Пожар на товарной станции Казанской железной дороги

12
мая
13
мая
14
мая
15
мая
16
мая
17
мая
18
мая
19
мая
20
мая
21
мая
22
мая
23
мая
24
мая
25
мая
26
мая
27
мая
28
мая
29
мая
30
мая
31
мая
1
июня
2
июня
3
июня
4
июня
5
июня
6
июня
7
июня
8
июня
9
июня
10
июня
img

Московские старожилы до сих пор вспоминают страшный пожар на товарной станции Казанской железной дороги, вспыхнувший 26 мая 1918 года. День был ветреным, и огонь быстро распространялся, охватывая деревянные пакгаузы, штабеля леса, дома. Вскоре станция превратилась в огненный костер. Горели склады с теми самыми товарами, в которых так нуждалась зажатая в блокадное кольцо республика. Горели дрова, которые в те времена были единственным топливом для заводских и для паровозных котлов, не говоря уже о жилых домах. И, наконец, огонь подобрался к стоявшему у платформы составу со снарядами, предназначавшемуся для отправки на фронт. Снаряды начали взрываться, и над товарной станцией поднялся огненный ураган. Тушили его и пожарные, и железнодорожники, и солдаты воинских частей. Только через сутки пожар удалось остановить. Несколько десятков человек погибло, только с хлебом, сахаром и крупой сгорело около сотни вагонов. Огонь уничтожил многие сооружения Казанского железнодорожного узла.

Из книги Карпова Владимира Васильевича «Люди долга и отваги. Книга вторая»:
«Пожарные части работали героически. Это была настоящая битва. Нестерпимый жар, тяжелый, жгучий, всепроникающий дым и непрерывные разрывы снарядов в охваченных огнем вагонах… Многие пожарные были ранены. Целый день около четырехсот бойцов сдерживали яростный натиск огня, лавина которого грозила ворваться в город. И люди выстояли.

Пожар начался от загоревшегося хлопка, но от чего загорелся хлопок, осталось неизвестным. На возможные причины указывает опубликованное в те дни обращение народного комиссара внутренних дел Г. И. Петровского:
«Чрезвычайные политические события текущих дней, — говорилось в нем, — могут вызвать еще ряд бедствий в виде громадных пожаров, как это было уже 26 мая в Москве, в Туле, что может повториться и в других городах и селениях. Выход из этого положения только один — охрана народного достояния от пожарных бедствий… Эта охрана требует сильнейшего напряжения сил, в особенности в данный момент, когда сторонники старого порядка, мракобесы, кулаки, живущие чужим трудом, эксплуататоры-собственники готовы на почве мести совершить еще новое гнусное дело — зажечь свои прежние имения, усадьбы и угодья…». Обращение призывало трудящихся принять активное участие в охране страны от поджогов и пожаров.»

Вот что писал в дневнике один из руководителей тушения Ф. Перов:
«Команда работала выше всякой похвалы, и благодаря дружным усилиям к 8 часам вечера удалось настолько сбить огонь, что окружающим зданиям опасность уже не угрожала и появилась возможность пройти по всему месту пожарища». Ф. Перов пишет далее, что только в одном месте - около пакгауза, находившегося возле переезда через железнодорожные пути, пришлось еще долго и настойчиво бороться с огнем. Там горели большие штабеля леса, цистерны с горючим и платформы со снарядами. Сильный ветер бросал снопы искр, обдавал удушливым дымом горящего керосина, серы, каменного угля. Жара, качалось, была непереносимой. Но люди не отступали. К 12 часам ночи все главные очаги огня были подавлены. Но еще целую ночь и весь следующий день, пожарные части, сменяя периодически личный состав, разбирали и поливали водой тлеющие конструкции и груды различных материалов. Только 27 мая в 4 ч 40 мин последней пожарной команде был дан приказ покинуть территорию товарной станции.

О причинах пожара ходило много слухов, но точную причину установить не удалось. Большинство специалистов склонялись к одной версии: поджог, диверсионный акт.
Ю. Назаров, журнал «Пожарное дело» № 10/90

Вот что записал в своем дневнике за 28 мая 1918 года москвич Окунев Никита:
«В воскресенье с 2 ч. дня и до самого вечера во всей Москве слышались не то выстрелы, не то взрывы оглушительной силы. Был такой час, в который эта канонада звуков не прерывалась. С восточной стороны города тянулся по всему городу густой, темный дым. Это был страшный пожар в Гавриковом переулке. Почти совершенно сгорела товарная станция Казанской ж.д.

Как позднее выяснилось, пожар возник от поджога: там были вагоны с продовольствием, и охрана расхищала его, и затем понадобилось скрыть следы хищений, и в результате несколько десятков людей погибло и ранено от взрывов, падений горящих построек и вообще от пожарного бедствия.

Сгорело несколько сот вагонов на платформах и до 200 — на путях. Между прочим, 22 со снарядами, предназначавшимися к отправке на «внутренний» фронт. В сотнях вагонов была масса продовольственных и мануфактурных грузов. Кроме того, сгорели станционные платформы и несколько домов на территории станции».

Поделиться: