День образования первой пожарной команды в Костроме

14
октября
15
октября
16
октября
17
октября
18
октября
19
октября
20
октября
21
октября
22
октября
23
октября
24
октября
25
октября
26
октября
27
октября
28
октября
29
октября
30
октября
31
октября
1
ноября
2
ноября
3
ноября
4
ноября
5
ноября
6
ноября
7
ноября
8
ноября
9
ноября
10
ноября
11
ноября
12
ноября
img

Первая пожарная команда в Костроме была организована 28 октября 1823 года, а в 1824 году было начато строительство пожарной каланчи (Архитектор Фурсов). Каланча считалась лучшей в России. В ней располагалась пожарная команда.

К началу 1820-х годов пожары в Костроме стали настоящим бедствием. К этому времени Кострома 14 раз почти полностью уничтожалась страшнейшими пожарами. На восстановление уходило много денег, сил и времени. Никакой помощи город не получал. Тогда в октябре 1823 года и была создана первая профессиональная пожарная команда, которая подчинялась полиции. До 1863 года команда состояла в полном распоряжении городской полиции, именовалась «полицейской» и комплектовалась нижними воинскими чинами. В 1873 году император Александр II подписал Указ о прекращении комплектования пожарных команд военным ведомством (в связи с введением в России всеобщей воинской обязанности). Пожарных стали принимать на работу по вольному найму преимущественно из отпускных и отставных воинских чинов, освобождая людей от службы в армии. Содержалась команда за счёт казны, руководство действиями оставалось в ведении полиции. В 1863 году «полицейская» команда переименовывается в общественную городскую пожарную команду.

Проект Устава об общественной пожарной команде утверждён министром внутренних дел 31 августа 1863 года за № 6344. Копия этого документа сохранилась в архиве Костромской пожарно-технической выставки. Из него можно понять, что с пожарными в то время заключались контракты, формой они не обеспечивались, также как и пищей. Каждому пожарному Дума выделяла специальный значок, который он должен был брать на пожар. Из состава команды избирался староста, в обязанности которого входило следить за состоянием пожарного обоза и о беспорядках докладывать представителю Думы.

В 1867 году в команде насчитывалось 39 человек, а в 1891 году – 68 человек. Возглавляли команду 2 брандмейстера: один находился при Главном пожарном депо на Сусанинской площади, другой - при вспомогательном депо на Всехсвятской улице (ныне ул. Юношеской).

Служба пожарных в то время была особенно тяжёлой. При зачислении в охрану добровольцы заключали контракт на срок не менее одного года и вносили денежный залог, равный сумме месячного оклада. Работа в пожарной команде была односменной. Трудовой день начинался в 5 утра и заканчивался поздно вечером. Выходных не было, только один раз в неделю пожарный мог уйти на 3 часа в баню или получить увольнение на сутки раз в месяц.

Большое внимание уделялось подбору лошадей по мастям. Каждая пожарная часть в Костроме, также как и в Москве и Петербурге имела свою «рубашку», подбор лошадей по мастям. Так, в Главной пожарной части (в Пожарной каланче) вначале лошади были светло-серой масти, а потом их заменили вороными, во вспомогательной были гнедые, а в добровольной – рыжие. По масти лошадей в обозе жители знали, из какой части он спешит на помощь.

Пожар в Костроме считался большим происшествием. Звонкий пожарный колокол своими частыми ударами извещал о пожаре. Тотчас же дежурный расчёт пожарных надевал бушлаты, медные каски и специальные пояса. По сигналу пожарной тревоги лошади сами рвались из своих станков. По выработавшемуся условному рефлексу, при открывании стоек, они быстро подбегали к своим упряжкам и всовывали головы в хомуты. Для выезда всего обоза требовалось не более 2-3 минут. А до пожара нужно было добраться в течение 15 минут, иначе, и тушить уже будет нечего. В Костроме всегда было много деревянной застройки. Вернувшийся с разведки вестовой лихо скакал впереди всего обоза, за ним на полном скаку мчалась четвёрка лошадей с брандмейстером, трубачом, топорниками, ствольщиками и пожарными других специальностей. На этих дрогах находились багры, раздвижная лестница, ломы, топоры, кирки. Когда-то под такими дрогами погибла пожарная собака Бобка, которая сопровождала каждый выезд Главной пожарной части. Большая, белая, мохнатая, – она была любимицей всех пожарных работников…

Как пишет Н. Н. Бочков «с конца 19 века несколько улучшилось материальное положение пожарных служителей. В январе 1899 года пожарная команда вступила в общество Голубого креста, созданное незадолго перед тем для оказания помощи пожарным. Отныне в случае смерти пожарного служителя или потери трудоспособности ему либо семье выдавалась 1 тысяча рублей, при болезни – 1 руб. в день. Собственного врача при команде не было, но она пользовалась бесплатными услугами городских врачей…»

В 1898 году в Костроме было открыто отделение Добровольного пожарного общества, которое возглавил общественный деятель В. А. Шевалдышев. (Позже, в 1910 году город выделил для строительства депо вольного общества участок на углу Калиновской и Марьинской (ныне ул. Шагова)).

Городскую администрацию не устраивало независимое положение пожарной команды, т.к. она находилась в распоряжении городской думы, и губернатору удалось добиться изменения её статуса. В 1902 году министр внутренних дел утвердил «Правила об устройстве Костромской городской общественной пожарной команды», после чего команда перешла в ведение полиции. После революционных событий начала ХХ века изменились условия работы костромских пожарных. Им предоставлялся оплачиваемый отпуск, были введены пенсии по старости. Пожарные стали активными участниками общественной и политической жизни. Перейдя на сторону революции, костромские пожарные в первые дни проявили верность Советской власти. Когда в Кострому пришло известие о победе Октябрьской революции, в центре города состоялась демонстрация рабочих. Меньшевики и эсеры, установившие на пожарной каланче пулемёты, дали приказ открыть огонь по демонстрантам, но начальник пожарной охраны не подчинился приказу. Кровопролитие было предотвращено. В это время начальником Костромской пожарной команды был Дмитрий Иванович Головцов, а брандмейстером пожарной команды в пожарной каланче – Матвей Иванович Николаев.

В архиве Костромской пожарно-технической выставки сохранилась копия письма, датированного 1918 годом, из Городской Управы Начальнику городской пожарной команды Дмитрию Ивановичу Головцову с просьбой сократить штат команды в связи с введением автомобиля, из чего можно заключить, что в пожарной охране Костромы с этого времени наравне с конными обозами стал использоваться и автомобильный транспорт.

По данным брандмайора г. Костромы Германа Ивановича Дурова в 20-х годах ХХ века Городская пожарная команда состояла из следующих частей:

1. Городская пожарная часть (в Пожарной каланче)
2. Воскресенская часть (на Всехсвятской улице)
3. Шаговская часть
4. Заволжская часть
5. Депо Костромского добровольного пожарного общества (ул. Марьинская)
6. Пожарная часть объединённых текстильных фабрик
7. Железнодорожная пожарная дружина при ст. Кострома - Северная железная дорога
8. Селищенская добровольная пожарная дружина
9. Профессиональный пожарный караул завода «Рабочий металлист»
10. Добровольное пожарное общество «Прогресс»
11. Пожарная команда парохода «1-е Мая»
12. Пожарная команда парохода 1-го Нижегородского района водной милиции.

Общий штат команды составлял 417 человек, в команде имелись 53 лошади, 3 автонасоса

Источник: по материалам архива ЦПП и ОС подготовила С.Л. Трей

Поделиться: