19 июня 1919 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) "О признании водолазного имущества и предприятий собственностью Республики и о передаче его в ведение Главного Управления Водного Транспорта".
Данным документов предписывалось признать все предприятия и водолазное имущество достоянием республики и передать его Главному управлению водного транспорта через соответствующие органы полностью, за исключением имущества, находящегося в ведении военно-морского флота.
Таким образом, несмотря на сложное положение в стране, советское правительство проводил ряд мероприятий, направленных на упорядочение и развитие спасательного, судоподъемного и водолазного дела.
Так, 14 декабря 1920 года, постановлением Комиссии по снабжению рабочих при Наркомпроде, водолазы были приравнены по снабжению к командирам подводных лодок во время выхода в море.
В декрете Совнаркома от 5 января 1921 года «О работах по подъему затонувших судов на Черном и Азовском морях» говорится: «Ввиду особой трудности судоподъемных работ и опасности их для жизни и здоровья установить особые нормы оплаты труда и выдачи продовольствия, а также денежного и натурального премирования работ...». Этот день считается днем основания Поисково-спасательной службы ВМФ.
28 апреля 1921 года была создана Центральная водолазная база (ЦВБ) при Центральном техническом водном управлении по отделу судоподъемных, водолазных и спасательных работ, а в 1922 году при ЦВБ была создана водолазная школа на 50 учеников.
В развитии водолазного дела в России и совершенствовании вентилируемого водолазного снаряжения большую роль сыграла Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), созданная 17 декабря 1923 года приказом № 528 ОГПУ.
Создание ЭПРОН было связано с проводившимися на Черном море поисками золота на затонувшем в Балаклавской бухте в 1854 г. во время Крымской войны английском паровом фрегате «Принц», получившем в народе название «Черный принц».
Поскольку предполагалось, что «Принц» лежит на глубине свыше 100 м, необходимо было создать специальное подразделение, способное производить поисковые работы на больших глубинах, а затем потребовалось пригласить специалистов частной японской фирмы «Синхай Когиоесио лимитед», имевших большой опыт практических работ.
В 1925 г. водолазы этой фирмы в Средиземном море подняли с затонувшего на глубине 72 м английского парохода большие ценности.
ЭПРОН объединил все водолазное дело в стране, организовал централизованную подготовку водолазов и промышленное производство водолазной техники. На базе ЭПРОНа были развернуты исследования и экспериментальные работы в области водолазного дела, совершенствовались и создавались новые образцы водолазной техники.
В 1925 году в Балаклаве были организованы первые курсы водолазного дела при ЭПРОНе. В этом же году одним из курсантов-водолазов при учебных спусках под руководством врача ЭПРОНа Константина Алексеевича Павловского было найдено судно «Принц», затонувшее в 1854 г. Оно было затем обследовано, но золота на нем не оказалось.
1 марта 1930 года в ведение ЭПРОНа были переданы Центральная водолазная база и ее водолазная школа. В 1930 г. водолазная школа ЭПРОНа была реорганизована в Военно-морской водолазный техникум, который стал общесоюзным центром подготовки водолазов и водолазовглубоководников. Начальником техникума был назначен Феоктист Андреевич Шпакович, а его заместителем — К.А.Павловский. С организацией техникума началось усиленное освоение водолазами больших глубин.
1 января 1931 года ЭПРОН был передан в ведение Народного комиссариата путей сообщения, а 23 февраля 1931 г. - Народного комиссариата водного транспорта.
11 марта 1931 года при Главном управлении для проработки производственных вопросов, разработки проектов и планов судоподъемных, аварийно-спасательных и водолазно-строительных работ, конструкции приспособлений и усовершенствований производства был организован Научно-технический совет ЭПРОНа.
Наряду со специалистами его Главного управления, в него вошли ведущие ученые в области кораблестроения — академик Алексей Николаевич Крылов, члены-корреспонденты АН СССР Ю.А. Шиманский, П.Ф. Попкович, профессор В.Г. Власов и в области физиологии водолазного руда - академик Леон Абгарович Орбели и член-корреспондент АН СССР Е.М. Крепе. С 1932 года Научно-технический совет возглавлял начальник ЭПРОНа Фотий Иванович Крылов.
Материалы заседаний Совета и отчеты по наиболее интересным судоподъемным и водолазным работам публиковались в «Сборниках ЭПРОНа». Их начали издавать с 1933 года.
#водолазы
По материалам из открытых источников и http://www.vodo-laz.ru