Среди героев навсегда

Среди героев навсегда

img
Тройной залп почетного караула и… щемящая тишина. На Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге похоронили 14 опытных офицеров-подводников. Семь капитанов первого ранга, три капитана второго ранга, два капитана третьего ранга, капитан-лейтенант и подполковник медицинской службы. Их могилы находятся рядом с мемориалом погибшим на подводной лодке «Курск».

Пожар на глубоководном аппарате, в ходе которого погибли 14 человек, разгорелся 1 июля 2019 года. Трагедия произошла на атомной глубоководной станции проекта 10831 («Лошарик»). В Минобороны назвали имена погибших военных — это 
Долонский Денис Владимирович (Герой России, капитан 1 ранга);
Филин Николай Иванович (Герой России, капитан 1 ранга);
Абанкин Владимир Леонидович (капитан 1 ранга);
Воскресенский Андрей Владимирович (капитан 1 ранга);
Иванов Константин Анатольевич (капитан 1 ранга);
Опарин Денис Александрович (капитан 1 ранга);
Сомов Константин Юрьевич (капитан 1 ранга);
Авдонин Александр Валерьевич (капитан 2 ранга);
Данильченко Сергей Петрович (капитан 2 ранга);
Соловьев Дмитрий Александрович (капитан 2 ранга);
Васильев Александр Сергеевич (подполковник);
Кузьмин Виктор Сергеевич (капитан 3 ранга);
Сухиничев Владимир Геннадьевич (капитан 3 ранга);
Дубков Михаил Игоревич (капитан-лейтенант)..

Детали происшествия относятся к гостайне. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал миссию подводной лодки «государственной тайной», а это значит, что весь масштаб событий в тот роковой день не может быть досконально известен.

Пожар начался в аккумуляторном отсеке корабля как раз в тот момент, когда субмарина была готова вернуться с тренировок на свою базу в бухте Оленья Губа. Ходили слухи, что учения стали заключительными перед боевым развертыванием.

В состав экипажа входили одни из самых опытных людей ВМФ России. В момент катастрофы подлодка находилась в Мотовском заливе, недалеко от полуострова Рыбачий, возможно, всего в 50 км от границы с Норвегией.

Считается, что на определенной глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана. При этом она может развивать скорость до 30 узлов в час (56 км/ч). Субмарина  оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. 

В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.

Наша справка
Атомная глубоководная станция проекта 10831, шифр «Калитка», заводской номер 210 (в некоторых источниках номер 210 указывается как номер проекта АГС), была разработана конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта — генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Ю. М. Коновалов. 

Генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Юрий Михайлович Коновалов

Проект 10831 стал дальнейшим развитием атомных глубоководных станций проектов 1910 «Кашалот» и 1851 «Палтус». Строительство подводной лодки велось с 1988 года. В 1990-е годы в связи с нехваткой финансирования и отказа от концепции проведения операций спецназначения строительство было законсервировано, а в начале 2000-х годов возобновлено.
Разработка и строительство подводной лодки велись в условиях повышенной секретности. Число занятых на строительстве подлодки рабочих и инженеров жёстко регламентировалось на протяжении 15 лет, ушедших на её создание.
Подводная лодка, которой был присвоен тактический номер АС-12, была выведена со стапеля цеха № 42 завода «Севмаш» 13 августа 2003 года. На торжественной церемонии, посвящённой этому событию, присутствовал Главком ВМФ  и представители КБ «Малахит». Спустя три дня был произведён спуск подлодки на воду.
В феврале 2012 года субмарина  проходила ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.
В конце сентября 2012 года подводная лодка приняла участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой на протяжении 20 суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2500—3000 метров для специальных операций различного характера.

Корреспондент РБК по свежим следам выяснял, что же произошло на субмарине, записывал рассказы участников:

«Атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 («Лошарик») и ее базовая станция — атомная подлодка «Подмосковье» приписаны к 29-й дивизии, которая дислоцируется в населенном пункте Оленья Губа на западном берегу Кольского залива, рассказал РБК источник, знакомый с деталями инцидента, и подтвердил второй собеседник, знакомый с ходом расследования.
1 июля около 21:00 атомная подлодка, состыкованная с базовой станцией, вышла из Оленьей Губы и, предположительно, пошла на северо-запад до Мотовского залива. В этом заливе располагается полигон, где российские подлодки опускаются на предельные глубины, до 600 м, объясняет бывший подводник, служивший в регионе. После выполнения задания, характер которого не уточняется, «Лошарик» поднялся наверх и состыковался с лодкой-носителем, тогда и произошло ЧП. Именно это обстоятельство позволило спасти часть экипажа и саму станцию.

По предварительным данным, пожар и взрыв произошли в носовом отсеке, где находился аккумулятор, говорит еще один собеседник РБК, знакомый с работой комиссии. Эту информацию подтвердил и собеседник, знакомый с ходом расследования. Авария случилась именно на глубоководной станции АС-31, а не на лодке-носителе.
Точное количество людей на АС-31 в момент пожара не раскрывается. Официально объявлено о 14 погибших. «Спальных мест на подлодке 24», — отмечает собеседник, принимавший участие в подобных учениях. Все присутствующие на лодке, о которых известно, были офицерами. «Это нормальный состав для подобной подлодки. На таких глубинах работают специально подготовленные люди. Экипаж АС-31 не подразумевает срочников, должны быть только офицеры», — объясняет он.

Единственный гражданский на борту, по всей вероятности, был представителем завода «Севмаш», который строит подлодки, и осуществлял наладку механизмов, отмечает знакомый с обстоятельствами ЧП моряк. Военнослужащие сами не выполняют настройку оборудования, они его только эксплуатируют, объясняет он, а регламентные работы выполняют специалисты предприятий-изготовителей. «Корабль вышел в море, они должны были отработать некоторые задачи. Я предполагаю, что это был учебный выход для проверки готовности корабля», — отмечает подводник.

«У комиссии вызывает вопросы причина взрыва в отсеке, где находился аккумулятор, а также тот факт, что моряки не воспользовались портативными дыхательными аппаратами, которыми по инструкции должны были воспользоваться в первую очередь», — говорит знакомый с расследованием обстоятельств инцидента собеседник РБК.

Речь, скорее всего, идет о литиевой аккумуляторной батарее, как считалось, абсолютно безопасной, уточняет еще один опытный подводник. «Ни одной серьезной аварии на этих батареях за все 45 лет существования таких подлодок», — подчеркивает он. Литиевая батарея является резервным источником питания на этой атомной подлодке, объясняет другой бывший подводник.

У каждого подводника среди прочего есть портативный дыхательный аппарат (ПДА) — красная коробка, в которой находится противогазная маска и устройство для дыхания замкнутого цикла, подтверждает подводник, знакомый с погибшими членами экипажа. ПДА дает возможность до 20 минут бороться за живучесть лодки, несмотря на продукты горения, отмечает он. Кроме того, у моряков были изолирующие противогазы (ИП-6): когда заканчивается воздух в ПДА, они должны были переключиться на ИП-6, регенеративный патрон которых дает возможность продержаться еще 40 минут, объясняет он.

Вероятно, моряки не успели воспользоваться средствами защиты из-за взрыва — кто-то сразу погиб, а кто-то потерял сознание и задохнулся, не успев надеть ПДА. Не исключено, что кто-то находился не на вахте и спал, предполагает собеседник РБК. В подлодке такого типа достаточно двух-трех вздохов, чтобы отравиться продуктами горения и потерять сознание, объясняет подводник.

Погибшие моряки находились в носовом отсеке подлодки, еще четверо были в центральном отсеке, они не были задействованы в стыковке и успели перебраться в лодку-носитель, отмечает собеседник, знакомый с обстоятельствами трагедии. Гражданский находился в носовом отсеке, его удалось эвакуировать оттуда, отмечает он.

Как именно удалось эвакуировать гражданского специалиста и изолировать носовой отсек, неизвестно. В официальном сообщении Минобороны говорится, что гражданского вывел из отсека и задраил люк капитан второго ранга Дмитрий Соловьев. Если люк задраил кто-то из погибших впоследствии моряков, вероятно, у него на это были считанные секунды — и в таком случае можно предположить, что он решил не тратить время на подключение к ПДА, пожертвовав жизнью ради спасения остальных, рассуждают собеседники РБК. Впрочем, не исключен и вариант, что люк задраили с другой стороны.

