Уникальный экспонат пожарно-технической выставки г. Краснодара

Уникальный экспонат пожарно-технической выставки г. Краснодара

img
Памятный знак Всесоюзной сельскохозяйственной выставки был вручен шофер-механику В.Т. Кузнецову 1 августа 1939 года за 1 место в конкурсе на лучшую автоцистерну полузакрытого типа. Этот экспонат представлен в экспозиции пожарно-технической выставки г. Краснодара на ул. Мира 56.

 

В конце 30-х годов в мастерских пожарных команд сразу нескольких городов начинают создаваться пожарные автомобили с так называемым «полузакрытым кузовом»: с закрытой кабиной боевого расчета и открытой задней частью автомобиля. К кузовам так называемого «полузакрытого» типа одновременно приходят все лидеры в развитии пожарной техники того периода: Москва, Ленинград и Краснодар. Кульминацией становится участие их автомобилей в 1939 году в первой экспозиции Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. К сожалению, достаточной информации по этим автомобилям не сохранилось. Все они были созданы на шасси ЗИС-5, и, видимо, имели одинаковую емкость - 1500 л. Не вызывает сомнения и оборудование их стандартными для тех лет насосами Д-20, других ведь просто не было. До наших дней дошло лишь описание конструкции автоцистерны, разработанной Краснодарским заводом противопожарного оборудования.

Имеющиеся фотоматериалы и описания не позволяют сделать однозначный вывод, что это было – собственная разработка или переоборудованная серийная ПМЗ-2. Учитывая славные традиции Краснодара в деле строительства автоцистерн и наличие в городе своего завода, вполне возможно, что машина была создана «с нуля».

Особенности конструкции

Наверху, на кронштейнах над кузовом, размещался типичный для того времени набор пожарных лестниц: трехколенная, штурмовка, лестница-палка. Причем, все лестницы закреплялись одним креплением, благодаря хитрому устройству которого можно было снимать или каждую лестницу отдельно или все лестницы сразу. Размещение штурмовой лестницы на автомобиле позволяло решить один из серьезных конструктивных недостатков автомобилей того времени - крюк штурмовки мешал снятию рукавной катушки. На краснодарской автоцистерне она укладывалась «косой вниз», и крюк этой «косы» входил в специально предусмотренную выемку в баке цистерны. Это позволяло беспрепятственно снимать заднюю рукавную катушку. По бокам цистерны имелись четыре ящика, по два с два с каждой стороны, которые предназначались для пенопорошка в количестве 60 кг и шести напорных (выкидных) рукавов. Рукава в скатках размещались в специальных гнездах. Остальные рукава, положенные по табелю на автоцистерну, вывозились на задней рукавной катушке в количестве шести штук (120м). Всё необходимое противопожарное оборудование размещалось в нижних боковых ящиках и на подножках автомобиля.

Василий Тихонович Кузнецов

Работа по созданию автоцистерны проводилась под руководством В.Т. Кузнецова. И представлять новую машину в Москве было поручено именно ему. Автоцистерну доставили в Москву по железной дороге вместе с кубанской делегацией.

Красавица-машина, сверкая свежей краской, не уступающая внешним видом заводским образцам, вызывала большой интерес, как у профессионалов, так и у простых посетителей выставки. Как, впрочем, и две другие новые автоцистерны - московская и ленинградская.

Испытания автомобилей, входившие в программу выставки, были проведены авторитетной комиссией, которая по их результатам присудила первое место краснодарцам 1 августа 1939 года.

Памятный знак Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Вы можете посетить виртуальную экскурсию по пожарно-технической выставке г. Краснодара и ознакомиться с этим и другими экспонатами музея пожарной охраны.

Мастерские Кузнецова

Василий Тихонович родился в 1894 году в крестьянской семье, с 9 лет работал батраком. В революционном Екатеринодаре (прежнее название Краснодара) спешно создавались красные отряды и отправлялись в бой. Кузнецов вызвался создать автомобильный отряд Красного Креста и стал шофером. Оставшийся у пожарной команды конный состав в количестве трех лошадей был доведен до 30 лошадей. Надежды на увеличение конского обоза не было, выходом из сложившейся ситуации стал переход с конной тяги на автомобили. В этот период в декабре 1920 года Кузнецов поступил шофером в Городскую Пожарную Команду.

В здании Главной части имелась мастерская для ковки лошадей и ремонта конных ходов. Рабочим автомастерских было поручено собрать к утру три грузовых автомобиля. Ответственным назначили Кузнецова. Всю ночь, не покладая рук, трудились 18 человек. Рабочие установили на автомобилях цистерны, разместили ручные насосы, шанцевый инструмент. Задание было выполнено, так в Краснодарской пожарной команде появились первые спецавтомобили.

Учитывая необходимость технического перевооружения, в 1922 году в городской пожарной команде были созданы слесарно-механические мастерские и токарная. Здесь огнеборцы переоборудовали грузовые автомобили к нуждам пожаротушения. В пожарном обозе появились 5 автомобилей: "Пирс-Арроу", "Фиат", "Уайт", "Поккард" и одна легковая автомашина "Форд". Так к концу 1922 года главная часть полностью перешла на автомобили.

В это время появляется конструкция автомобильной пожарной выдвижной лестницы. В 1925 году в боевом расчете Команды было уже 8 пожарных автомобилей, 1 служебный и 1 легковой автомобиль, не уступавшие по качеству исполнения заводским фабрикатам, и приспособленные к местным условиям.

До начала поступления отечественной техники краснодарцы умудрились получить по «лицензии» два автомобиля «Мерседес-Бенц», которые тут же переоборудовали своими силами в автоцистерны.

Начальника мастерских Василия Кузнецова можно было видеть около машин даже ночью, где он обдумывал или измерял «как, где и что устроить, какое сделать перезаключение…». Некоторое время на Кузнецова был наложен запрет появляться в свободные часы в мастерской, поскольку «создавалось полное представление о сверхурочной его работе, что напоминало эксплуатацию человека».

Василий Тихонович имел большой авторитет среди конструкторов своего времени. Председатель ВЦИК Калинин поручил Кузнецову передать опыт автозаводцам Ярославля, где Василий Тихонович организовал учебу для 100 рабочих. Опытный в автоделе "дотошный кубанец" помог заводу найти и причину неудач: Германия поставляла на завод двигатели с серьезными неисправностями.

В 30-е годы началось обновление краснодарского автопарка на базе ГАЗ-АА и ЗИС-5. Мастерские перешли на выпуск линеек и двухкабинных автоцистерн закрытого типа.

Профиль мастерских был расширен. Наряду с автомобилями, здесь теперь изготавливали и оборудование для добровольных пожарных дружин городов и сельских районов. Приступили к производству трубно-бочечных ходов, выдвижных лестниц, лестниц-палок, стволов-распылителей, гидропультов, шанцевого инструмента.

Марка Краснодарских пожарных мастерских была известна во многих городах России. Впоследствии мастерские стали именоваться "Заводом по производству пожарного оборудования".

К середине 30-х годов мастерские превратились в солидное предприятие, насчитывающее около 300 рабочих, и было решено передать их Наркомату легкой промышленности в качестве Всесоюзного завода противопожарного оборудования. Вместе с тем, Краснодарская пожарная охрана для своих нужд организовала новые мастерские, ставшие экспериментальной базой завода.

Поделиться: