Пожары во все века являлись страшным стихийным бедствием, особенно опустошительные формы они принимали в дореволюционной России, где 90% городской и сельской застройки было деревянной. Статистические данные, опубликованные в Санкт-Петербурге в 1912 году, свидетельствуют, что сельская Россия выгорала почти полностью каждую четверть века. В течение 50 лет (1860-1910) только в европейской части страны было зарегистрировано 2 миллиона пожаров, которыми уничтожено свыше 6,5 миллиона крестьянских дворов.
14 декабря 1865 года по распоряжению Министра внутренних дел и с утверждения губернской администрации указом за № 11113 Сарапульской городской Думе было предписано:
Тотчас же по получению данного документа вытребовать от полиции весь пожарный обоз, лошадей и фураж для них. Пригласить брандмейстера с помощником и восемь конюхов. Составить список и указать в них функциональные обязанности для каждого, то есть, кто, чем должен заниматься на пожаре.
Дату 14 декабря 1865 года можно считать днём рождения пожарной охраны города. Городская Дума уделяла большое внимание пожарной безопасности. Так, 28 июня 1884 года было принято решение о покупке для пожарного обоза 14 лошадей, а 11 сентября 1896 года двух пожарных машин по 800 рублей каждая. В 1881 году в городе было организовано вольное пожарное общество, куда входило 12 действительных и 35 почётных.
Большой вклад в противопожарное обеспечение города внёс голова Сарапульской Управы П.А. Башенин (1868-1910) , под руководством которого в городе было начато строительство хозяйственно-противопожарного водоснабжения, с установкой гидрантов. Пуск нового водопровода резко изменил ход жизни пожарных и вместе с тем, стал значительным шагом вперёд в деле усовершенствования пожаротушения. В 1909 году в городе пожарную охрану возглавил брандмейстер Самарин Н.Г. – один из первых дипломированных специалистов пожарного дела в России – выпускник Санкт – Петербургских курсов пожарных – техников.
В Сарапуле первый пожарный автомобиль марки АМО-Ф-15 появился в 1935 году, а через два года было приобретено ещё два автомобиля ПМГ-1. Одну из этих машин уже обслуживал боевой расчёт из 6 человек. Пожарная команда получила статус профессиональной и затем была преобразована в отряд с соподчинением ведомственных пожарных команд.
В 1982 году для повышения боеспособности и мобильности, городская пожарная часть была военизирована. Возглавил её, ныне полковник в отставке, Глухов Леонид Александрович. Хотя задачи остались прежние, другими стали критерии отбора и приёма на службу - это и обязательная служба в армии, среднее образование, хорошая физическая подготовка, позволяющая выполнить сложную и опасную работу. Боевую работу, связанную с тушением пожаров, возглавили выпускники пожарно-технических училищ. В 2002 году пожарная охрана вошла в состав МЧС России.
За это время пожарная охрана города претерпела большие изменения. Однако содержание и сущность самой службы остались прежними - быть всегда на чеку на линии огня.