Издан Декрет СНК о национализации водолазного имущества и передаче его ГУ водного транспорта

5
июня
6
июня
7
июня
8
июня
9
июня
10
июня
11
июня
12
июня
13
июня
14
июня
15
июня
16
июня
17
июня
18
июня
19
июня
20
июня
21
июня
22
июня
23
июня
24
июня
25
июня
26
июня
27
июня
28
июня
29
июня
30
июня
1
июля
2
июля
3
июля
4
июля
img

19 июня 1919 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) "О признании водолазного имущества и предприятий собственностью Республики и о передаче его в ведение Главного Управления Водного Транспорта".

Данным документов предписывалось признать все предприятия и водолазное имущество достоянием республики и передать его Главному управлению водного транспорта через соответствующие органы полностью, за исключением имущества, находящегося в ведении военно-морского флота.

Таким образом, несмотря на сложное положение в стране, советское правительство проводил ряд мероприятий, направленных на упорядочение и развитие спасательного, судоподъемного и водолазного дела.

Так, 14 декабря 1920 года, постановлением Комиссии по снабжению рабочих при Наркомпроде, водолазы были приравнены по снабжению к командирам подводных лодок во время выхода в море.

В декрете Совнаркома от 5 января 1921 года «О работах по подъему затонувших судов на Черном и Азовском морях» говорится: «Ввиду особой трудности судоподъемных работ и опасности их для жизни и здоровья установить особые нормы оплаты труда и выдачи продовольствия, а также денежного и натурального премирования работ...». Этот день считается днем основания Поисково-спасательной службы ВМФ.

28 апреля 1921 года была создана Центральная водолазная база (ЦВБ) при Центральном техническом водном управлении по отделу судоподъемных, водолазных и спасательных работ, а в 1922 году при ЦВБ была создана водолазная школа на 50 учеников.

В развитии водолазного дела в России и совершенствовании вентилируемого водолазного снаряжения большую роль сыграла Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), созданная 17 декабря 1923 года приказом № 528 ОГПУ.

Создание ЭПРОН было связано с проводившимися на Черном море поисками золота на затонувшем в Балаклавской бухте в 1854 г. во время Крымской войны английском паровом фрегате «Принц», получившем в народе название «Черный принц».

Поскольку предполагалось, что «Принц» лежит на глубине свыше 100 м, необходимо было создать специальное подразделение, способное производить поисковые работы на больших глубинах, а затем потребовалось пригласить специалистов частной японской фирмы «Синхай Когиоесио лимитед», имевших большой опыт практических работ.

В 1925 г. водолазы этой фирмы в Средиземном море подняли с затонувшего на глубине 72 м английского парохода большие ценности.

ЭПРОН объединил все водолазное дело в стране, организовал централизованную подготовку водолазов и промышленное производство водолазной техники. На базе ЭПРОНа были развернуты исследования и экспериментальные работы в области водолазного дела, совершенствовались и создавались новые образцы водолазной техники.

В 1925 году в Балаклаве были организованы первые курсы водолазного дела при ЭПРОНе. В этом же году одним из курсантов-водолазов при учебных спусках под руководством врача ЭПРОНа Константина Алексеевича Павловского было найдено судно «Принц», затонувшее в 1854 г. Оно было затем обследовано, но золота на нем не оказалось.

1 марта 1930 года в ведение ЭПРОНа были переданы Центральная водолазная база и ее водолазная школа. В 1930 г. водолазная школа ЭПРОНа была реорганизована в Военно-морской водолазный техникум, который стал общесоюзным центром подготовки водолазов и водолазовглубоководников. Начальником техникума был назначен Феоктист Андреевич Шпакович, а его заместителем — К.А.Павловский. С организацией техникума началось усиленное освоение водолазами больших глубин.

1 января 1931 года ЭПРОН был передан в ведение Народного комиссариата путей сообщения, а 23 февраля 1931 г. - Народного комиссариата водного транспорта.

11 марта 1931 года при Главном управлении для проработки производственных вопросов, разработки проектов и планов судоподъемных, аварийно-спасательных и водолазно-строительных работ, конструкции приспособлений и усовершенствований производства был организован Научно-технический совет ЭПРОНа.

Наряду со специалистами его Главного управления, в него вошли ведущие ученые в области кораблестроения — академик Алексей Николаевич Крылов, члены-корреспонденты АН СССР Ю.А. Шиманский, П.Ф. Попкович, профессор В.Г. Власов и в области физиологии водолазного руда - академик Леон Абгарович Орбели и член-корреспондент АН СССР Е.М. Крепе. С 1932 года Научно-технический совет возглавлял начальник ЭПРОНа Фотий Иванович Крылов.

Материалы заседаний Совета и отчеты по наиболее интересным судоподъемным и водолазным работам публиковались в «Сборниках ЭПРОНа». Их начали издавать с 1933 года.

#водолазы

По материалам из открытых источников и http://www.vodo-laz.ru

Поделиться: