Родился Василий Тихонович на Кубани в 1894 году в крестьянской семье. С началом Первой мировой войны ушёл в армию, попал в автошколу. Дальнейшая его служба была связана с перегоном автомобилей из Персии в Россию. Именно в тот период он досконально изучил автотехнику и приобрёл колоссальный опыт вождения автомобиля.
Весной 1920 года, Василий Кузнецов приходит на должность водителя в пожарную охрану Краснодара. Важнейшей задачей того времени стала автомобилизация пожарной службы. Он возглавил работу по переводу Краснодарских огнеборцев с конной тяги на автомобили.
В 1921 году Василий Кузнецов и Александр Борчевский принимают важное решение – ядро автопарка должны составить автомобили одной марки «Паккард». Это решение привело к тому, что уже к 1922 году в здании Красной (бывшей Главной) части организовываются первые Краснодарские слесарно-механические мастерские. Машины были заново построены, отремонтированы, специально приспособлены и имели заводское качество.
Первый Краснодарский пожарный автомобиль «Полундра» вывозил 900 литров воды и имел ручной насос. На шасси «Паккард» была создана автолинейка «Трубник», автоцистерны «Пламябой» и «Огнебой», автомобиль «Пожарный». В 1927 году создаётся автоцистерна «Краснознамёнец», имеющая на борту два бака для воды и центробежный насос.
До начала централизованного поступления отечественной техники краснодарцы получили «по лицензии» два «Мерседеса», тут же переоборудованных в автоцистерны. Были и оригинальные конструкции, например, служебная автомашина «Искра». Автомобиль поддерживал связь с частями и выполнял боевые поручения. В мастерских была придумана хозяйственная автомашина «Рабочий» − универсальная конструкция полугрузового кузова, позволявшая возить грузы, пожарные рукава, оборудование, людей для смены на пожарах.
В результате интенсивной деятельности к 1924 году команда имела уже 25 ходов. К 1925 году были построены принципиально новые конструкции пожарных автомобилей – автоцистерна с полузакрытым кузовом, 24-метровая съёмная выдвижная механическая лестница «Топорник», которую Василий Кузнецов создал совместно с Григорием Клочаном.
Вкладом краснодарцев в развитие пожарной техники стал целый ряд простых и эффективных решений. Разработанные в Краснодаре конструкции сокращали время сборов по тревоге. Удобное размещение лестниц снижало центр тяжести.
Василий Тихонович имел авторитет среди конструкторов своего времени. Председатель ВЦИК Калинин поручил Кузнецову передать опыт автозаводцам Ярославля. Он организовал учёбу для 100 рабочих и помог заводу найти причину неудач: Германия поставляла на завод двигатели с серьёзными неисправностями.
Краснодарская команда, приступая к оборудованию своих машин, отошла в сторону от общепринятых в СССР конструктивных схем. Была создана разумная и простая система организации пожарного хозяйства. Такие радикальные решения помогли повысить экономические показатели.
При переходе мастерских в статус завода по производству противопожарного оборудования, краснодарские пожарные создают новые мастерские, ставшие экспериментальной базой завода. Сконструированная здесь автоцистерна полузакрытого типа в 1939 году заняла первое место на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Автоцистерна была рекомендована в серийное производство М. И. Калининым, комиссиями ГУПО НКВД СССР и Главного управления противопожарного оборудования (ГлавУППО).
В 1925 году Василий Тихонович был удостоен высокого звания «Красный Герой Труда», а также права ношения Золотого нагрудного знака НКВД.
Уйдя на пенсию, Кузнецов активно участвовал в проведении противопожарной профилактической работы. Большую помощь Василий Тихонович оказал в организации Краснодарской краевой пожарно-технической выставки, в экспозиции которой представлены созданные им уникальные макеты пожарных автомобилей, документы и фотографии. Прожил заслуженный пожарный-конструктор более 90 лет .
В статье использованы фотографии из архива Краснодарской краевой пожарно-технической выставки Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю.