«Война на всю жизнь осталась большим широким «шрамом»…

«Война на всю жизнь осталась большим широким «шрамом»…

img
Вечная память павшим! Вечная слава живым!

Нина Максимовна Чулкова – уникальный человек! Ветеран Великой Отечественной войны - труженица тыла, ветеран пожарной охраны и представитель «огненной» династии, активный общественный деятель и спортсменка. А ещё она человек с уникальной памятью и потрясающим жизнелюбием. Всё это вкупе позволило Нине Максимовне прожить долгую и интересную жизнь.

Что касается войны, то она на всю жизнь осталась большим широким «шрамом», тем событием, о котором, с одной стороны, вспоминать не хочется, а, с другой, просто необходимо говорить. Необходимо помнить и рассказывать, слушать и запоминать… всем последующим поколениям!

Из воспоминаний Нины Максимовны Чулковой:

Отец мой, Максим Владимирович Кузнецов, был участником Первой мировой и Гражданской войн, а затем 27 лет своей жизни посвятил пожарной охране. И отдал жизнь, будучи на боевом посту (погиб на пожаре в 1948 году – прим. М.В. Растопчина).

Начинал отец службу в Казани, в пожарной команде химического завода №40, помощником начальника команды. А после окончания в Ленинграде курсов Военизированной пожарной школы им. В.В. Куйбышева он оказался в Челябинской области. Перед войной семь лет прослужил в Магнитогорске, а в 1938 году его перевели в Челябинск, руководить пожарной командой на ЧГРЭС (тепловую электростанцию ввели в эксплуатацию в 1930 году по плану ГОЭЛРО). На этом посту он встретил и прослужил почти всю войну.

В 1941 году, на начало войны, мне было почти 13 лет. Хорошо помню этот день, 22 июня. Родители и я были дома, и из репродуктора зазвучал голос Молотова (первого заместителя председателя Совета Народных Комиссаров). После окончания сообщения в комнате стояла гробовая тишина. Так мы и узнали о том, что началась война.

Но, жизнь продолжается, не стоит на месте. Всем нужно было помогать стране, каждому по-своему: кому пока учиться, кому работать, а кому и воевать. Но, 1 сентября, когда мы пришли в школу, занятия не начались. Нас, ребят постарше, отправили за город собирать свеклу, картошку. Примерно месяц мы этим занимались, жили в полевых условиях. После этого вернулись и тогда уже началась учёба.

Все военные годы отец, как руководитель того или иного подразделения, старался сделать так, чтобы пожарным жилось получше. Всегда хлопотал за подчинённых. А на ЧГРЭС сделал общественную столовую: по цехам выпрашивал мороженую картошку, какую-то крупу, патоку для этой столовой. Готовили такой, знаете, мутный супик. Подкармливал личный состав – военные годы, как никак, тяжело было!

В пожарной команде, да и на самой электростанции, в годы войны женщины заменили на многих должностях ушедших на фронт мужчин. Они же в сезонное время собирали ягоды, грибы, травы. Заготавливали всё это на зиму. Разумеется, вели своё подсобное хозяйство: за городом разработали участок, на котором выращивали картофель, капусту, морковь, свеклу. Всем миром потом собирали небогатый, но такой дорогой урожай. Поэтому, осенью было повеселее.

Однажды из этих овощей мы с мамой сделали полный таз винегрета, так это для нас такой пир был! Гости пришли, и их угощали…

В Магнитке при части была лошадь (да, были времена!), и, когда возникала необходимость и была возможность, начальник команды обязательно одалживал её людям: что-то перевезти, вспахать.

Конечно же, было очень тяжело! Но, война есть война. Кто-то проливал кровь, погибал, защищая страну! Наша же задача была не посрамить их ратный труд и память здесь, в тылу. Поэтому работали, отдавая все силы: тушили, спасали людей и имущество.

Но, наконец-то, ЭТОТ день настал – День Победы!

Я в это время уже несколько месяцев как работала в пожарной охране, телефонистом. Было это в Магнитогорске, куда снова перевели отца. В этот день была на дежурстве, на своём рабочем месте. Обошлось без вызовов, поэтому пожарные находились в соседнем помещении.

И вот прозвучало: победа! Все вскочили, начали прыгать, кричать от радости, обниматься! Что тут началось, это надо было видеть!..

…В семье у Максима Владимировича и Марии Андреевны нас было четверо детей: Михаил, Александр, Надежда и я. Несмотря на тяготы, жили дружно. Дети учились, родители работали.

Старшие, Михаил и Надежда, в годы войны пошли работать на один из эвакуированных в Челябинск заводов по производству патронов. Александр отучился в Троицке, что-то там по авиационной части (Нина Максимовна махнула рукой), и готовился к отправке на фронт. Но, только он уехал, как вскоре объявили о победе. А я поступила в пожарную охрану в том самом, победном году, и отдала службе 32 года жизни.

Так и пережили войну. Всё превозмогли. Так победили…

Михаил Растопчин
Фото из архива Н.М. Чулковой
Поделиться:
img
майор внутренней службы
Похожие публикации