Ядерный реактор на АС-31 — небольшой мощности, он находится в абсолютно герметичном отсеке и управляется дистанционно, объясняет подводник. «Поэтому ядерного взрыва быть не могло. Но если не задраить носовой отсек, пожар перекинулся бы на лодку-носитель, и мы бы столкнулись с гибелью гораздо большего количества людей и, возможно, гибелью обоих кораблей — «Лошарика» и «Подмосковья», — добавляет он.

А вот что рассказал военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский:

«Во время нахождения этой специальной лодки на большой глубине произошло возгорание в аккумуляторном отсеке. Сработали штатные средства пожаротушения, но полностью ликвидировать очаг они не смогли, и в борьбу за живучесть корабля вступил экипаж. Он предотвратил распространение пламени по лодке за счет герметизации отсека, и экипаж полтора часа боролся за живучесть корабля. В итоге лодка всплыла и была отбуксирована в Североморск. При этом военнослужащие и члены экипажа совершенно сознательно вывели из горящего отсека гражданского - представителя промышленности, который был прикомандирован на время исполнения учебно-боевой задачи.

Прощание с погибшими в Баренцевом море подводниками. 

Оленья Губа — один из населенных пунктов, входящих в закрытое территориально-административное образование (ЗАТО) Александровск. Местное руководство приняло решение присвоить школе №280 в Оленьей Губе имя одного из погибших моряков — Дениса Опарина, выпускника этой школы, рассказал РБК глава ЗАТО Александровск Семен Кауров. В учреждении уже есть памятный уголок, посвященный гибели подводной лодки С-80 в 1961 году. Теперь там разместят музейную экспозицию и биографию Опарина, а на здании школы установят мемориальную доску.

Капитан первого ранга Денис Опарин, сын командира воинской части, к которой относится экипаж АС-31, Героя России Александра Опарина. Минобороны сообщило, что Опарин-младший награжден орденом Мужества, медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени и медалью Ушакова. Указом президента ему было присвоено звание Героя России посмертно.

Атомная глубоководная станция проекта 10831 получила неофициальное название «Лошарик» из-за своей конструкции — цепи сопряженных высокопрочных титановых сфер, которые напоминают героя мультфильма «Лошарик», созданного в 1971 году Юрием Норштейном.

Президент России присвоил четырем погибшим звание Героев России – это капитаны первого ранга Андрей Воскресенский, Денис Опарин и Константин Сомов, а также капитан второго ранга Дмитрий Соловьев, который спас из горящего отсека гражданского специалиста и закрыл за собой люк, чтобы продолжить тушение.
Остальные посмертно получили ордена Мужества: капитаны первого ранга Владимир Абанкин, Сергей Данильченко, Денис Долонский, Константин Иванов и Николай Филин, капитан второго ранга Александр Авдонин, капитаны третьего ранга Виктор Кузьмин и Владимир Сухиничев, подполковник медицинской службы Александр Васильев и капитан-лейтенант Михаил Дубков.

PS.  Российская глубоководная атомная подводная лодка АС-12/31, известная в народе как «Лошарик», возвращается в строй. Неизвестный источник, обладающий информацией о подлодке, сообщил агентству ТАСС: «Ремонт «Лошарика» практически завершен. После некоторой оставшейся работы планируется, что он выйдет на испытания».

Источник  сообщил, что судно сможет погружаться на глубину 6000 метров даже после ремонта. Титановый корпус субмарины, гарантирующий возможность погружения судна, не пострадал. После аварии в Минобороны России заявили, что, хотя судно использует ядерный реактор, он во время пожара не пострадал. 

Несмотря на атомную установку, эти подводные лодки относительно невелики, что затрудняет поддержание экипажей в течение длительных периодов времени, таким образом, они нуждаются в поддержке материнских кораблей в более длительных рейсах.
Такая роль в настоящее время отводится АПЛ «Белгород» и «Подмосковье» (переоборудованный проект «Дельфин»). AС-12/31имеет водоизмещение всего 2100 тонн в подводном положении, что делает его небольшим, но мощным оружием. Водоизмещение российского «Белгорода», напротив, составляет 17 000 тонн. Имея длину всего 70 метров, АС-31 настолько компактна, что ее может нести более крупная российская подводная лодка.

При подготовке использованы материалы открытого доступа
Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Похожие публикации
Теги