Первая пожарная лестница была запатентована в Америке 8 апреля 1766 года. Ее длина была примерно 10 метров.
Позднее большой вклад в развитие пожарной лестницы внесли российские инженеры. Первая отечественная раздвижная пожарная лестница была выпущена в 1777 году. По некоторым данным её длина достигала 20 метров. Создатель лестницы кузнечный мастер Петр Дальгрен получил медаль за свое изобретение от Академии наук.
Создание первой трёхколенной лестницы датируется 1809 годом. Изобрел ее русский механик Кирилл Васильевич Соболев, за что он был награжден медалью «За полезное». В ХХ веке пожарные лестницы стали устанавливать на автомобильное шасси. В 1892 году пожарная лестница в России имела длину уже целых 27 метров.
Из истории пожарных лестниц известно также, что одним из типов пожарных лестниц были съемные механические лестницы. Раньше они доставлялись к месту пожара конной тягой. Конструкция, соединяющая пароконный двухколесный передок непосредственно с механической лестницей, представляла собой четырехколесный лестничный ход. Задними колесами хода служили колеса лестницы. По прибытию к месту вызова двухколесный передок отъезжал в сторону, а лестницу откатывали на выбранную позицию и переводили в «боевое положение».
Идея использования таких лестниц совместно с автомобилем была проста - своими каркасом она просто накатывалась на платформу автомобильного шасси по специальным роликам и фиксировалась для транспортировки.
Прибывая на пожар, боевой расчет скатывал её с шасси на землю и, пользуясь её колесами, маневрировал на месте пожара, устанавливая лестницу в месте наиболее удобном для работы. Этот тип автолестниц получил широкое распространение в СССР - они были дешевле в изготовлении, проще в конструкции. Можно было использовать старые лестницы, оставшиеся от конного обоза. Но их главное преимущество состояло в том, что они были наиболее приспособлены к условиям российских городов, причем, самых разных - от высотных столиц союзных республик до деревянных городов областного уровня.
Везде находилось применение лестницам такого типа. Для Ленинграда, например, была важна возможность провозить их под арками домов, во дворы-колодцы. Это было недоступно самым дорогим и современным автолестницам заграничного производства - мешала их традиционно большая высота.
Города поменьше, которые не могли позволить себе роскошь приобретения дорогих «иностранцев», создавали съемные лестницы своих конструкций. И, как оказалось, в оперативном отношении даже выигрывали. Легкие съемные лестницы полностью соответствовали требованиям пожаротушения невысоких зданий (в 3-5 этажей), а их маневренность позволяла использовать на улицах любой ширины, с любым состоянием дорожного покрытия.
Кроме того, в крупных городах возникали некоторые противоречия между развитием пожарной техники и городского хозяйства. Это касалось, прежде всего, городского транспорта.
С появлением в начале 30-х годов XX века на улицах троллейбусов (в Москве, например, троллейбус появился в 1933 году) протяженность контактной сети резко возросла. Транспортники, разумеется, прокладывали ее так, как требовалось им. Порой такая технология становилась непреодолимым препятствием для несъемных пожарных автолестниц. Так, в Ленинграде имел место инцидент, когда устанавливаемая в ночное время металлическая автолестница, коснувшись невидимых в темноте проводов, произвела короткое замыкание, что вызвало удар током работающих с ней пожарных. Также, по мнению пожарных специалистов, требовала пересмотра практика создания произвольных зеленых полос и бессистемная посадка деревьев вдоль жилых кварталов, мешающих подъезду и работе автолестниц у здания. Всех этих неприятностей были лишены гораздо более мобильные и подвижные съемные лестницы. Остановимся на них поподробнее.
Лучше всех сохранились описания таких лестниц, изготовленных в Краснодаре и Ленинграде.
Постройкой краснодарской лестницы в 1924-1925 годах руководил профессионал пожарного дела, бывший брандмейстер городской пожарной команды Григорий Данилович Клочан, человек хорошо знавший все требования, предъявляемые пожарными к таким устройствам, и город, в условиях которого этот механизм в последствии придется использовать. Участие в создании краснодарской лестницы «Топорник» принимали брандмайор команды Александр Александрович Борчевский и руководитель слесарно-механических мастерских Василий Тихонович Кузнецов.
За успешное выполнение этой работы он был премирован месячным окладом денежного содержания. По традиции автолестнице дали название: «Топорник». Как и остальные автомобили пожарной команды Краснодара, она была построена на двухтонном шасси «Паккарда» 1914 года выпуска.
Помимо самой механической лестницы на шасси размещался центробежный насос высокого давления немецкой фирмы «Егер и Ко». Заметим лишь, что применение такого автомобиля очень рационально с оперативной точки зрения. Оставив лестницу на месте пожара, автомобиль уезжал к водоисточнику и мог работать, подавая воду в качестве автонасоса.
Лестница механическая, четырехколенная, свободно стоящая, поднималась на высоту 27 метров. Снятие с машины и её выдвижение производилось с помощью лебедок и стальных тросов с приводом от автомобильного двигателя. Колена при этом легко двигались по 24 медным роликам, что позволяло свободно управлять ею всего двум бойцам. Еще одной интересной особенностью была возможность установки этой лестницы, как с самой машины, так и самостоятельно, с земли.
Перед постановкой в боевой расчет в команде провели тщательные испытания, благодаря которым было установлено: «детали лестницы и пригонка всех ее частей выполнены с особой тщательностью».
Боевой расчет лестницы «Топорник» составлял шесть человек, включая водителя, для размещения бойцов по обеим сторонам шасси, над подножками, были расположены по два откидных, на особых шарнирах, сидения.
На пожар вывозилось следующее оборудование: 1 всасывающий рукав диаметром 3 дюйма и длиной в 2,5 метра, 80 метров напорных рукавов в 2,5 дюйма (64 мм), 1 чан парусиновый складной (неизвестного нам назначения - прим. автора), 1 багор железный, 2 лома и 1 лопата.
Труд пожарных был высоко оценен. На Кубанской окружной сельскохозяйственной выставке в октябре 1925 года продукция мастерских пожарной команды была удостоена двух дипломов 1-й степени. Первого - «за проявленную инициативу, за механизацию средств огнетушения, за организацию мастерских, безукоризненное выполнение в них технического оборудования, специального пожарного обоза, по качеству не уступающего фабрикатам заводского массового производства», и второго - за автомобильную механическую лестницу «Топорник». Достаточно редкая награда для не специализированной выставки.
В настоящее время на вооружении МЧС России и пожарной охраны имеются лестницы на шасси автомобилей, трёхколенные и штурмовые лестницы. Все они имеют различное назначение и специфику.