3 октября 1906 года, появился международный сигнал бедствия SOS. Изначально он не имел никакой расшифровки и был выбран Международной радиотелеграфной конвенцией просто потому, что подать его очень легко, а спутать с чем-либо другим практически невозможно. Простая, быстрая и отчетливая комбинация (три точки, три тире, три точки) уже потом стала обрастать всевозможными расшифровками, среди которых больше других закрепилась и дошла до нас «спасите наши души» (от англ. Save Our Souls или Save Our Spirits).
История появления.
Еще до изобретения радио на флоте использовали множество способов подачи визуальных сигналов. Флаги, сигнальные огни, колокола. Ночью даже фонарик сгодится.
Радио на флоте называли беспроводным телеграфом и туда переехала азбука Морзе, которая была разработана для пользования телеграфными береговыми службами.
Когда радио начало получать широкое использование на морских судах, встал вопрос о стандартизации сигналов и передачи сообщений. С 1906 по 1906 года было собрано две международные конференции по радиотелеграфии.
Первым сигналом о бедствии был принят сигнал CQD. В береговой телеграфии сигнал CQ был общим сигналом вызова всех станций. То есть сигнал подавался в эфир и предназначался для всех. По аналогии с береговым был придуман и морской сигнал с одной лишь разницей. К уже привычному CQ добавили D. Из-за английского слова Danger.
Сигнал не просуществовал долго. На второй международной конференции отказались от CDQ. Компания производитель радиостанций Marconi Co настаивала, чтобы сигнал оставили. Представители США на той конференции высказались против. Из-за явной схожести CQD с CQ их часто путали. К тому же сигнал CQD уже использовался береговыми службами для обозначения аварийных ситуаций на железной дороге. Представители других стран-участниц (присутствовали 9 стран, Россия тоже присутствовала) конференции поддержали высказывания представителей США. По итогам конференции сигнал CDQ был упразднен.
Сигнал SOS подсмотрели у Германии. Тогда у нее был сигнал Notzeichen (…---…). Notzeichen не имел привязки к буквам и требовался для привлечения внимания в эфире. Когда радисты видели этот сигнал, передача любых сигналов в эфир прекращалась. Создавалась тишина, чтобы экстренные сообщения могли без препятствий попасть в эфир.
Сигнал SOS был различим среди других сообщений и легко читался из-за своей симметричной структуры. Поэтому он был взять на вооружения второй международной конференцией по радиотелеграфии. Изначально такой сигнал SOS не имел названия и обозначался как сигнал бедствия. Так в немецкой системе этот сигнал не имел буквенных промежутков и по этому может трактоваться по-разному.
Первое применение.
Во многих источниках вы можете прочитать, что первое применение этого сигнала приписывают «Титанику» в 1912 году. До этого момента были зарегистрированы сигналы SOS.
Первым документально зарегистрированным случаем использования сигнала SOS был сигнал от американского парохода «Арапахо» в августе 1909 года. Судно потеряло ход и начало дрейфовать по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал бедствия был принят береговой станции острова Хаттерас в Северной Каролине.