Взрыв в Галифаксе

22
ноября
23
ноября
24
ноября
25
ноября
26
ноября
27
ноября
28
ноября
29
ноября
30
ноября
1
декабря
2
декабря
3
декабря
4
декабря
5
декабря
6
декабря
7
декабря
8
декабря
9
декабря
10
декабря
11
декабря
12
декабря
13
декабря
14
декабря
15
декабря
16
декабря
17
декабря
18
декабря
19
декабря
20
декабря
21
декабря
img

6 декабря 1917 года в гавани канадского города Галифакса французский военный транспорт «Монблан», загруженный практически одной взрывчаткой, столкнулся с норвежским кораблём «Имо». Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человеком, его считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи, оценивая его эквивалент в 2,9 килотонн тротила.

Норвежское судно «Имо» выполняло рейс из Нидерландов в Нью-Йорк, где должно было забрать грузы для помощи гражданскому населению Бельгии, пострадавшему от Первой мировой войны. В нейтральный порт Галифакс судно прибыло 3 декабря для проверки.

25 ноября в Нью-йоркском порту судно "Монблан" приняло груз взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ:
пикриновой кислоты — 2300 тонн;
тротила — 200 тонн;
пироксилина — 10 тонн;
бензола в бочках — 35 тонн.

Промежуточным пунктом на маршруте был Галифакс, где во внутренней гавани формировались конвои для перехода через Атлантику. До войны суда с опасными грузами не допускались в порт, но под нажимом немецких подводных лодок этот запрет был снят. «Монблан» прибыл на внешний рейд Галифакса вечером 5 декабря и не успел войти в порт до постановки противолодочных сетей. Опытный лоцман прибыл на борт «Монблана» вечером 5 декабря и затребовал специальных мер предосторожности (например, корабль сопровождения), но они не были предприняты.

В проливе, соединяющем Бедфорд-Бэйсин с рейдом, было установлено правостороннее движение и ограничение скорости 5 узлов (9,3 км/ч). На следующее утро около 7 часов «Монблан» начал заходить в порт вторым по очереди. В это же время из порта начал выходить «Имо», который, стремясь нагнать потерянное время, значительно превысил допустимую скорость. В это время американский торговый пароход «SS Clara» входил в залив по неправильной (западной) стороне пролива, и лоцманы решили разойтись правыми бортами. После этого «Имо» был вынужден взять ещё левее.

Лоцман "Монблана" был поглощён наблюдением за паромами и другими мелкими судами и заметил «Имо» на расстоянии ¾ мили (1,2 км). Он дал короткий свисток, указывая таким образом, что имеет преимущество, но «Имо» ответил двойным свистком, сигнализируя, что не намерен изменять курс. Монблан застопорил машины, уклонился вправо и снова дал короткий свисток, полагая, что «Имо» сделает такой же манёвр, но тот снова ответил двойным. На ближайших кораблях матросы собрались посмотреть на возможное столкновение. Оба судна застопорили машины, но по инерции медленно шли друг на друга, и капитан «Монблана», понимая опасность детонации груза при ударе, взял ещё круче вправо. Оба судна расположились почти параллельно друг другу и в последний момент столкновения удалось избежать. В следующее мгновение «Имо» дал тройной свисток, обозначая намерение дать задний ход, и поперечная тяга правого винта вкупе с низкой осадкой порожнего судна привели к тому, что нос «Имо» в 8:45 врезался в правый борт «Монблана» у трюма № 1.

Повреждения не были значительными, но бензол из повреждённых бочек вытек в трюм и стал испаряться. Капитан «Имо» тут же дал машине задний ход, «Имо» высвободился из пробоины и ушёл. При расцеплении судов трение металла о металл вызвало сноп искр, от которых вспыхнул растёкшийся бензол и начался пожар, быстро распространившийся от уровня ватерлинии вверх по борту. Густой чёрный дым и страх перед немедленным взрывом заставили капитана отдать приказ покинуть судно. Тем временем жители Галифакса из окон и с улицы наблюдали за пожаром. Слабые крики команды «Монблана» о том, что их судно может взорваться, тонули в шуме и общей суматохе. Дрейфуя, «Монблан» навалился на пирс №6. Буксир «Стелла Марис», оставив свой караван, немедленно стал тушить пожар, но капитан судна вскоре понял, что одним стволом ему не справиться, и отошёл. Когда чуть позже к "Монблану" подошли еще несколько судов, капитаны решили завести на транспорт канат и оттащить судно от пирса, чтобы огонь не перекинулся на сушу.

Но в 9 ч. 4 мин. 30 с огонь добрался до груза взрывчатки. Корпус судна был разорван на части, ударная волна распространялась со скоростью более 1 км/с, в эпицентре температура достигала 5000 °C. Оплавленный ствол 90-мм носовой пушки «Монблана» нашли в 5,6 км к северу, а часть якоря массой в полтонны — в 3,2 км к югу. 100-килограммовый кусок шпангоута был найден в лесу в 12 милях (19 км) от эпицентра взрыва.

Облако дыма поднялось на высоту более 3600 м. Ударная волна со скоростью, в 23 раза превышающей скорость звука, была отмечена в 207 км от эпицентра. На площади 160 га всё было полностью разрушено, взрыв на мгновение обнажил дно гавани, произвёл волновой заплеск высотой 18 метров над уровнем прилива, который выбросил «Имо» на берег. Взрывом были убиты наповал почти все находившиеся на близлежащих кораблях. В команде «Монблана» погиб лишь один человек.

Всего более 1600 человек погибли непосредственно во время взрыва, около 9000 были ранены (и 300 скончались от ран). Несколько сот человек, смотревших на пожар из окон, были ослеплены осколками. В радиусе 2,6 км здания были либо полностью разрушены, либо серьёзно повреждены. Многие люди сгорели заживо, так как от разрушенных печей начались массовые пожары, бушевавшие несколько дней. Многие раненые замёрзли под обломками, так как на следующий день похолодало и начался буран. Каменные фабричные здания близ шестого пирса, как, например, сахарный завод «Acadia Sugar Refinery», обратились в груды строительного мусора, под которыми погибло большинство рабочих. На хлопчатобумажной фабрике «Nova Scotia» в полутора километрах от эпицентра обрушились железобетонные перекрытия и начался пожар. Здание Королевского морского колледжа было сильно повреждено. На станции Ричмонд и её грузовом дворе погибли 55 железнодорожников и пострадало более 500 вагонов.

Потери могли бы быть ещё больше, если бы не самопожертвование железнодорожного диспетчера по имени Патрик Винсент Коулмен, чьё рабочее место было на товарном дворе в 230 метрах от 6-го пирса. Винсент и его коллега узнали от одного из матросов с «Монблана» о его грузе и побежали спасаться, но Коулмен вспомнил о том, что с минуты на минуту должен прибыть пассажирский поезд из Сент Джон. Вернувшись на пост, он стал по телеграфу требовать остановки поезда. Эти сообщения привели к полной остановке движения поездов вокруг Галифакса, позволив железнодорожникам немедленно принять меры. Диспетчеры спасли сотни жизней, но сами погибли при взрыве. Патрик Коулмен был введён в зал славы Канадских железных дорог в 2004 году.

Пароход «Имо» в 1918 году сняли с мели, отремонтировали и переименовали в «Гивернорен». В 1921 году он во время рейса в Антарктику наскочил на скалы и затонул. По официальной информации, погибло 1963 человека (по данным 2002 года, были опознаны 1950 человек), пропало без вести около 2 тысяч человек. В трёх городских школах из 500 учеников выжило 11. Район Ричмонд, находящийся в северной части города, практически полностью был стёрт с лица земли. Всего в городе было полностью разрушено 1630 зданий, 12 тысяч было сильно повреждено. Общий материальный ущерб от катастрофы составил 35 миллионов канадских долларов. 18 июля 2013 года в возрасте 98 лет умерла Мэри Анастэйша Мёрфи — последняя из переживших взрыв жителей Галифакса, ей тогда было 2 года.

Поделиться: