Самый ужасный пожар начался 28 мая 1862 года на Толкучем рынке у Апраксина двора «и в час, не более, времени вся местность, занятая лавками, была залита огнем». Пожар грозил уничтожить всю центральную часть города.
Встревоженный заревом над столицей, из загородной резиденции на пожар спешно следовал Александр II в сопровождении свиты. Пораженный невиданным зрелищем пожара, он повелевает привести с завода Уайтенса (впоследствии Невский механический) паровую машину, единственную тогда в городе, а также хлеба, вина, калачей. Пожарные – солдаты, измученные длинным рядом предшествующих беспрерывных пожаров в течение целых двадцати дней, лишенные достатка свободного времени проглотить какой-нибудь кусок, в настоящую минуту еле двигали руками. Царская забота придала пожарным новые силы.
«Трудно представить себе, до какой степени простиралась их благодарность. Хватив глоток водки и на ходу закусывая куском хлеба, они с новой энергией кидались в свою каторжную работу и делали все, что только в состоянии сделать человеческие силы».
Именно эти-то силы «серых героев», подкрепленные и приумноженные совершенной техникой – паровой машиной, заменившей десятки заливных труб, отстояли Пажеский корпус, здание Министерства внутренних дел и Большой Гостиный Двор. Около полуночи огонь потерял прежнюю силу, и его дружно добили…
Источник: Щаблов Н.Н. и др. Брандмайоры Санкт-Петербурга. СПб., изд-во «Наука», 1993