церемонии почтения памяти жертв Спитакского землетрясения в Гюмри:
«Все мировое сообщество продемонстрировало единство перед лицом этой трагедии, забыв о своих разногласиях. Нужно всегда помнить, что человеческая жизнь бесценна и очень хрупка, и все наши усилия должны быть сосредоточены именно для ее сохранения», - отметил Ковалько, сообщает Русский дом в Армении.
Участие в церемонии возложения цветов приняли также представители Русского Дома в Гюмри, 102-й российской военной базы, Ленинаканского погранотряда, члены общественных организаций российских соотечественников, представители администрации города.
Мы не раз обращались к теме Спитакского землетрясения. Хотя бы уже потому, что именно Чернобыльская авария и мощное землетрясение в Армении окончательно убедили руководство страны в необходимости создания специализированной службы спасения в нашей стране. В декабре 1990–го появился Российский корпус спасателей, потом Госкомитет по делам ГО и ЧС, и потом и чрезвычайное ведомство с мощной и в настоящее время лучшей в мире спасательной службой.
Мне не удалось побывать в Спитаке. По заданию ТАСС я участвовал во встрече армянских беженцев в Нальчике. Вместе с фотокорреспондентом Евгением Недерей, мы беседовали с людьми, старались отвлечь их от страшных мыслей. Пришлось услышать и множество страшных рассказов о том, как все происходило…
А вот о том, как работали спасатели, мне впервые довелось услышать от участника тех событий Александра Николаевича Лаврова. Правда, не сразу, а через несколько лет, когда Лавров стал начальником Кабардино-Балкарской поисково-спасательной службы.
Приходилось слышать воспоминания о спитакских спасработах от известных спасателей Александра Курсакова, братьев Андрея и Владимира Легошиных, Сергея Щетинина, Геннадия Кабанова и многих других. У каждого из них свой взгляд на события тех времен, своя оценка. Тем более интересными оказались для меня материалы из воспоминаний генерала-майора Николая Дмитриевича Тараканова.
Военного специалиста, доктора технических наук, члена Президиума Российской Академии наук я знал как одного из организаторов ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. А вот его участие в организации спасательных и других неотложных работ в зоне спитакского землетрясения стало для меня открытием.
По подсчетам специалистов, во время землетрясения в зоне разрыва земной коры была высвобождена энергия, эквивалентная взрыву десяти атомных бомб, каждая из которых была подобна сброшенной в 1945 году на японский город Хиросиму.
Возможно, именно «энергетическая» схожесть природной катастрофы в Армении и определила выбор руководителя спасработ. И еще – масштабы бедствия: полмиллиона стали бездомными, десятки тысяч погибли. Генерал войск Гражданской обороны СССР Николай Дмитриевич Тараканов получил приказ выдвинуться в Армению. Ему поручили командовать группировкой из 10 полков - разобрать завалы, спасти живых.
«Мои солдаты до нового, 1989 года – за 3 недели – вытащили из-под завалов 25 тысяч живых. И около 20 тысяч трупов. До смерти это буду помнить. Первыми прибыли Ереванский и Тбилисский полки Гражданской обороны. За ними Донецкий, Ногинский, Волгоградский…
Был полк и из Баку, их первый батальон погрузили на Ил-76. Не долетая Спитака, борт врезался в гору. Более 250 солдат и офицеров погибли…
В первые несколько дней спасатели смогли освободить из-под завалов тысячи выживших в трех армянских городах».
В зону бедствия со всей страны прибывали воины гражданской обороны. Военнослужащие расчищали руины, наводили порядок и походными кухнями обеспечили питание граждан. За несколько дней в республике было развернуто 50 тысяч палаток и 200 полевых кухонь. Основные усилия на первом этапе были направлены на спасение выживших людей из-под завалов. Для поиска людей под завалами привлекали кинологические расчеты МВД СССР.
Всего в спасательных работах, помимо добровольцев, принимали участие свыше 20 тысяч солдат и офицеров, на расчистке завалов использовалось более трех тысяч единиц военной техники. По всей стране активно проводился сбор гуманитарной помощи.
Ежесуточно в Армению приходило до 1500 вагонов, сотни военно-транспортных и гражданских самолетов везли стройматериалы, технику, продукты. Обратным потоком эвакуировали более 100 тысяч раненых, оставшихся без крова.
Трагедия Армении потрясла весь мир. В пострадавшую республику прибыли врачи и спасатели из Франции, Швейцарии, Великобритании, ФРГ, США и других стран. В аэропортах Еревана и Ленинакана приземлялись самолеты из разных стран мира с медикаментами, донорской кровью, строительной техникой, оборудованием и предметами первой необходимости. Гуманитарную помощь Армении оказали 111 государств со всех континентов.
В результате стихийного бедствия, по официальным данным, погибли 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, а 514 тысяч человек лишились крова.
Стихия разрушила более 80% жилого фонда в Ленинакане — втором по величине городе Армении, половину застройки в Кировакане.
Землетрясение вывело из строя около 40% промышленного потенциала республики. Были разрушены или пришли в аварийное состояние общеобразовательные школы на 210 тысяч ученических мест, детские сады на 42 тысячи мест, 416 объектов здравоохранения, два театра, 14 музеев, 391 библиотека, 42 кинотеатра, 349 клубов и домов культуры. Было выведено из строя 600 километров автодорог, 10 километров железнодорожных путей, полностью или частично разрушено 230 промышленных предприятий. Перестала функционировать почти вся производственная и социальная инфраструктура на одной трети территории республики. Прямой материальный ущерб оценивается в 10 миллиардов рублей (на 1988 год), а с учетом затрат на восстановление эта сумма должна быть удвоена.
По оценкам экспертов, катастрофические последствия землетрясения в Армении были обусловлены недооценкой сейсмической опасности региона, несовершенством нормативных документов по сейсмостойкому строительству, низким качеством строительства, а также недостаточной подготовленностью спасательных служб.
Землетрясение в Армении стало общенациональной трагедией. На помощь пришел весь Советский Союз. Комиссию по ликвидации последствий трагедии возглавил председатель Совета министров СССР Николай Рыжков.
В зоне бедствия первыми пришли на помощь местным жителям и приступили к аварийно-спасательным работам воинские подразделения, дислоцированные в пострадавших городах. Первый самолет министерства обороны СССР с военно-полевыми хирургами и лекарствами почти сразу, как стало известно о землетрясении, вылетел из Москвы. Военные медики прибыли в Ленинакан поздно вечером 7 декабря. На следующий день после трагедии из Москвы в Армению прибыла бригада из 98 высококвалифицированных медиков и военно-полевых хирургов во главе с министром здравоохранения СССР Евгением Чазовым. Только в первые сутки военные врачи оказали квалифицированную помощь 1200 пострадавшим.
10 декабря 1988 года, прервав свой официальный визит в США, в Ленинакан прилетел генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель президиума Верховного Совета СССР Михаил Горбачев. Он на месте ознакомился с ходом разворачивающихся спасательных и восстановительных работ. На совещании с руководителями союзных министерств и ведомств были рассмотрены первоочередные задачи по оказанию необходимой помощи Армении.
Памятник, посвященный трагическим событиям 1988 года, был открыт 7 декабря 2008 года в центре Гюмри. Установленный на общественные средства он назван «Жертвам безвинным, сердцам милосердным».
В 2015 году в Спитаке открыли памятник советским воинам, принявшим участие в ликвидации последствий землетрясения. Он создан по инициативе Российского военно-исторического общества на народные пожертвования.
На основании закона «О праздниках и памятных днях Республики Армения», принятого 24 июля 2001 года, 7 декабря в стране отмечается как День памяти жертв землетрясения.